Концепция поменялась. Опять [ Редагувати ]
Пока парламент в очередной раз затруднился с принятием "еврозаконов", Кабмин взял интеграцию в ЕС в свои руки. 21 ноября правительство приняло решение о приостановке подготовки к ассоциации. Власти уверяют: это еще не крест. Но и обоснование распоряжения, и реакция на его публикацию оставляют простор для сомнений.
Имидж – ничто, экономика – все!
Даже за неделю до Вильнюсского саммита выполнение последних трех условий Брюсселя давалось Верховной раде тяжело. 21 ноября парламентарии прошли только один отрезок пути – пожалуй, самый легкий для них. Пакет поправок в избирательное законодательство был принят в целом 365 голосами. Зато голосование за череду законопроектов, предполагающих право заключенных на лечение за границей (или же прицельное освобождение Юлии Тимошенко), проваливалось раз за разом. А до закона о прокуратуре у депутатов руки так и не дошли. Вечернее заседание парламента закрылось на стадии блокирования трибуны. Слишком уж большое оживление вызвала правительственная версия евроинтеграционных усилий.
Пока в Верховной раде бурно обсуждался вопрос, успеют ли депутаты принять необходимые решения до 28-29 ноября, выяснилось, что в Кабмине евробудущее рассматривают под совсем иным углом. "Приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, и действие решения Кабинета министров Украины от 18 сентября 2013 года "О подготовке к подписанию проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами, с другой стороны", - говорилось в обнародованном 21 ноября распоряжении. Документ предполагает, что итогом приостановки должна стать разработка "комплекса мер, которые Украина должна выполнить для воссоздания утраченных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами – членами СНГ, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и странами – членами ЕС, что является базовым принципом международного права и основой экономической безопасности страны". И делать это Киев планирует не в одиночку: "Согласно распоряжению, МИД совместно с Минэкономразвития и Минпромполитики поручено предложить Европейскому Союзу и Российской Федерации образовать комиссию на трехсторонней основе для проработки комплекса вопросов".
Сенсационное распоряжение, принятое практически "на пороге" саммита в Вильнюсе, при всей своей неожиданности хорошо вписывается в логику недавних заявлений членов Кабмина. Так днем ранее, находясь в Санкт-Петербурге, Николай Азаров рассказал о потерях украинской экономики из-за разногласий с Россией и отдельно подчеркнул, что именно от переговоров с РФ зависит судьба государственного бюджета. Несмотря на явное сходство аргументации, в правительстве уверяют, что российский след за украинским распоряжением не просматривается, и встреча премьера с Дмитрием Медведевым на принятии решения никак не сказалась. "Это не связано с визитом премьера в Санкт-Петербург. Ситуация анализировалась, анализ ситуации проводился весь последний месяц. Ситуация анализировалась со всех точек зрения: экономической, социальной и политической. И сегодняшнее постановление явилось результатом этого", - объяснял Юрий Бойко.
Сегодня замораживание процесса ассоциации в правительстве склонны объяснять сугубо прагматично в стиле "Утром – деньги, вечером – стулья". "В экономическом плане мы не получили четкого сигнала со стороны наших европейских партнеров, что те потери торгово-экономического объема, которые мы получили за последние четыре месяца, будут компенсированы от поступления новых рынков и поставок нашей продукции на новые рынки Европы", - уточнил вице-премьер. А пока ЕС формулирует компенсационные предложения, Киев рассчитывает реанимировать восточное направление. "Нет никакого секрета, что, возможно, большую помощь окажут со стороны стран Таможенного союза на период, пока будут продолжаться консультации", - не скрывает надежд представитель Украины при Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов.
При всей значимости экономических аргументов вопросы к позиции властей появляются автоматически. Первый из них – "календарный". Потери от российской таможенной и околоторговой политики Украина несет с августа, но пересмотреть подходы к евроинтеграции в Кабмине решили за неделю до саммита Восточного партнерства. Напомним, процедуру подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации Кабмин запустил в сентябре – уже после того, как масштаб российского "сопротивления" начали оценивать даже на Западе. Можно предположить, что украинские власти недооценили масштабы последствий или не учли "градуса" принципиальности Кремля. Что само по себе порождает еще один – не менее закономерный – вопрос: на что же рассчитывал Киев? Более того, во-первых, непонятно, почему "возобновить активный диалог с РФ и другими странами Таможенного союза и государствами-членами СНГ относительно активизации торгово-экономических связей с целью сохранения и укрепления совместными усилиями экономического потенциала государства" (цитируя распоряжение) нельзя после подписания соглашения – если, конечно, иметь в виду сугубо экономические факторы, а не политические. Наконец, во-вторых, в сложившейся ситуации несколько удивляет примат правоты России. Своим документом Кабинет министров признает, что евроинтеграционные усилия Украины повлекли за собой проблемы из-за сокращения экспорта в страны Таможенного союза. Вот только не следует забывать, что проблемы эти неформализованы – Москва не считает свои последние действия санкциями, скорее, отработкой механизмов санкционных ограничений. То есть, с экономическими затруднениями "из-за ассоциации" Украина столкнулась задолго до самой ассоциации из-за желания РФ отрепетировать превентивные меры. А в таком случае не до конца ясно, как и какие именно "консультации" могут помочь, кроме обещания прямых компенсаций, рассчитывать на которые сложно. Хотя здесь многое зависит от того, планирует ли Киев в принципе продолжать евроинтеграцию, а не только уповать на умиротворение Таможенного союза.
Коса на камень
Реакцию правящего лагеря на решение Кабмина усреднить непросто. Во всяком случае, первые заявления производили впечатление, что правительство и президент внезапно очутились в разных углах ринга. "Альтернативы реформам в Украине, альтернативы евроинтеграции не существует",- неоднократно заявлял 21 ноября Виктор Янукович в ходе своего визита в Австрию. Министр иностранных дел также не торопился обсуждать резкий политический разворот. "Я не могу сейчас комментировать, я не знаю, что за постановление", - сказал в Вене Леонид Кожара. Но уже вечером фракция ПР поработала над концепцией: парламентские "регионалы" обратились к президенту с просьбой о "временной отсрочке подписания Соглашения об ассоциации с ЕС".
А вот некоторые "региональные" спикеры на смену курса отреагировали быстро. При этом большинство из них заняло срединную позицию: интеграцию, конечно, нужно продолжать, но не в ущерб финансовым интересам. "Европейский вектор развития Украины остается для нас приоритетом. Для нас это означает европейский уровень жизни, европейские зарплаты, европейский уровень социальной защиты. Смены внешнеполитического курса нет. Есть сбалансированное, выверенное решение, направленное на защиту наших национальных интересов и интересов наших граждан", - убежден нардеп Владимир Олийнык. Вот только цель "сбалансированного решения" пока неясна. Власти то ли рассчитывают на возрождение товарооборота с Россией, после чего можно будет вернуться и к "ассоциативной" теме (хотя, опять-таки – непонятно, что остановит РФ от введения тех санкций, о которых она твердит месяцами), то ли развивают поднятую недавно тему "помогите материально". Причем ключевой, очевидно, является помощь не Брюсселя (тем более что недавно посол ЕС в Украине Ян Томбинский отдельно оговорил – между помощью и "заплатить долги" все же есть разница), а все-таки МВФ. "Мы попросили: дайте нам кредит, сразу из 15 миллиардов долларов мы должны 4 миллиарда долларов отдать – перекредитоваться. То есть 12 миллиардов долларов нам надо для поддержки гривны, для пополнения золотовалютных запасов Украины. Это в краткосрочной перспективе. Дальше пойдут инвестиции, но они не сразу пойдут, рабочие места появятся не сразу, но как только мы подпишем договор, Россия введет санкции", - делился подсчетами Олийнык.
Брюссель же сигнал, на который, по их словам, рассчитывали в ПР, не дал. "На сегодня ЕС ничего не предложил Украине, в частности, в части решения долговых проблем страны и кредитования Международным валютным фондом. Вместо этого он многомиллионную страну положил на одни весы с судьбой одного человека – Юлии Тимошенко, требуя решить ее вопрос", - негодовал "регионал" Александр Стоян. При этом с одной стороны, в Международном валютном фонде настоятельно просили не связывать итоги работы миссии с результатами интеграционного забега. А с другой – европейские политики рекомендовали Украине решать свои проблемы с Фондом самостоятельно. "Несомненно, Украина стоит перед необходимостью дальнейшего внутреннего реформирования. Дополнительно серьезной проблемой для Украины является бюджетная консолидация. Без значительных финансовых вливаний со стороны МВФ это сложно осуществить. Мы считаем, что соответствующее соглашение является крайне необходимым... Наша настоятельная рекомендация – осуществить необходимые реформы", - заочно советовала канцлер ФРГ Ангела Меркель. Но в Кабмине признаются, что идти на требования МВФ там не собираются. В конечном итоге коса нашла-таки на камень – еще с громким внешнеполитическим лязгом.
Если жизнь перед саммитом?
Пока власти объясняют, почему в ассоциацию нельзя идти именно сейчас, и обещают собрать тематическое заседание Совета национальной безопасности и обороны, первая – еще нестройная – реакция на их действия разворачивается по предсказуемому сценарию. Чуть ли не самой подготовленной стороной (причем – даже в сравнении с некоторыми представителями украинских верхов) в четверг выглядела Москва. Во всяком случае, если опираться на заявление президента РФ.
Повод для оживления и без того интригующей ситуации 21 ноября дал Владимир Путин. Российский лидер пообещал оценить возможности трехстороннего сотрудничества чуть ли не в момент подготовки распоряжения Кабмина к публикации. "Он (Янукович) только предлагает провести переговоры втроем – Европа, Украина, Россия. Мы – за. Но только до принятия решения. Как же мы можем вести переговоры по тем вопросам, которые уже согласованы и приняты. Какова же наша роль в этих переговорах? Она нулевая, но к такой дискуссии мы, если она будет носить предметный характер, конечно, готовы", - рассказал Владимир Владимирович перед Российским литературным собранием. Подобная синхронность позволяет предположить, что с Кремлем такая перспектива уже обсуждалась (хотя в России это отрицают). Зато для Европы поворот на три стороны, по всей видимости, стал сюрпризом. "Давайте будем осторожны и не торопиться с какими-то выводами. Для того, чтобы отреагировать, нужно некоторое время. Мы должны получить информацию со всех сторон. Потому что я знаю, что в парламенте еще идет работа, и мой вопрос – зачем, для чего, если они хотят остановиться. Я также ожидаю, что президент также что-то скажет", - осторожно реагировал на происходящее глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.
Продолжение деятельности рабочей группы "по Тимошенко" в парламенте объяснили просто: Верховная рада не давала отмашку на ее прекращение. Но вот результативность этой работы пока под вопросом. Еще до того, как Кабмин заморозил ассоциацию,в ПР допускали, что закон о лечении заключенных за границей все-таки будет принят – например, после Нового года. Но станут ли "регионалы" прилагать усилия в условиях, когда о немедленной интеграции речь уже не идет – большой вопрос.
Тем временем оппозиция на изменение реалий отреагировала сразу. Парламентские "меньшевики" готовы требовать отставки правительства, импичмента президенту или, как минимум, срочного отчета первых лиц государства перед Верховной радой. Действия Кабмина они расценивают однозначно. "Мы уже сейчас готовим соответствующий проект постановления и завтра он будет зарегистрирован в Верховной раде Украины, об отставке правительства Азарова как изменников национальных интересов Украины", - объявил лидер "Свободы" Олег Тягнибок. Но европейцы пока настроены более миролюбиво. Правда, не все.
То, что вечером 21 ноября еврокомиссар по вопросам расширения отменил свой срочный визит в Украину (причиной назначения которого стал провал "евроголосования") – не слишком приятный для Киева симптом. По словам оппозиционеров, поддерживающим с ним связь, Штефан Фюле "шокирован". И, судя по всему, не только он. Официальный Брюссель на происходящее реагирует сдержанно, но для Киева - нелестно. "ЕС принял к сведению решение правительства Украины приостановить процесс подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации, включительно с глубокой и всеобъемлющей зоной свободной торговли, между ЕС и Украиной. Это разочарование не только для Евросоюза, но и, мы считаем, для украинского народа", - высказалась вечером 21 ноября верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон.
По всей видимости, среди европейцев наиболее популярна версия "Украина поддалась давлению России". "Мне кажется, Украина уже не готова, не желает подписывать соглашение об ассоциации из-за давления России", - считает глава комитета Европарламента по иностранным делам Элмар Брок. Схожего мнения о "брутальном давлении" придерживается и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.
И все же симпатики Украины продолжают рассчитывать на лучшее. "Окончательное решение в отношении подписания Соглашения об ассоциации с Украиной остается за Советом Национальной безопасности и обороны и президентом Януковичем. Может, они сделают мудрый выбор для своих людей", - не теряет надежды глава польского внешнеполитического ведомства Радослав Сикорский. Но не все настолько же оптимистичны. В Германии дипломатично признают за Киевом "суверенное право Украины свободно выбирать свой путь". Но некоторые представители ЕС готовы делать выводы уже сейчас. "На саммите в Вильнюсе соглашение не будет подписано", - убежден наблюдатель от ЕП Александр Квасьневский. И пусть на Банковой стоят на том, что "это еще не крест, это постановка вопроса", шансов, что концепция поменяется еще раз не так уж и много. Особенно – на новых условиях. Некоторые "регионалы" полагают, что их мнение "еще будет услышано". Если учесть, что нынешняя версия Соглашения об ассоциации готовилась годами, то сложно представить, каких сроков потребует подготовка варианта, устраивающая три стороны, две из которых очень тяжело усредняют позиции… Впрочем, особенности консультационного процесса будут иметь значение только в том случае, если до него дойдет дело. А одна только декларация готовности может оказаться и первым шагом в долгом пути, и элементом психологического давления, и подобием возможности сохранить лицо и отказаться от подписания соглашения первыми, не дожидаясь, пока это сделает требующий освобождения Юлии Тимошенко Брюссель. Вот только дежурное объяснение властей: это оппозиция саботирует евроинтеграцию – теперь звучит малоубедительно. Впрочем, до саммита в Вильнюсе время еще остается, а варианты объяснения происходящего, надо полагать, все стороны будут предлагать с огоньком.