В 2015-й с "европриветом"? [ Редагувати ]
Решение Кабмина о замораживании ассоциации всколыхнуло политикум. Главный вопрос в повестке дня: что будет в Вильнюсе? Но границы общего "евробеспокойства" шире. Прогнозы: какими будут выборы "без Европы" – становятся все популярнее. Ведь отказ от углубленной интеграции действительно может сказаться на кампании-2015.
Резкий разворот правительства в сторону "Мы в ассоциацию не спешим" однозначно порадовал антипатиков интеграционного процесса, а симпатиков – существенно дезориентировал. Причем позиция властей принципиальной ясности ситуации не добавляет. Находящийся в Австрии глава государства уверяет, что с привычного пути никто не сходит. "Мы идем по этому пути и не меняем направление маршрута", - подчеркивает Виктор Янукович. В то время как в Кабмине прямо говорят: без остановки путь определенно не обойдется, но остановки тактической. "Это решение продиктовано исключительно экономическими причинами, нисколько не меняя стратегического направления развития Украины, закрепленного законом об основах внутренней и внешней политики", - уточняет Николай Азаров. При этом строить предположения по поводу длительности организованной КМУ паузы сейчас затруднительно. Одни представители правящего лагеря говорят о неопределенном сроке, который потребуется для того, чтобы "просто привести в порядок свои дела". А заявления других подразумевают, что речь может идти и о непродолжительных торгах. "Все зависит от того, как быстро будут проведены трехсторонние консультации, если бы они состоялись до саммита, а до его проведения остается еще неделя, и их можно было бы провести в течение этой недели, тогда, очень вероятно, что Соглашение об ассоциации было бы подписано", - объясняет постоянный представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов. Вероятность того, что трехсторонний обмен мнениями можно организовать, провести и подытожить за неделю, низка. А в условиях, когда Европа не видит смысла в трехстороннем общении о двухстороннем соглашении, шансы на быстрое разрешение вопроса падают до минимума. Но в правящем лагере не унывают. "Сразу же предостерегаем наших политических оппонентов от ожидаемых проявлений популистской истерии. 28 ноября – не конец света по "календарю майя", жизнь не заканчивается после Вильнюсского саммита", - спорит с апокалиптичными умонастроениями официальное заявление фракции ПР в парламенте. Что ж, допустим, соглашение в Вильнюсе не подписано, а политическая жизнь идет своим чередом. И что тогда?
К тезису "Не Вильнюсом единым" члены правящей партии в последние недели обращались неоднократно. И в большинстве своем для того, чтобы прийти к однозначному выводу: шансов впереди с запасом. Правда, в сложившихся условиях строить планы на 2013-й уже не приходится. Значит, 2014-й? "Если мы придем к согласию с нашими европейскими партнерами относительно подписания Соглашения об ассоциации, то это можно сделать на любом из саммитов ЕС. Они, согласно пункту 3 статьи 15 Консолидированной версии соглашения о Европейском Союзе, проходят не реже двух раз в полгода. То есть лишь в 2014 году будет менее 4 возможностей для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Если на это будет согласие и Украины, и Евросоюза. Это означает, что не надо драматизировать вильнюсский саммит и говорить, что это – точка невозврата. Нет, это не так, Соглашение с ЕС можно подписать и в другие сроки в ближайшем будущем", - уверен "регионал" Александр Стоян.
Даже если допустить, что Брюссель с полным пониманием отнесется к украинскому демаршу суверенности, следует помнить, что 2014 год обещает стать для ЕС сезоном внутриполитических игр. На весну следующего года намечены выборы в Европейский парламент. После чего подойдет срок для "переиздания" Еврокомиссии. Ожидать, что в подобной ситуации у Брюсселя найдется время плотно заниматься обновившимся украинским вопросом, можно, только эффективность этого ожидания спорна. Но главное – к тому времени, когда Европа может пережить внутренние пертурбации, на предвыборную прямую выйдет уже Украина.
Уже первая реакция на притормаживание с ассоциацией позволяет предположить, что возможный провал в Вильнюсе станет одним из факторов, определяющих следующую президентскую кампанию. "Можем четко констатировать, что честных и прозрачных выборов в Украине не будет. И это является частью сделки между Януковичем и Владимиром Путиным. Поэтому речь должна идти о борьбе с антиукраинским, антиевропейским режимом", - кует раскаленное железо Арсений Яценюк.
Некоторые эксперты частично солидарны с оппозиционерами. Они указывают на то, что причиной незаинтересованности властей в скорейшей евроинтеграции может быть то, что оная в выборах никак не поможет. "За то время, пока проходило обсуждение подписания Соглашения с ЕС, произошли изменения в электоральной жизни общества. Сейчас, при условии сохранения прозрачной демократической системы, Янукович не выигрывает выборы в 2015 году. Зачем тогда ему эта ассоциация, которая связывает его европейскими демократическими нормами и стандартами", - задается полуриторическими вопросами политолог Сергей Таран.
Следует отметить, что согласно осенним замерам общественного мнения, зачастую Виктор Янукович остается самым популярным кандидатом в президенты. Но – в рамках первого тура. Шансы действующего главы государства проиграть второй тур велики, а, значит, 2015 год пока еще может обещать сюрпризы. Для того, чтобы их избежать, властям следует либо минимизировать предвыборную значимость конкурентов (тюремное заключение Юлии Тимошенко, неясные перспективы "поправки Кличко", ограничивающие возможности для граждан, имеющих вид на жительство в другом государстве), либо повышать собственную популярность. Ввиду проблемной экономической ситуации сделать это непросто, но материальные стимулы уже не раз доказывали свою эффективность. "Какой бы сложной ни была ситуация в экономике, социальные обязательства государства будут выполняться. Это диктуется той же политической целесообразностью предвыборного года", - допускает заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий.
Одной из проблем европейской интеграции под конец 2013 года могло стать как раз то, что ассоциация с ЕС не обещала значительных тактических преимуществ. Тогда как, судя по происходящему, не поддержку и понимание со стороны России правящий лагерь рассчитывает уже сейчас. Кратковременная стабилизация экономической ситуации сделает положение Виктора Януковича более устойчивым. Но "еврооткат" может принести не только некоторые преимущества, но и осложнить политическую ситуацию, поляризовав общественное мнение.
В складывающихся условиях маловероятно, что "черный четверг" ознаменует полным отказом руководства станы от европейского курса. Во-первых, большая часть заявлений "регионалов" этому противоречит. Во-вторых, идеи евроинтеграции достаточно среди украинцев популярны, чтобы на Банковой не спешили отказываться от их эксплуатации. В-третьих, на другой чаше весов лежит однозначный разворот в сторону России. И не факт, что правящие силы с легкостью откажутся от проверенной тактики многовекторности… В то же время имидж "крепкого хозяйственника, избежавшего рисков необдуманной интеграции" (без учета того, что несколькими месяцами ранее никто этих рисков избегать не собирался) может послужить основой для формирования предвыборного портрета. Но ресурсы этого имиджа небезграничны.
И все же трудно сказать, насколько ноябрьское решение Кабмина скажется на рейтинге главы государства. Теоретически двойственная позиция позволяет сохранить ядерный электорат. Заодно, будучи правильно преподнесенной, остановка интеграционного процесса позволяет ПР и ее ставленнику сыграть на поле других пророссийски настроенных политсил – в первую очередь, нарастивших популярность коммунистов. Однако интересной особенностью происходящего является то, что если прямой эффект рейтингам Виктора Януковича от решения Кабмина остается под вопросом, то его оппонентам он может сыграть на руку практически без сомнений.
В широкой перспективе даже временная приостановка евроинтеграционного процесса сужает нынешнему президенту поле для маневра. В первую очередь потому, что Гарант лишается важной "звездочки на фюзеляже" – роли человека, подписавшего Соглашения об ассоциации с ЕС. Можно предположить, что пророссийски настроенное ядро избирателей ПР из-за этого не слишком расстроится. Но свято место пусто не бывает – в таком случае главными борцами за интеграцию в стране снова могут стать оппозиционеры.
Отказавшись подписывать Соглашение об ассоциации в Вильнюсе и уменьшив шансы Юлии Тимошенко выйти на свободу в скором времени, руководство страны оставляет в руках соперников хороший набор козырей. Кроме того, "не крест" на интеграции может способствовать наращиванию электоральной базы оппозиционных сил – как за счет радикализации позиции ее "почти сторонников", так и благодаря привлечению тех сомневающихся, которые "хотят в Европу", или равнодушных, которые считают, что "дальше уже так жить нельзя". Оппозиция, по всей видимости, готова взяться за распахивание поля с места в карьер. "Президентские выборы уже начались. Неподписанием Соглашения об ассоциации президент Янукович поделил Украину на две части", - считает Арсений Яценюк. И насколько спорной бы ни была конструктивность подхода "Две Украины", избежать разделения на "мы и они" в подобных условиях в 2015 году будет очень сложно. И пока тяжело представить, что именно действующие власти смогут противопоставить опробованной уже риторике "Оппозиция за Европу и демократию, а Янукович – продаст Украину Путину".
При сохранении этих тенденций президентская кампания-2015 может превратиться во "второй 2004-й". И тут многое зависит как от поведения потенциальных участников забега (разночтения в оппозиции губили уже не одно перспективное начинание), так и от отношения других игроков к происходящему. Если прогресс в отношениях с ЕС в ближайшие полтора года не приблизится к уровню "мы почти подписали ассоциацию" – с большой долей вероятности Брюссель поддержит украинскую оппозицию. Но даже если этого не случится – внимание к выборам, в очередной раз готовящимся стать "последним боем", может быть очень пристальным. С другой стороны, маловероятно, что от наблюдения за тем, как соблюдаются его интересы, откажется Кремль. Можно допустить, что Москва будет готова оказывать поддержку Виктору Януковичу – как вариант, в обмен на обещания углубить интеграцию в совсем неевропейском направлении. В конечном же итоге многое, далеко не только евроинтеграция, будет зависеть от того, кто именно, в каких условиях и при помощи кого победит в 2015 году. И если этим победителем станет-таки Виктор Янукович, то "векторность" будущего будет вызывать особый интерес.