"Московские соглашения": Последствия [ Редагувати ]
Неожиданно щедрые итоги переговоров между Москвой и Киевом могут уже в ближайшее время сказаться на положении украинских дел. В правительстве от "московских соглашений" ждут добра и процветания. Но с этой точкой зрения согласны не все. И то, что обещает бюджету прибавку сейчас, не обязательно обеспечит развитие завтра.
Бюджет всеобщего благоденствия
Пакет соглашений, с которыми Виктор Янукович вернулся из Москвы, порадовал правительство. Николай Азаров, который отказ от немедленного углубления евроинтеграции, объяснял в "околодефолтных" выражениях, российские "подарки" расценивал в том же ключе. "Я сегодня твердо могу заявить: настал переломный момент, у нас появилась перспектива и твердая уверенность, что мы удерживаем как социальную стабильность, так и финансово-экономическую стабильность", - сообщил он, открывая 18 декабря заседание Кабмина. По словам руководства страны, в ближайшее время украинцев будет ждать возрожденное процветание. А уже сейчас – не придется слишком уж экономить.
Предварительные условия кредита от Москвы действительно могут серьезно отличаться от обязательств, которые на Украину собирался возложить Международный валютный фонд. "Уже сегодня мы были бы вынуждены пойти на требования Международного валютного фонда, а именно: вдвое повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги; резко обесценить национальную валюту (кстати, все, поставили точку на этом); сократить расходы бюджета до минимума; отменить государственную поддержку сельского хозяйства; заморозить зарплаты и пенсии и социальные помощи, а иногда и сократить их", - предупреждал премьер о возможных последствиях иного подхода к кредитованию. И в таком случае помощь Кремля Киев здорово выручает. В первую очередь потому, что способствует укреплению социально-экономических позиций властей, чего в правящем лагере и не скрывают. "В бюджете будут социальные статьи, а потому с таким бюджетом мы чудесно войдем и в новый год, и, извините, в предвыборную кампанию", - отметил глава регламентного комитета ВРУ "регионал" Владимир Макеенко. Благодаря кредиту в предвыборный год правительству не придется принимать непопулярные решения. Так, МВФ и в самом деле рекомендовал заморозить рост "социалки". Теперь этого, скорее всего, не произойдет. По словам главы правительства, в бюджет следующего года заложено повышение с прожиточным минимумом, и минимальной зарплаты, и многих других курируемых государством выплат.
Другим менее проблемным пунктом обещают стать тарифы на коммунальные услуги. Снова-таки, Международный валютный фонд советовал их непременно поднять, сопровождая эти рекомендации поэтапной схемой и советами по поддержке материально уязвимых домохозяйств. Теперь же, со снижением закупочной цены на газ правительство может избежать такого шага (зато оппозиция настаивает не на консервации тарифов, а на их пропорциональном уменьшении – вслед за 30-процентой "газовой" скидкой). Такое бюджетное благополучие, по всей видимости, позволит Кабмину вздохнуть поспокойнее. А вот что будет, когда заимствованные средства закончатся, а время погашение не таких уж и долгосрочных облигаций выйдет – уже другое дело.
Гривна крепчала?
Еще одним следствием российской щедрости в ближайшие год-полтора, скорее всего, окажется "замораживание" позиции национальной валюты. Еще раз напомним: переход к гибкому курсу входил в число пожеланий Международного валютного фонда. Таким образом, украинские власти могут отказаться от этого инструмента, сохраняя, тем самым, и видимость валютной стабильности, и (что перед выборами немаловажно) нервы потенциальных избирателей. Но кроме добровольно-принудительных перемен, на некоторое время хотя бы частично потеряют актуальность и другие факторы. Во-первых, часть кредита может напрямую или косвенно пойти на укрепление золотовалютных резервов Национального банка Украины. "На сегодня дополнительный приток иностранной валюты в Украину немного улучшит ситуацию с тем, что сейчас происходит на валютном рынке. Там, как известно, спрос на валюту превышает предложение, а размер резервов национального банка наименьший за последние несколько лет. Соответственно, если мы получим дополнительные средства частично из-за того, что правительство их получит на финансирование бюджета, а бюджет делает любые выплаты в гривне, то есть, часть этой валюты будет обменена в Национальном банке, то есть таким образом увеличится резерв Нацбанка...", - считает эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Во-вторых, приток валюты облегчит бремя ранее взятых на себя обязательств. "С точки зрения финансовых рынков ключевым является заявление РФ о намерении приобрести в течение 2013-2014 годов двухлетних облигаций Украины на сумму 15 миллиардов долларов с купонной ставкой 5% годовых. Данный объем с лихвой перекрывает все долги Украины в иностранной валюте, предстоящие к погашению в 2014 году (включая гарантированные государством)", - указывает начальник аналитического отдела "Альфа-Банка" Алексей Блинов. Наконец, в-третьих, солидная скидка на "голубое топливо" уменьшит "газовую" составляющую оттока валюты. И, снова-таки, долговременная эффективность такой стратегии требует доказательств, но краткосрочные валютные перспективы пока выглядят достаточно привлекательно. Если, конечно, условия кредитования (и без того со ставками несколько выше, чем обычно предлагает МВФ) не изменятся в процессе поэтапного выкупа облигаций.
Можно, но осторожно
Позиция руководства страны намекает на то, что соглашения с РФ для Украины были серьезнейшим "бюджетным" фактором. "Формирование бюджета было завязано на вектор движения нашего государства и на то, будут ли подписаны какие-то документы (в Москве, - "Подробности")", - объяснял утром 17 декабря глава фракции ПР в парламенте Александр Ефремов. На следующий день эта версия подтвердилась. "В целом вчера был подписан широкий пакет соглашений, которые открывают для экономики Украины хорошие перспективы на следующие годы, а правительству дают возможность принять сегодня бюджет социального, подчеркиваю, и экономического развития, что было до сегодняшнего времени просто невозможно", - констатировал Николай Азаров.
Перспективы наполнения бюджета при прямой помощи России или с оглядкой на "пророссийский" рост торговли и промышленного производства, позволяют властям не только сохранять и повышать уровень соцвыплат, но и реализовывать некоторые давние проекты. Согласно законодательным планам (а также – еще предвыборной кампании кандидата в президенты В.Ф. Януковича) в 2014 году должны были быть заметно уменьшены ставки двух ключевых налогов: НДС с 20 до 17 процентов, а налога на прибыль – с 19 до 16 процентов. Позже от этого решения в Кабмине собирались отказаться, да и МВФ рекомендовал повременить – слишком большие сомнения вызывало благополучное наполнение бюджета следующего года. Но поправка на Москву немного поменяла концепцию. В итоге налог на добавленную стоимость до 2015 года решили не беспокоить. Зато налог на прибыль все-таки планируют хоть немного, но уменьшить. "Мы приняли решение на следующий год сократить на 1% налог на прибыль. Сложное решение, но это решение будет стимулировать вкладывать средства в модернизацию предприятий", - объявил 18 декабря Николай Азаров. С учетом того, что налоговая либерализация и дерегуляция в свое время считались частью проевропейского курса Украины, будущее этих начинаний особо интересно. Впрочем, в этом случае несколько уроков может дать и Москва: в международных рейтингах, например, в Index of Economic Freedom или в дорогом сердцу Кабмина Doing Business, позиции России в 2013 году были намного крепче украинских.
Модернизации – все?
Тем не менее, упомянутая премьер-министром проблема "стимулирования модернизации бизнеса" остается открытой. Стоит только вспомнить, что от немедленной ассоциации с ЕС Киев отказывался не только из-за "российского фактора, но и ссылаясь на неподъемные траты на обновление промышленности. Что ж, сотрудничество с Россией таких жертв, похоже, не требует…
Заявления президентов и пакет подписанных документов свидетельствуют о том, что стороны возлагают большие надежды на углубление сотрудничество. "В результате вчерашних договоренностей стабильность государственных финансов гарантирована, все украинские предприятия получают возможность составить реалистичные производственные программы на следующий год, получили гарантии загрузки производства и, соответственно, сохранение рабочих мест, а также имеют теперь понятные перспективы восстановления затормозившихся за предыдущие годы проектов производственной кооперации и возможности договариваться о новых проектах, в первую очередь, в таких высокотехнологичных отраслях промышленности, как авиастроение, ракетно-космическая индустрия, судостроение, двигателестроение, энергетика, атомная энергетика, научные исследования", - оптимистично настроился Николай Азаров. Большие надежды в правительстве возлагают на совместное строительство "Русланов", ядерное сотрудничество, реализацию проекта то ли моста, то ли туннеля через Керченский пролив. До конца 2014 года переговорщики хотят утрясти и торговые ограничения, пока же прямо говорится об улучшении положения отечественных трубопроизводителей. Но, во-первых, все это громадье планов требует проверки практикой, а, во-вторых, будущее их довольно туманно. Судя по сказанному в Москве, восстановление промышленных связей с Россией Киев расценивает как очевидное благо. Но перспективность дальнейшей интеграции экономик несомненна только в одном случае – если украинское руководство собирается связывать свое будущее с РФ в рамках то ли Таможенного союза, то ли Евразийского, то ли отдаленного коллективного создания зоны свободной торговли с тем же Евросоюзом. В противном случае подобное укладывание яиц в одну корзину выглядит сомнительно: точечная модернизация отдельных "пророссийских" отраслей всю экономику может и не "вытащить", а в российской заинтересованности в более качественных "несовместных" товарах заставляет сомневаться ее очень острая реакция на потенциальную торговую дружбу Украины с ЕС.
Газом единым…
Углубление сотрудничества с Россией "в противовес" европейскому курсу вызывает и другие опасения. Одно из ключевых – будущее Украины в Европейском энергетическом сообществе и присоединение ко второму и третьему "энергопакетам". Правила игры по-европейски давно не устраивают Москву (РФ членом ЕЭС не является, а от ратификации Европейской энергетической хартии отказывалась неоднократно и убедительно). Впрочем, с учетом дополнений к контракту-2009 поводов для "энергетического" беспокойства достаточно.
Серьезное снижение стоимости российского газа для Киева сразу же породили сомнения по поводу дальнейшей реализации многих украинских планов. Так, солидная скидка автоматически поставила под вопрос перспективы программ энергосбережения (как инфраструктурных, так и в промышленности) – их актуальность снова может быть отложена "на потом". Другим проблемным вопросом становится будущее украинской ГТС и число сторон в гипотетическом консорциуме. Третьей заботой становится взятый было курс на диверсификацию поставок. Во-первых, в прошлое могут быстро уйти реверсные практики – ценам на газ, купленный на европейских рынках, станет тяжело конкурировать с российской скидкой. Однако в Кабмине уверяют, что отказываться от запланированного не будут – и, к примеру, соглашение со Словакией все же подпишут до конца этого года. Во-вторых, под сомнением оказываются и другие, более экзотичные, маршруты – вроде доставки в Украину сжиженного газа. В-третьих, не до конца ясны и перспективы собственной добычи – включая и их "сланцевую" часть. "По вопросу условий и соглашений, которые мы подписали с Shell и Chevron... В своих расчетах эти компании вообще определяли цену реализации примерно 250-270 долл...на их экономические показатели это не повлияет", - рассчитывает на лучшее министр энергетики Эдуард Ставицкий.
Между тем, предполагается, что Газпром может отказаться требовать обязательного выкупа законтрактованных объемов, а, значит, диверсификации это мешать не должно. Но пока неясно, у кого именно и в какой пропорции Украина собирается выкупать намеченные на следующий год 30-33 миллиарда "кубов" (что заметно больше приобретений за нынешний год). Однако сейчас, на старте, экономисты украинский прогресс оценивают осторожно: рейтинговое агентство Fitch не спешит улучшать прогнозы для Нафтогаза. Да и в целом пока трудно судить, насколько позитивным будет влияние "московских соглашений" в долгосрочной перспективе. В Европе в безоблачное будущее для Украины не верят. "Этот процесс, который напоминал аукцион, кто больше заплатит – не путь выхода из кризиса. Должны быть другие решения, стратегические, связанные с реформами, модернизацией, повышением конкурентоспособности. Страна должна встать на ноги в долгосрочной перспективе. Но это, конечно, их (украинских властей, - "Подробности") собственный выбор", - убежден глава МИД Литвы Литвы Линас Линкявичюс. В любом случае, реализация соглашений на практике зависит от многих факторов: от дополнительных условий, которые пока могут оставаться неизвестными, до готовности обеих сторон к сотрудничеству и преобразованиям. А первым "замером" изменившегося или нет, курса Украины вполне может оказаться проект бюджета на следующий год. Кабмин его уже одобрил, слово – за парламентом.