Крымский прецедент [ Редагувати ]

События, происходящие сейчас в Украине в целом и в Крыму в частности, уже наложили отпечаток не только на политические и экономические процессы - пострадал и футбол, самый популярный вид спорта как на материке, так и на полуострове.
"Таврия" и "Севастополь" - наши или нет?
В украинской Премьер-лиге, как известно, выступают сразу два клуба, представляющих Крым - симферопольская "Таврия" и "Севастополь". Их руководство патриотических настроений по поводу Украины выказывать не спешило, всячески давая понять собственную заинтересованность в переходе под крыло Российского футбольного союза.
Так называемый референдум 16 марта, политическую сторону которого мы трогать не будем, поставил под вопрос участие крымских клубов в соревнованиях под эгидой украинской федерации футбола. По сути, прецедентов, когда иностранные клубы участвуют в чемпионатах других стран, хватает. Вспомнить хотя бы валлийские "Суонси" и "Кардифф" в английской премьер-лиге.
Другое дело, что история пока не знала случаев, когда в турнире принимали бы участие команды из стран, непризнанных мировым сообществом и футбольными органами. Россия, кроме Крыма, признала также независимость Приднестровья, Северной Осетии, Абхазии. Однако, к примеру, тираспольские клубы "Шериф" и "Тирасполь" играют не в чемпионате России, а очень даже в молдавском. Та же история и с бывшими грузинскими клубами - представляющий Северную Осетию "Спартак-Цхинвали" играет все же в грузинском первенстве. Впрочем, все вышеперечисленные "страны" формально независимые и присоединяться ни к кому не спешат, в отличие от Крыма.
Украина не признала отделение Крыма, поэтому в ФФУ считают "Таврию" и "Севастополь" по-прежнему украинскими клубами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тут многое зависит от ФИФА и УЕФА - они должны дать свою оценку происходящему.
Слово за ФИФА и УЕФА
Спрогнозировать развитие событий представляется нетрудным - футбольные инстанции неоднократно заявляли (и подкрепляли свои действия решительными поступками) о невозможности вмешательства политических властей в футбольные дела. Поэтому сборная якобы независимого Косово не получила права на вступление в ФИФА и довольствуется товарищескими матчами. Такую же участь постигла бы и сборную Крыма, если бы полуостров решился остаться независимым, а не изъявил желание стать российским.
С одной стороны, ФИФА и УЕФА наверняка возьмут сторону Украины в данном вопросе. Все-таки как бы не хотело футбольное руководство отстраняться от политики, в некоторых случаях от этого не уйти. Украина явно подверглась агрессии со стороны некогда дружественного государства, да и так называемый "референдум" в мире никто не признал, как не признает и аннексию Крымского полуострова.
В таком случае, должны последовать серьезные санкции к стране-агрессору. Так уже было в 1992 году, когда Югославия в мгновение ока лишилась права на участие в чемпионате Европы в Швеции. Тогда, напомним, постсоветская страна подверглась санкциям со стороны Совета безопасности ООН из-за военных действия на территории Боснии и Герцеговины, куда были введены югославские войска, дабы не допустить отделения и превращения в независимую страну. Международная изоляция для югославов продлилась долго - им пришлось пропустить квалификацию чемпионата мира-1994 и чемпионата Европы-1996. Ну а самым болезненным оказался тот факт, что чемпионский титул добыла обыгранная югами в квалификации Дания.
Что грозит России?
У России, Украины и Крыма ситуация немного другая - Совет безопасности ООН не смог единогласно принять резолюцию, наткнувшись на вето со стороны российского представителя. Однако для ФИФА даже Организация объединенных наций может не стать преградой. В случае, если международная федерация посчитает действия России по присоединению Крыма неправомерными - решение должно последовать незамедлительно.
Тут впору поговорить о вариантах. Начнем с ФИФА - она вполне может наложить схожее с югославским случаем наказание, а именно не допустить участие российской сборной в чемпионате мира-2014 и в квалификациях к будущим турнирам - возможно, вплоть до домашнего турнира в 2018 году. С правом проведения мундиаля-2018, думается, играться не будут - все-таки за четыре года многое в мире может измениться.
Президент УЕФА Мишель Платини недавно заявил, что не считает правильным наказывать футболистов за прегрешения политиков. Поэтому российским клубам, скорее всего, опасаться изоляции нечего - разве что европейскому футбольному союзу придется подчиниться ФИФА, которое может быть не столь лояльным.
Крымчан в РФПЛ не ждут
Но вернемся к нашим внутренним делам. Так как Россия явно от своих идей по включению Крыма в состав федерации отказываться не собирается, крымским командам придется делать свой выбор - играть под эгидой тамошнего футбольного союза или не играть вообще. Конечно, этот сезон можно и в украинской лиге доиграть, только возникает вопрос - зачем?
Нужно сказать, что в российской премьер-лиге "Таврию" и "Севастополь" особо не ждут. Все больше местных экспертов предлагают включить крымчан в ФНЛ (российский пердив), да только интересно ли им там будет играть? Да и кто играть-то будет - ведь основная масса игроков в ростере этих клубов имеют украинское гражданство, стало быть, будут считаться легионерами.
Если же пофантазировать и представить оба клуба в их нынешнем виде и состоянии, то участь в РФПЛ их ждет незавидная. "Таврия" и в Украине последняя ("Севастополь" - 11-й), а российский чемпионат даже в его низах куда более финансово обеспечен и крепок. Конечно, за этими клубами стоят мощные структуры, но захотят ли они инвестировать больше привычного?
К тому же, чтобы влиться в российский футбол крымчанам нужно срочно собрать достаточное количество футболистов именно с паспортом этой страны - вряд ли имеющиеся нынче исполнители захотят поголовно менять гражданство, особенно учитывая тот факт, что коренных крымчан там немного.
Подводя итог, хорошо не будет никому - украинский чемпионат может потерять еще две крепкие команды (вслед за "Кривбассом" и "Арсеналом"), Россия может потерять членство в мировом футбольном сообществе, а "Таврия" и "Севастополь" могут потерять место в футбольной элите, попав на задворки, откуда те же севастопольцы с таким трудом еще недавно выбирались.