Украинскую ГТС оценивали уже дважды: Во второй раз ее цена упала вдвое [ Редагувати ]
Украинская газотранспортная система (ГТС) уже дважды оценивалась: в 2007 году – в 24,8 миллиарда долларов, а в 2009 году – в 9,9 миллиарда долларов. В Кабинете министров планируют провести еще одну оценку ГТС, но на этот раз с помощью одного из крупнейших мировых аудиторов.
Об этом сообщает "КоммерсантЪ-Украина" со ссылкой на выводы консалтинговой компании "Имидж", которая в 2007 году проводила оценку украинской ГТС и подземных газохранилищ "для отображения переоцененных основных фондов в бухгалтерском учете украинской монополии". Оценка осуществлялась согласно условиям договора от 22 июня 2007 года по инициативе тогдашнего главы НАК Евгения Бакулина. Согласно отчету исполнителя, совокупная справедливая стоимость основных средств ДК "Укртрансгаз" по состоянию на 31 декабря 2006 года составила 125,7 миллиарда гривен, или 24,8 миллиарда долларов (по курсу НБУ на то время).
В 2009 году при правительстве Юлии Тимошенко имела место еще одна оценка украинской ГТС, на этот раз консалтинговой компанией "Увекон". Как следует из письма директора "Увекона" Владимира Шалаева №96 от 31 мая 2009 года, компания провела оценку "с целью отражения этой стоимости в финансовой отчетности заказчика, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". В своем письме Шалаев указывает, что его оценка базируется на информации, полученной от заказчика, и представляет собой "сумму, на которую можно обменять активы при заключении соглашения между знающими, заинтересованными и независимыми сторонами". Согласно отчету "Увекона", совокупная справедливая стоимость основных средств и объектов, принадлежащих ДК "Укртрансгаз", составила 79,5 миллиарда гривен, или 9,9 миллиарда долларов (по курсу НБУ на то время). В документе утверждается, что совокупная стоимость активов "Укртрансгаза" на дату проведения оценки "экономически обесценилась".
В пресс-службе "Нафтогаза України" и Министерства энергетики и угольной промышленности отказались комментировать оценки компаний "Имидж" и "Увекон". В пресс-службе Кабмина заявили, что 8 февраля на заседании правительства было принято протокольное поручение о проведении еще одной оценки украинской ГТС. Она будет осуществляться по поручению президента Украины Виктора Януковича в рамках реформирования Нафтогаза. Реформой предусмотрена инвентаризация активов НАК и ее дочерних предприятий, в частности "Укртрансгаза", который является оператором газотранспортной системы.
Напомним, реформирование нефтегазовой отрасли, в частности "Нафтогаза", обусловлено присоединением Украины к договору об учреждении Энергетического сообщества и адаптацией законодательства Украины к законодательству Евросоюза в области энергетики с целью получить возможность привлечь европейские инвестиции для модернизации ГТС.
Напомним, 4 февраля министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко отметил, что для оценки стоимости ГТС будут привлекаться лучшие международные компании, имеющие необходимый опыт. Речь идет о всех компаниях "большой четверки". "Более того, проявили большую заинтересованность американские компании, занимающиеся аудитом в этой сфере", - заявил Бойко. Высокопоставленный источник газеты в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго отметил, что аудит важен как для проведения IPO "Нафтогаза", так и в целях создания консорциума по управлению украинской ГТС. Он напоминает, что в ходе переговоров с "Газпромом" о его создании возникли трудности. Украинская сторона утверждает, что ее доля в консорциуме должна составлять 34%, России и европейских партнеров – по 33%. А Москва настаивает как минимум на 50-процентной доле "Газпрома". Ранее источник в Администрации президента сообщал, что от российской монополии даже поступало предложение выкупить украинскую ГТС за 4 миллиарда долларов, однако украинская сторона отказалась вести переговоры о продаже.
По мнению аналитика инвестиционной компании Dragon Capital Дениса Саквы, оценка 2007 года объективнее той, что предоставил "Увекон". "В свое время мы также оценивали стоимость украинской ГТС, основываясь на цене белорусской газопроводной системы. Так вот, если белорусская ГТС стоит 5 миллиардов долларов, то украинская система, исходя из ее мощности, должна действительно стоить 24 миллиарда долларов. Это объективная оценка", - говорит эксперт. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в свою очередь отмечает, что когда Газпром проводил оценку белорусской ГТС, еще не существовало газопровода Nord Stream, способного снизить загрузку украинской ГТС на 10-15 миллиардов кубометров газа в год. "Поэтому логично предположить, что цена все-таки будет ниже, но, конечно, не настолько, чтобы составить 9,9 миллиарда", - говорит главный инвестстратег ФГ БКС Максим Шеин.