Евгений Абов: У нас Украину воспринимают как развивающийся и перспективный рынок [ Редагувати ]
В понедельник, 3 сентября, в Киеве состоялось открытие 64-го Всемирного газетного конгресса и 19-но Мирового Форума редакторов. Первыми впечатлениями поделился член правления WAN, вице-президент Гильдии издателей периодической печати России Евгений Абов.
- Как вы оцениваете уровень подготовки и проведения Всемирного газетного конгресса в Украине?
- По первым отзывам руководства WAN-IFRA, коллег из разных стран мира, редакторов и журналистов, Конгресс в Киеве организован на очень хорошем уровне. С московским конгрессом 2006 года мне сравнивать трудно – было гораздо больше участников и гостей, да и руководство WAN заявило, что тогда в Москве был лучший конгресс в истории. Какими будут оценки киевского Конгресса, станет понятно после его окончания. Пока все отлично.
- Такие инциденты, как во время церемонии открытия Конгресса в Киеве – это что-то экстраординарное, или же обычное явление для форумов подобного масштаба?
- Я на протяжении двадцати лет участвую в заседаниях Всемирного газетного конгресса по всему миру, и на моей памяти – только три подобных случая - в Цюрихе, в Рио-де-Жанейро и в Москве. Обычно протестующие проводили пикеты, держали плакаты. Но нигде, кроме Москвы, это не происходило в зале заседаний, и они не мешали выступлению президента принимающей страны.
Украинские активисты пытались протестовать именно во время президентской речи, мешая участникам Конгресса, издателям и журналистам из других стран мира. Это уже было похоже на неуважение к гостям. А ведь именно проведение этого мероприятия WAN-IFRA в стране и обеспечивает внимание мировых медиа к проблематике, в том числе, и свободы слова.
- Было ли что-то подобное во время проведения Конгресса в Москве в 2006 году?
- У нас участников протеста, по-моему, задержали за попытку помешать выступлению президента Владимира Путина, но быстро отпустили. Нацболы тогда вышли под лозунгами "Путин – палач". И это, кстати, привело к небывалому освещению открытия Конгресса со стороны мировой прессы.
- Как в среде российских журналистов оценивают ситуацию в украинском медиапространстве?
- Многие журналисты, медиа-менеджеры воспринимают Украину как развивающийся и перспективный рынок. Более того, кому позволяют обстоятельства, даже приезжают сюда для участия в медийных проектах, в том числе используя и возможность заработать. При этом они уже сделали выводы из своего российского опыта и стараются не повторять ошибок. Насколько я знаю, в Украине работает достаточно много российских медиа-специалистов. Впрочем, вряд ли у вас будут успешными газетные проекты в принципе – в Украине это сегодня малоперспективно направление. Из печатных изданий перспективы есть сегодня разве что у глянца, у журналов.
- То есть, украинский рынок отстает от мировых тенденций?
- Знаете, сегодня выступал участник с Африканского континента и рассказывал о ситуации у них. Не обижайтесь, но мне она очень напомнила украинские реалии. Судите сами: и там, и у вас огромнво дефицит квалифицированных кадров – редакторов и управленцев; растущие цены на бумагу; очень слабая инфраструктура распространения печати. И при этом достаточно высокая степень проникновения мобильных устройств на тысячу населения, что создает хорошую обстановку для альтернативных (электронных, цифровых, но не печатных) каналов распространения информации. Много еще проблем было перечислено, и большинство из них совпадает – что в Африке, что в Украине.
- Какие выводы нужно будет сделать украинскому медиа-сообществу по результатам Конгресса?
- Нужно еще раз внимательно просмотреть презентации, вспомнить выступления докладчиков и взять на вооружение тот опыт, который может быть применим к украинским реалиям. Если проанализировать успешные проекты и стратегии, мы увидим, что на постсоветском пространстве самыми удачными оказывались тк, что опирались на зарубежный опыт. Брался успешный проект и адаптировался под наши реалии. Хотя разрыв с другими странами у нас наметился колоссальный, и я не уверен, что мы когда-нибудь его сократим. По крайней мере, в отношении газет: посмотрите, в той же Индии, где грамотна только одна треть населения, у ежедневных газет многомиллионное тиражи. В Японии 4 общенациональные ежедневки - крупнейшие в мире. Думаю, нам до этих высот уже не добраться. Важный тезис, постоянно звучащий на Конгрессе и Форуме: традиционные бумажные газеты более не являются главным продуктом газетных редакций. Создаваемый газетными журналистами и редакторами контент в течение дня распределяется по всем платформам - онлайн, мобильные, видео, и только к вечеру переносится на бумажные носители. Это в свою очередь означает, что газетные редакции, работающие только с одним бумажным продуктом, уходят в прошлое.