Лукаш: Власть обеспечит условия для свободного волеизъявления на выборах [ Редагувати ]
Советник президента, представитель президента в Конституционном суде Елена Лукаш в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
Нынешние парламентские выборы проходят по новому закону. Как вы можете прокомментировать критические заявления, которые звучат в адрес этого документа со стороны оппозиционных сил?
- Выборы в Верховную Раду 28 октября 2012 в Украине состоятся по процедуре нового закона "О выборах народных депутатов", который был принят парламентом 17 ноября 2011 года. За него отдали 366 голосов, то есть конституционное большинство от состава Верховной Рады. В основу закона лег законопроект, подготовленный рабочей группой, созданной президентом Украины. Показательно, что документ поддержали оппозиционные силы, что безусловно демонстрирует их доверие к процедурам, заложенным в законе. Непосредственное участие оппозиции в избирательном процессе свидетельствует о признании всех его стадий. Признании и использовании.
Закон получил положительную оценку международных структур. Так, почти сразу после его принятия, 30 ноября 2011 года, вышел совместный доклад Международного фонда избирательных систем (IFES) и Лаборатории законодательных инициатив, в котором было указано, что поддержанный Верховной Радой документ "уменьшает возможности для фальсификаций и злоупотреблений". Также Парламентская Ассамблея Совета Европы в своей резолюции от 26 января 2012 отметила, что приветствует принятие закона широким консенсусом с участием оппозиции. В документе были учтены почти все предложения Венецианской комиссии.
Отдельно хотелось бы назвать наиболее важные и положительные нововведения закона. Прежде всего, это замена пропорциональной системы с закрытыми списками - на смешанную систему; разрешение баллотироваться независимым кандидатам-самовыдвиженцам; невозможность отмены регистрации кандидата, что гарантирует сохранение его статуса и невозможность вмешательства в его деятельность со стороны представителей власти.
Прогрессивным нововведением стало также регулирование наблюдения за выборами, предоставление широких прав для наблюдателей от общественных организаций. Впервые в истории украинского избирательного законодательства официальным наблюдателям от общественных организаций предоставлен статус субъектов избирательного процесса с соответствующими правами.
Также позитивом нового закона является закрепление обязательного установления на избирательных бюллетенях специальных степеней защиты. Это делает невозможным печать бюллетеней не в установленном законом порядке.
Безусловным "плюсом" является и то, что вся избирательная документация - бюллетени, контрольные талоны, предварительные и уточненные списки избирателей, акты, заявления, жалобы, протоколы и решения избирательных комиссий - теперь должны храниться в архивных учреждениях в течение пяти лет со дня официального обнародования результатов парламентских выборов. Это дает возможность в течение этих 5 лет ознакомиться с любыми избирательными документами, если возникнет сомнение относительно легитимности избирательного процесса, и наказать виновных в нарушении закона.
Оппозиция заявляет о многочисленных нарушениях во время этой кампании. Как вы оцениваете ход избирательного процесса?
- Экватор кампании уже позади. Избирательный процесс традиционный для Украины - организованый, активный и эмоциональный.
Безусловно, как и во время любой избирательной кампании, возникают определенные сложности и фиксируются нарушения. Однако в большинстве случаев они связаны с ненадлежащим правосознанием отдельных граждан, нововведениями в законодательстве и слишком широкой либеральностью его отдельных положений.
Судами, избирательными комиссиями и правоохранительными органами осуществляются необходимые действия для защиты прав и интересов граждан и субъектов избирательного процесса. Органы внутренних дел регистрируют и проверяют все сообщения о возможных нарушениях избирательного законодательства, а также принимают соответствующие меры реагирования.
В большинстве обращений в органы внутренних дел речь идет о хулиганских проявлениях, выявлении агитационных материалов, напечатанных с нарушением законодательства, и о незаконной агитации. Наибольшее количество нарушений фиксируется в Киеве, а также в Одесской, Донецкой и Кировоградской областях. Подавляющее большинство фактов, о которых идет речь в этих сообщениях, не содержат признаков избирательных преступлений или правонарушений. Как правило, они связаны с недовольством отдельных кандидатов в народные депутаты или их представителей действиями своих политических оппонентов.
Также активно происходят судебные процессы. Уже признаны противоправными действия нескольких кандидатов, в судебном порядке установлены факты подкупа, признаются незаконными действия отдельных членов избирательных комиссий, отменяются противоправные решения и тому подобное. Удовлетворяются иски как представителей оппозиции - и таких примеров достаточно, так и представителей власти.
Итак, на сегодня нарушения избирательного законодательства являются малочисленными, которые можно назвать типичными для любых украинской избирательной гонки. Однако эти нарушения не смогут повлиять на результат волеизъявления украинских граждан.
Как бы вы охарактеризовали работу ЦИК, несмотря на то, что в ее составе есть представители сил, которые являются политическими оппонентами?
- Центральная избирательная комиссия делает все необходимые разъяснения для субъектов избирательного права и избирательных комиссий по положениям закона для их правильного применения. Почти все решения ЦИК принимаются единогласно, подтверждающий отсутствие политизации, конфронтации и недоразумений между членами комиссии. Все избирательные процедуры ведут способом и в сроки, определенные законом и постановлениями ЦИК. В случае обжалования избирательных процедур по избирательным спорам принимаются судебные решения.
Какова позиция президента Украины относительно нынешних парламентских выборов?
- Президент Украины как гарант конституционных прав граждан принимает все меры, чтобы избирательная кампания была проведена в соответствии с требованиями законодательства и международных избирательных стандартов.
Украинская власть понимает, что от того, как пройдут эти выборы, во многом будет зависеть внутренняя социальная стабильность страны, ее внешний имидж в мире.
Президент Украины не является субъектом избирательного процесса, он не может вмешиваться в работу избирательных комиссий, он не является судьей и не может выполнять функции следственных органов по проверке и установления фактов нарушения избирательного законодательства.
Президент Украины неоднократно обращался к главам государств и международных организаций с просьбой направить в Украину как можно большее количество международных миссий наблюдателей и принять участие в наблюдении за ходом избирательного процесса.
Глава государства также призвал общественность Украины не оставаться равнодушными к этому процессу и организовать через национальные общественные организации наблюдения за выборами. Президент Украины постоянно призывает все политические силы к конструктивному сотрудничеству по обеспечению проведения демократических выборов. Это прежде всего касается надлежащего контроля со стороны политических партий за добросовестным выполнением обязанностей членов избирательных комиссий, которые попали в состав комиссий по квотам этих партий.
Президент Украины отмечал и отмечает, что власть должна обеспечить все условия для проведения свободных и демократических парламентских выборов. Виктор Янукович внимательно следит за процессом выборов народных депутатов и детально проинформирован о ходе избирательной кампании.
Звучит немало заявлений о неправильности и незаконности формирования окружных избирательных комиссий. Ведь, например, в их состав не попали представители "Удар" и "Свободы".
- Это проблема нового закона. Это цена компромисса во время голосования в Верховной Раде. Именно оппозиция настаивала на том, чтобы допуск к жеребьевке имели все без исключения партии, которые выдвинули своих кандидатов. Попробую объяснить, что произошло. 26 августа ЦИК образовал 225 окружных избирательных комиссий, в состав которых вошло 4045 граждан.
Для этого ЦИК в течение 22, 23 и 24 августа повела проверку документов примерно 15 тысяч кандидатов, представленных кандидатами и политическими партиями. Представьте себе объем этой работы.
Закон предусматривает, что для определения персонального состава комиссий нужно провести жеребьевку. Эта процедура была разработана и утверждена ЦИК. Жеребьевка длилось почти час. Его суть заключалась в извлечении из барабана 81 конверта с названиями партий, внесших представление о формировании состава ОИК, объявлении и фиксации результата жеребьевки в протоколе.
Отдельные эксперты и политические силы считают, что ЦИК нужно было проводить не одно, а 225 жеребьевок. Но это не только не предусмотрено законом, но и невозможно физически. Давайте просто посчитаем.
1:00 жеребьевки нужно умножить на 225 округов. Такой процесс жеребьевки занял бы примерно 225 часов - или 9 суток непрерывного 24-часового заседания ЦИК. Но, по закону, ОИК должны были сформированы в течение всего 4 дней - с 22 по 26 августа.
Следовательно, ЦИК, формируя составы окружных комиссий, действовала способом и в сроки, определенные законом. Правомерность этих действий подтверждена решением Высшего административного суда Украины. В дальнейшем, я считаю, во избежание такой ситуации следует пересмотреть нормы избирательного закона.
Кстати, Партия регионов также проиграла это жеребьевки. Не только "Удар" и "Свобода". Аналогичная ситуация с жеребьевкой произойдет и при формировании состава участковых избирательных комиссий. И снова я прогнозирую шквал критики и обвинений. А вот реальные цифры и нормы закона оппозицию интересовать не будут.
Насколько активно участвуют в избирательной кампании международные наблюдатели?
- Эти выборы вызывают большой интерес у международного сообщества. На сегодня зарегистрированы 512 наблюдателей от иностранных государств и международных организаций. ЦИК будет регистрировать международные общественные организации вплоть до 22 октября 2012 года. Надеюсь, что общественные и международные организации будут бдительными и объективными ко всем субъектам избирательной кампании и при оценке избирательных процедур. Убеждена, что украинские граждане проявят свое гостеприимство и открытость при сотрудничестве и общения с иностранными гостями. Украинская общественность также активно участвует в этой кампании. На сегодня ЦИК уже зарегистрировала 68 общественных организаций.
В некоторых округах фиксируется подозрительное увеличение количества избирателей, которые перемещаются с других округов. Под подозрением кандидаты в депутаты от партии власти и кандидаты-бизнесмены. Как это предотвратить?
- Уже пять суток как не фиксируются, с чем всех и поздравляю. Искажения волеизъявления граждан Украины путем "туризма согласно" не будет. Теперь факты.
По данным Государственного реестра избирателей, по состоянию на сентябрь 2012 года количество избирателей составляет 36687114 человек. Составление списков избирателей, а также уточнение этих списков, осуществляется органами ведения Государственного реестра избирателей. Всего на территории Украины их образовано 754. Именно с помощью их сотрудников были предприняты попытки немотивированной замены избирателями месту голосования.
В связи с этим, 13 сентября Центральной избирательной комиссией был принят новый Порядок временного изменения места голосования избирателя. Согласно этого порядка были приняты меры для предотвращения немотивированных изменений избирателями местам голосования. Если раньше избиратель мог прийти в отделение ДРВ с заявлением, в котором было указано любое основание для замены места голосования, то в настоящее время эта процедура усложнилась.
Порядок обязывает каждого избирателя для замены места голосования подавать заявление в органы ДРВ, в которой должны быть указаны фамилия, дата и место рождения, избирательный адрес, а также мотивировки необходимости временного изменения места голосования и адрес, где гражданин будет находиться в день выборов.
К заявлению обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие необходимость временного изменения места голосования. Это может быть справка медицинского учреждения или учреждения, справка с места работы; документ, подтверждающий место жительства избирателя на территории соответствующего избирательного участка. В случае, если к заявлению прилагаются копии документов, их оригиналы обязательно предъявляются органу ведения реестра для проверки достоверности этих копий.
Указанные в заявлении сведения должны проверяться органом ведения реестра относительно их полноты и соответствия данным документа, удостоверяющего личность и подтверждающим гражданство Украины. Избиратель должен лично прийти в орган ведения реестра с заявлением о замене места голосования. Согласно этому порядку, избиратель может изменить место голосования исключительно в пределах одномандатного избирательного округа, где он проживает. Место жительства избирателя на территории избирательного участка, которое он просит определить местом его голосования, подтверждается документально.
И только если по результатам рассмотрения заявления установлено ее обоснованность и наличие подтверждающих документов, избирателю выдается удостоверение о замене места голосования.
Я так подробно остановилась на этих нормах, потому что хочу еще раз проинформировать об их существовании не только тех, кто интересуется избирательным процессом, но и тех, кто планирует совершать попытки искажения как данных реестра, так и результатов волеизъявления в определенных округах. "Избирательный туризм" не пройдет.
После принятия этих норм органами Государственного реестра и МВД осуществляется контроль и мониторинг аномальных "перемещений" граждан. О персональной ответственности за действия и решения предупреждены сотрудники отделов ведения Государственного реестра избирателей. Граждан прошу не становиться соучастниками преступных действий с искажением волеизъявления избирателей. Голосуйте там, где живете.
Сейчас много дискуссий ведется вокруг еще одного новшества - системы видеонаблюдения на избирательных участках. Насколько это целесообразно и не испугают видеокамеры граждан?
- Впервые в истории украинских выборов внедряется система видеонаблюдения за ходом голосования и подсчета голосов. Эта система предусматривает запись и он-лайн трансляцию голосования, а также запись и хранение информации процесса подсчета голосов избирателей.
Каждый человек в любом уголке мира сможет видеть все, что происходит во время голосования на избирательном участке, в режиме реального времени с помощью сети Интернет. При этом камеры будут установлены так, чтобы не нарушать главный принцип демократических выборов - принцип тайны голосования.
Видеокамеры будут фиксировать также процесс подсчета голосов. По запросу эта информация будет предоставляться участникам избирательного процесса, судам и правоохранительным органам. Информация о процессе голосования и подсчета голосов с каждого избирательного участка будет храниться в течение одного года.
Открытость процесса - с одной стороны, и его общественный контроль - с другой, станут действенным механизмом противодействия попыткам осуществить любые нарушения избирательного законодательства. Ведь основная цель применения видеофиксации - предупреждение совершения правонарушений и фиксация возможных противоправных действий.
Что касается вопроса о "запуганных избирателей" ... Я лично считаю украинских избирателей людьми опытными (ведь у нас постоянно происходят какие-то выборы), мудрыми и прекрасно информированными.
Как показывают результаты социологических исследований, избиратели положительно оценивают инициативу относительно видеонаблюдения на участках. По данным исследований Центра Разумкова, 73% опрошенных считают, что видеокамеры позволят наблюдать за работой избирательных комиссий и за ситуацией на избирательном участке. 57% уверены, что камеры наблюдения - это лучший способ сделать процесс более прозрачным. 71% считает, что камерами наблюдения их лично как избирателей не испугают. О чем еще можно говорить?
Боятся видеофиксации те, кто боится правды. Правды и ответственности.
На что рассчитывает партия власти на этих выборах?
- Главным и определяющим принципом для нас является то, что результаты выборов должен определять избиратель. А не власть и не оппозиция.
Результаты последних местных выборов подтверждают высокий рейтинг Партии регионов. 9 сентября на территории 86 сел, поселков, городов 23 регионов Украины состоялись внеочередные выборы, на которых избирали 78 сельских, 5 поселковых и 3 городских голов. Все выборы состоялись вовремя и без нарушений. Среди новоизбранных 86 сельских, поселковых, городских голов победу получили 76 представителей Партии регионов, что составляет 88%. Также победу на выборах получили 4 члена ВО "Батькивщина" и 6 беспартийных.
Последние социологические данные также показывают победу Партии регионов на выборах. Именно поэтому ее представители являются наиболее заинтересованными в законности, открытости и демократичности самого избирательного процесса. К чему всех и призываем.
Несколько фактов о избирательном процессе:
1) Центральной избирательной комиссией создан 225 одномандатных избирательных округов, в каждом округе - почти по 162 тысяч избирателей.
2) ЦИК создал на постоянной основе 33 764 избирательных участков, в том числе: обыкновенных - 32 188; специальных - 1 460; иностранных - 116.
3) ЦИК всего зарегистрировано 5729 кандидатов, в том числе: в избирательных списках партий - 2 641; в одномандатных округах - 3 088.
При этом в одномандатных округах зарегистрировано почти одинаковое количество кандидатов как от партий, так и независимых кандидатов-самовыдвиженцев. В частности, от партий зарегистрировано 1701 кандидатов, независимых кандидатов - 1387 человек.
По состоянию на 19 сентября ЦИК отменена регистрация 44 кандидатов в одномандатных округах. Преобладающей основанием для отмены регистрации кандидатов является их добровольный отказ от дальнейшего баллотирования.