НГ: Русский язык в Украине может стать иностранным [ Редагувати ]

Новая Верховная рада начинает со старых баталий, пишет "Независимая газета".
В Украине снова назревают языковые баталии. Пока созданная президентом Януковичем рабочая группа почти полгода готовит поправки к принятому летом со скандалами закону о региональных языках, депутаты новой Верховной рады зарегистрировали несколько законопроектов в защиту украинского. Одни выполняют обещания, данные в период парламентской предвыборной кампании, другие уже готовятся к президентским выборам. И языковой вопрос в Украине остается одним из главных политических козырей.
Как писала "НГ", минувшим летом пропрезидентское большинство в прежнем составе украинского парламента хитростью и в нарушение процедуры голосования утвердило Закон "Об основах государственной языковой политики", который обычно называют законом о региональных языках. Его авторы, депутаты от правящей партии Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко, заверили, что закон согласуется с Европейской хартией о языках нацменьшинств. В Украине местные общины, составляющие не менее 10% населения села, города, района, области, получили право на территории проживания повысить статус своего родного языка, фактически уравняв его на местном уровне с государственным украинским.
Не только содержание документа, но и нарушения в процессе голосования вызвали акции протеста в Украине. Органы местной власти в восточных и южных областях в предвыборный период поторопились заявить о введении на своей территории регионального языка, чаще всего повышали статус русского. Облсоветы западных областей, напротив, проголосовали за то, что на их территориях закон Колесниченко-Кивалова не действует, поскольку он прямо противоречит Конституции. Нацменьшинства стали требовать повышения статуса своих языков во многих поселках и селах, что предполагало бы обучение чиновников, перевод документации, открытие новых классов и школ. Кроме финансовых вопросов возникла проблема языковой конкуренции между представителями разных национальностей. Ведь закон декларировал равные на региональном уровне права для двух десятков языков, а попытки его реализации привели к перекосам в пользу русского.
Ситуация запуталась, и сами авторы скандального документа вынуждены были уточнить: местные власти не могут принимать решения о статусе языков на своей территории, а могут только обратиться в Киев с соответствующим предложением. В сентябре президент Янукович создал рабочую группу, которой было поручено подготовить поправки к принятому без обсуждения закону. Отвечая на призывы украинской интеллигенции и начавшиеся акции протеста защитников украинского языка, президент распорядился также разработать государственную программу поддержки и развития украинского.
В период предвыборной кампании языковая чехарда усилилась: одни депутаты от правящей партии предлагали немедленно отменить закон Колесниченко-Кивалова, пока ситуация не дошла до стадии межрегионального противостояния и раскола страны, другие представители того же лагеря требовали навести порядок, усилив законом статус русского, на котором общается половина граждан страны. Появились даже призывы не лукавить, прикрываясь Европейской языковой хартией, а добиться повышения статуса русского до уровня второго государственного, как Виктор Янукович обещал накануне избрания его на пост президента.
На фоне языковых баталий Янукович избрал для себя роль миротворца. В декабре он гарантировал украиноязычным гражданам, что из госбюджета будут профинансированы программы поддержки и развития государственного языка. А в начале января уточнил: "Мы должны построить такую страну, в которой каждый сможет чувствовать себя свободно и говорить на своем родном языке, но государственный украинский язык должен развиваться и быть защищенным". В то же время новый председатель Верховной рады Владимир Рыбак предположил возможность вынесения вопроса о языках в Украине на всенародный референдум: "Возможно, придется задать людям вопрос по русскому языку. Но принимать изменения в Конституцию должна Рада".
В новом составе парламента, как и прежде, ни власть, ни оппозиция не контролируют конституционное большинство. Но политические противники команды Януковича попытались перехватить инициативу. На этой неделе в Верховной раде представители трех оппозиционных фракций - Владимир Яворивский от "Батьківщины", Мария Матиос от УДАРа, Ирина Фарион от "Свободы" - зарегистрировали законопроект "О функционировании украинского языка как государственного и порядок применения других языков в Украине". Он предполагает, что региональные языки могут вводиться только на тех территориях, где нацменьшинство составляет не менее 50% населения. Все языки нацменьшинств считаются иностранными. В документе предусмотрено: "Попытки введения официальной многоязычности на национальном уровне вопреки Конституции Украины и установленной конституционной процедуре являются действиями, направленными на разжигание межэтнической вражды, языковой раскол страны, нарушение конституционного строя и территориальной целостности Украины".
В практической плоскости оппозиционеры предлагают почти полностью перевести систему образования, дело- и судопроизводства, сферу СМИ на государственный украинский язык. За нарушения предполагается установить значительные штрафы. Кроме того, законопроект определяет, что все политики и госслужащие обязаны свободно владеть украинским языком. Претенденты на ту или иную должность в системе власти обязаны будут сдавать экзамен в Центре украинского языка, который предполагается создать, как и Национальную комиссию по стандартам государственного языка. Любые публичные выступления должны осуществляться или переводиться в синхронном режиме на украинский. Исключения установлены только для территорий, где будут введены региональные языки, но рамки их применения предполагается четко регламентировать.
Одновременно в парламенте был зарегистрирован другой законопроект - о внесении изменений в формально действующий закон Колесниченко-Кивалова о региональных языках. Депутат от Партии регионов Павел Балога, а также внефракционные Виктор Балога и Василий Петевка предложили дополнить документ нормой об обязательном знании государственного украинского языка всеми чиновниками. Эта группа депутатов, как и оппозиция, настаивает на введении экзамена по украинскому для кандидатов на должности в структурах власти. Петевка пояснил: "Чтобы на государственные посты не претендовали люди, не способные связать и двух слов на украинском языке, как, например, премьер-министр Азаров".
Инициативы привели в ярость Вадима Колесниченко: "Исходя из законопроекта, можно сделать вывод, что украинский этнос состоит лишь из граждан, разговаривающих на украинском языке. А все, кто не говорит на украинском, являются иностранцами". Он заявил, что направит переведенные на английский язык законопроекты европейским депутатам, чтобы те убедились: "У нас фашизм уже фактически гордо поднимает голову, подтверждение чему - откровенно ксенофобские законопроекты представителей оппозиции".
Эксперты уверены, что ни один из предложенных законопроектов не будет принят в Верховной раде, а вынесение их на рассмотрение приведет лишь к кулачным боям между двумя лагерями депутатов. "Думаю, оппозиция не очень надеется на то, что представители пропрезидентских сил поддержат их законопроекты. Документы зарегистрировали, чтобы продемонстрировать избирателям: обещания выполняем. Заодно надавили на власть: где, мол, итоги работы правительственной комиссии, где обещанная программа развития украинского? В свою очередь, власть, завершив предвыборную кампанию, пока притормозит с продвижением вопроса о статусе русского. Ситуация будет вяло развиваться до начала президентской предвыборной кампании", - сказал "НГ" руководитель Международного института демократий Сергей Таран.
Ведущий эксперт политико-правовых программ Центра Разумкова Виктор Замятин считает, что выдержать паузу не удастся: "Ситуацию раскачал закон Колесниченко-Кивалова, который формально действует, но реально его выполнить невозможно. Его принимали-то с другой, предвыборной целью. Но теперь надо как-то привести ситуацию в нормальное русло, выйти из языкового тупика". Эксперт полагает, что очередной этап языковых боев будет ограничен стенами парламента.