Столкновение депутатов и милиции под стенами ЦИК - репетиция восстания? [ Редагувати ]

Ход избирательной кампании в Украине на международных экспертов произвел тягостное впечатление. Дошло до того, что один из самых известных американских политиков - экс-госсекретарь США Генри Киссинджер, которого вообще-то трудно удивить, в интервью одному из украинских каналов вынужден был заявить, что нечестный политик не должен стать президентом. Но самое удручающее впечатление произвели события 23 октября, которые стали, пожалуй, кульминацией избирательной кампании. И, в определенной степени, предупреждением - какой она не должна быть.
События, которые разворачивались в ночь на 24 октября под стенами ЦИК, продемонстрировали, что, в случае проигрыша своего кандидата, радикальные оппозиционеры готовы пойти даже на срыв выборов. Неоднократно опробованный сценарий - с организацией массовых беспорядков и срывом работы Центральной избирательной комиссии - существует не только на бумаге, но и отрабатывается в полевых условиях. Вопрос о том, какой ценой эта цель может быть достигнута, даже не обсуждается. Как и то, что речь идет о нарушении закона - того самого, который разрабатывали сами оппозиционеры. И в котором говорится, что вмешиваться в работу Центральной избирательной комиссии никто не имеет права. Даже депутаты. И уж тем более - кандидаты на пост президента.
Марина Ставнийчук, член ЦИК: "Якщо чесно, по-людськи, то у мене велике розчарування особисте у нардепах багатьох. Є маса форм i методів, як можна приймати рішення конструктивно i спокійно. Врешті решт не треба забувати, що авторами закону про вибори президента є опозиційні депутати i в нього вкладено все, що вважали за необхідне представники опозиційних сил у парламенті, аби вибори відбувалися відкрито, чесно i прозоро".
Михаил Рябец, председатель ''Фонда содействия демократическим выборам'': "Де ви це бачили, щоб так? Комісія має прийняти спеціальне рішення про присутність, в тому числі, народних депутатів".
То, что речь идет именно о влиянии на ЦИК, можно было понять, когда местом для проведения митинга сторонников Ющенко назвали площадь Леси Украинки - на которой, собственно, и находится здание Центризбиркома. А когда акция началась, об этом еще раз заявили международные наблюдатели.
Алексей Кочетков, глава миссии наблюдателей от международной организации CIS EMO: "Это толпа, стоит им только "фас" сказать".
Сторонники Ющенко, впрочем, все время говорили, что акция носит исключительно мирный характер. Если бы это было так - организаторы, по сути, дискредитировали самих себя. А вот если это действительно была генеральная репетиция беспорядков, то она, прямо скажем, удалась. Технология отработана поэлементно - как собирать людей, как накалить эмоции до предела, как будет реагировать милиция на удостоверение народного депутата и, наконец, как помешать членам ЦИК выполнять свои обязанности. Вот только задним числом исправить ситуацию пока не получается. Хотя очень хочется.
Депутаты-нашеукраинцы оставили своих сторонников на площади и отправились наверх - выяснять отношения с членами ЦИК. И именно после этого на площади произошла настоящая стычка - на пикетирующих напали неизвестные. Драка закончилась довольно быстро. Однако даже этого времени хватило, чтобы пролилась кровь. Виновников сразу же начали искать. Но почему-то задержали охранников бывшего министра транспорта Леонида Костюченко. Да и то - не возле ЦИКа, а на площади Славы, у гостиницы ''Салют''. В том, что задержанные причастны к нападению, сомневались даже сами депутаты.
Владимир Стретович, народный депутат Украины: "Вони, можливо, участь в цьому не брали, бо вони сказали, що йдуть з роботи. Я не виключаю цього".
Впрочем, это не помешало надеть на задержанных наручники и уложить их на пол.
Работники ЦИК, опасаясь за свою безопасность, вызвали милицию. Но прибывшие к месту сотрудники "Беркута" неожиданно оказались объектом нападения со стороны депутатов.
Дмитрий Силяков, командир спецподразделения ''Беркут'': "После Европейской площади нас сняли в резерв. Я также находился на базе, когда поступила команда дежурного по городу о событиях возле ЦИК. Я знал, что там находится подразделение в количестве 15 человек, я понял, что должны быть задействованы, я срочно выехал. На площади я увидел большую группу людей, звук разбиваем стекол и дал команду во избежание нападения на задание ЦИК... Я был в гражданском, поскольку переоделся. Подчиненные в форме, шлемах, жилетах, знаки отличия, палки я дал команду не доставать. По прибытию ко входу мы выстроились возле дверей, оттеснили людей. Возле входа я попросил людей отойти, чтобы разблокировать дверь, люди отошли на 4-5 метров, освободился проход".
Дмитрий Силяков, командир спецподразделения ''Беркут'': "Спустя какое-то время через толпу прорвался нардеп Червоненко и, ничего не говоря, подбежал к первому милиционеру, сорвал с него шлем и начал этим шлемом и кулаками бить его в лицо. Я схватил его за руку, начал оттаскивать, он начал кричать, что нардеп".
Андрей Эйдельнант, старшина милиции, спецподразделение ''Беркут'': "Была травма головы, очень голова болела, тошнота, головокружение, по почкам били ногами - не разбирали".
Дмитрий Силяков, командир спецподразделения ''Беркут'': "Я попытался объяснить, что милицию бить не надо, поскольку они на охране. Подбежали еще несколько народных депутатов. Среди них был Волынец, который также пытался сорвать с милиционера шлем. Бил руками, мы также с начштаба попытались его оттащить. Оттащили. Однако сзади появилась группа нардепов, которые начали требовать пропустить в здание. Я дал команду милиции расступиться. Они вошли и дверь закрылась. Люди привели себя в порядок. Людей, которых били шлемом и сорвали шлем, я отправил в транспорт для оказания медпомощи. Спустя минуты две дверь резко распахнулась. Из здания выбежал Червоненко и Ющенко, и начали срывать шлемы с милиционеров стоящих справа, слева, избивать".
Дмитрий Силяков, командир спецподразделения ''Беркут'': "Дальше подтянулись еще нардепы - 20 человек, которые начали при поддержке толпы выдергивать милиционеров из цепочки и избивать. Видя, что события повернулись не в лучшую сторону и во избежание развития, я дал команду отходить".
Дмитрий Силяков, командир спецподразделения ''Беркут'': "Я шел сзади. Когда раздалась команда: "Это командир "Беркута", заберите у него удостоверение, и забираем его с собой". Я начал сопротивляться. Меня начали хватать за руки. Ударили по голове. Избивали. Удостоверение показал. Рвали куртку. Держал удостоверение, поэтому серьезного сопротивления не мог оказать. Бойцы вернулись и отбили меня, но видя, что ситуация серьезная, я дал команду комроты отходить назад в транспорт. Они команду выполнили. Я остался один с депутатами. Их было 8. Фактически внесли в здание ЦИК, дальше в лифт".
Александр Зинченко, руководитель избирательного штаба Виктора Ющенко: "Полковник "Беркута" був абсолютно недоторканим. Ніяких синців в нього не було".
Дмитрий Силяков, командир спецподразделения ''Беркут'': "В этот момент кто-то нанес удар в живот, в ногу, а Ющенко - в лицо. Я не сопротивлялся. Никаких ответных мер. Потом меня подвели ко входу в какой-то зал ЦИК, дорогу преградил нардеп СДПУ(О) - сказал, что не имеют право туда заходить. Начали его избивать. Он оказал сопротивление - его оставили, дверь выломали и меня затащили в это помещение".
В помещении, которое брали штурмом нашеукраинцы, находились члены Центризбиркома, который должен был принимать решение о создании дополнительных избирательных участков. Но Виктор Ющенко сразу же заявил, что есть вещи поважнее
Самое поразительное, что после того, как члены ЦИК все же собрались на заседание, нашеукраинцы тут же объявили, что создавать дополнительные участки Центризбирком уже не может - время вышло.
Общим результатом оппозиционеры, похоже, остались довольны. И даже призвали своих сторонников, которые провели под ЦИКом полночи, действовать так и дальше.
Александр Зинченко, руководитель избирательного штаба, Виктора Ющенко: "Якщо ми будемо триматись так, як тримались сьогодні, нiхто i нiщо не зупинить нас в переможнiй ходi".
В связи с инцидентом возбуждены четыре уголовных дела. По словам начальника главного следственного управления МВД Украины Виктора Захарова, только во время инцидента с участием народных депутатов пострадали около десяти сотрудников милиции, в том числе замначальника ГУМВД в Киеве Виктор Ошовский, командир ''Беркута'', два охранника, другие милиционеры. Действия парламентариев подпадают под статью 345 Уголовного кодекса - насилие над работниками правоохранительных органов. Битье стекол и выламывание дверей квалифицируются как хулиганство.