Парламент борется с Икарами [ Редагувати ]
Крылья - по лицензии. Производители легкомоторных самолетов выступают против нового закона, принятого Верховной радой. Согласно документу, заниматься производством, ремонтом и продажей авиатехники могут только компании, имеющие специальную лицензию. Какую именно - разработать не успели - закон ветировал президент. Противники документа уверяют - если новые правила все-таки будут приняты, они не смогут вести свой бизнес. Почему - узнавал Аким Галимов.
Этот маленький и очень легкий самолет только собрали и уже отправляют заказчику. В Арабские эмираты. За месяц в цехах завода легкой авиации собирают шесть таких машин.
Предприятие продает самолеты в Америку, Европу и Азию. К качеству претензий нет, а цена намного ниже, чем у зарубежных аналогов. Уже неделю рабочие завода только и обсуждают закон - 2311, принятый Верховной Радой и ветированый президентом. Согласно этому документу, деятельность вот таких предприятий, которые производят и реализуют авиапродукцию, нужно лицензировать. Директор никак не может понять для чего, ведь перед продажей машины проходят сертификацию согласно требованиям тех стран, куда их отправляют.
Олег Литовченко, директор предприятия по производству самолетов:
- Во всех странах есть свои правила, свои авиазаконы. Нам тяжело комментировать на каком основании, кому это надо, потому что мы являемся экспортерами и выполняем требования именно стран, которым мы поставляем, а это ведущие страны авиационные.
Если в Верховной раде преодолеют вето президента - работа завода, как и других подобных предприятий, остановится - считает директор. Ведь получение лицензии - дополнительные расходы, значит, себестоимость этих самолетов вырастет. И конкурировать в цене с заграничными аналогами они не смогут. Впрочем, закон приняли в штыки не только на авиазаводах.
Аким Галимов, корреспондент:
- Возмутились и те, для кого авиамоделирование - хобби. Эти люди вот такие самолетики собирают своими руками, а значит, по сути, являются производителями авиатехники. Следовательно, их деятельность тоже необходимо лицензировать. Полный абсурд говорят моделисты.
Закон может иметь недостатки, но это исправимо - считает автор документа и почетный президент одного из крупнейших авиапромышленных предприятий Мотор Сич - Вячеслав Богуслаев. По его словам, законопроект не ущемляет, а регламентируют работу производителей и продавцов. Сейчас в небе - полно контрафактной продукции, говорит депутат, списанные двигатели перепродаются и снова устанавливаются на самолеты. А это опасно.
Вячеслав Богуслаев, народный депутат, фракция Партии регионов, автор законопроекта:
- В небе летают поддельные самолеты, поддельные агрегаты, поддельные двигатели. А эти жулики, они пользуются фирмами однодневками, продали двигатель, фирму закрыли, открыли новую. И уже найти, нащупать их нельзя. Все дело в том, что, все, что летает выше крыши, должен иметь сертификат на право производства или надо иметь лицензию, на право продавать.
На следующей неделе в Верховной раде вернуться к рассмотрению закона. До этого времени его автор обещает встретиться с представителями украинского авиапрома, и обсудить - как можно доработать документ, чтобы добросовестные производители и продавцы - не пострадали.
Аким Галимов, Максим Чеблин, Сергей Бордюжа, Игорь Воробий, "Подробности", телеканал "Интер".