В Лондоне выставили подделки картин [ Редагувати ]
В Национальной галерее Лондона - одном из самых престижных музеев мира - выставили картины сомнительной репутации. Эти экспонаты в своё время обманули лучших знатоков живописи и оказались искусно выполненными подделками. Теперь с помощью новейших средств технической экспертизы полотна раскрывают свои тайны. Из Лондона - материал Ирины Тымчишин.
В стенах Национальной галереи Лондона хранится одна из лучших в мире коллекций западноевропейской живописи - около двух тысяч работ. Но порой в её фонды попадают и фальшивые шедевры. К примеру, это изображение мадонны с младенцем неизвестного автора считалось полотном эпохи Ренессанса. На самом деле - его возраст не превышает и ста лет. Чтобы состарить картину, художник использовал обычную смолу. Впрочем, эту маленькую хитрость не сравнить с трюком другого талантливого обманщика, который сымитировал кисть Ганса Гольбейна - одного из популярнейших творцов 19 века. "Человек с черепом" стал самым дорогим приобретением галереи в то время и нанёс сокрушительный удар по имиджу музея.
Бэтси Уизман - куратор Национальной галереи Лондона:
О том, что это подделка, узнали через несколько недель после покупки картины. Манера исполнения кардинально отличалась от работ мастера. Разразился страшный скандал и директору галереи пришлось уйти в отставку. Лишь 20 лет назад нам удалось докопаться до тайны этого полотна. Экспертиза древесины, на которой нарисован портрет, показала, что эту дОску могли использовать минимум 50 лет спустя после смерти Гольбейна.
Отличить подделки от оригиналов на глаз невозможно. Докопаться до истины искусствоведам помогают - микроскопы и рентген, ультракрасное излучение и химический анализ пигментов. Порой всплывают интересные факты. Вот эта миловидная "Девушка в окне" изначально была блондинкой - но для времён королевы Виктории имела вид слишком фривольный, поэтому её приодели и перекрасили в брюнетку.
В конце 19 века происходит еще один курьез. Национальная галерея приобретает на аукционе "Кристис" два шедевра, принадлежащих перу Боттичелли - знаменитых "Венеру и Марса" и "Аллегорию". Вторая картина вскоре оказалась самой настоящей фальшивкой, которая обошлась музею в несколько раз дороже, чем оригинал.
Установили, что талантливым последователем Боттичелли был художник из Флоренции - но имени его назвать не могут. Благодаря современным технологиям музей не покупал фальшивок уже больше полувека. Во всяком случае, так говорят его сотрудники. Последний приобретённый артефакт - полотно "Пожилой человек в кресле". Подписанное Рембрандтом, но оказавшееся работой его ученика или подмастерья.
Ашок Рой - директор научного центра Национальной галереи Лондона:
В нашей коллекции очень мало подделок в буквальном смысле этого слова. Большинство картин подлинные - они были созданы именно в тот период, которым датируются. Наши технологии помогают установить возраст произведения, но определить автора - значительно сложнее.
Иногда случаются приятные открытия. До начала 90-х годов "Мадонна с гвоздиками" Рафаэля считалась навсегда утерянной. И вдруг на экспертизе выяснилось - полотно, приобретённое Национальной галерей как удачная копия, принадлежит кисти маэстро.
Ирина Тымчишин, "Подробности", телеканал "Интер".