"Горбатый Запорожец" празднует 50-летие [ Редагувати ]
Сегодня улицы Запорожья заполнили ретро-автомобили. Там собрались более ста ценителей классики советского автопрома из Украины, России, Беларуси, Польши, Литвы и Германии. Всех их объединяет одно - любовь к легендарному горбатому "Запорожцу" - которому в этом году исполняется ровно 50 лет. Юбилей решили отпраздновать, устроив автопробег по Украине. Лозунг акции - "Запорожцы" всех стран - объединяйтесь". О том, как чествовали фанов на родине знаменитой малолитражки - в репортаже Сергея Бордюжи.
Вот он - легендарный "ЗАЗ - 965". Герой анекдотов - и всенародный любимец.
Александр Соседка, участник автопробега:
- Її ж то по різному називали. Хто як, хто називав горбатий, хто казав, не в обіду буде сказано, в народі є таке названіє - как єврейський бронєвік. Потом таке - конек-горбунок. Ну мою ще назвиали - пасхальне яєчко.
Экипажи 112-ти "Запорожцев" из шести стран - сегодня гости на предприятии, где 50-лет назад сошел в конвейера первый "ЗАЗ - 965". Народный автомобиль тогда стоил 1800 рублей. За 5-ть лет таких машин выпустили всего - 316 тысяч, пока малолиражку не раскритиковал Хрущев. Назвал ее - консервной банкой.
Степан Кравчун, директор завода "Коммунар" в 1983-1996 годах:
- И коль первое лицо обозвало, надо срочно менять. И мы его забросили. И начали заниматься созданием 966. Может это с одной стороны ускорило подготовку именно того, 966 автомобиля. Но то, что сняли с производства 65 считаю, что это ошибка.
В свое время Степан Кравчун, как руководитель автопредприятия, стоял у истоков "Таврии". Но горбатый запорожец любит до сих пор - за надежность, проходимость и неприхотливость. Сегодня такие автомобили на "ЗАЗе" выпускают в единичных экземплярах. И только - как дорогие подарки для вип-персон. Но о том, чтобы модифицировать и вернуть на конвейер "народный автомобиль" - речь не идет.
Николай Евдокименко, председатель правления ЗАО "ЗАЗ":
- Тратить деньги на подготовку производства такого автомобиля и вообще автомобиля, объемы продаж которого меньше 100 тысяч в год, нет смысла. Конечно, при всей большой любви народа в Украине к автомобилю ЗАЗ 965 - невозможно его продать 100 тысяч автомобилей.
К автопробегу в честь полувекового юбилея Запорожца присоединились и пенсионеры из Германии. Ирина Денис и Бернд Хартманн познакомились три года назад на одном из таких слетов. Говорят - именно эта ретро-машина подарила им новое семейное счастье.
Ирина Денис, участница автопробега:
- Якби він не був власником Запорожця, а я також не була власником Запорожця, я впевнена, шо не було би такого сильного почуття, тому що любов тримається не тільки на почуттях, але і на якихось загальних спільних інтересах.
В рамках неформального праздника - дня рождения первого Запорожца - на центральной площади города машины выстроились, образовав число - 50. А также участники автопробега установили и рекорд Украины - в одной колонне собрали максимальное количество "горбатых" - 50. Диплом в руках организаторов - тому подтверждение.
Сергей Бордюжа, корреспондент:
- В Запорожье участники автопробега пробудут до конца недели. И уже потом колонна из боле чем ста автомобилей отправится в Крым - конечную точку своего путешествия.
Сергей Бордюжа, Игорь Воробий, "Подробности", ТК "Интер", Запорожье.