Смертельный переезд: Как избежать трагедий на железной дороге? [ Редагувати ]
Черным оказался нынешний вторник для Украины. Жертвами трагедии на железнодорожном переезде возле Марганца Днепропетровской области стали 45 человек. За жизнь шестерых еще борются врачи. Среди погибших - и дети, и пожилые люди.
Почему опытный водитель решил выехать на переезд перед локомотивом - ответит следствие. И это один из череды вопросов, связанных с аварией. Был ли технически исправен автобус? Мог ли он перевозить такое количество людей? Почему маршрут был проложен через нерегулируемый переезд?
В милиции говорят, что семь тысяч пересечений рельсов и дорог по стране как будто созданы для аварий. Правительство готово за ближайшую пятилетку заменить их мостами. Но потянет ли украинский бюджет это фантастическое обещание? Пока же важно не забывать, что железнодорожный переезд - это место повышенной опасности. Сергей Бордюжа еще раз убедился в этом.
13-е октября - день траура. Страна оплакивает жертв самой масштабной автокатастрофы за всю историю Украины. В Марганце хоронят погибших.
Вечером этого же дня возле села Тарасовка Киевской области водитель скорой помощи грубо нарушает правила движения. На запрещающий сигнал светофора при опущенном шлагбауме он пытался проскочить через железнодорожный переезд. Карета "скорой" превращается в груду металла. Погибают мужчина и беременная женщина. Водитель скорой и медик - в реанимации.
Валерий Лозовой, начальник департамента ГАИ МВД Украины:
- Зараз ми не можемо вияснити, так як непритомні знаходяться і водій, і той працівник, який оглядав хвору, яка була необхідність переїжджати при закритому шлагбаумі, робочій сигналізації і при тому, що транспорт стояв.
Первой в череде трагедий на этой неделе стала авария под Запорожьем. 12-е октября, 7:50 утра. На нерегулируемом переезде под грузовой состав попадает трактор. Водитель погиб на месте.
Чтобы отбуксировать поврежденный поезд в депо, из Никополя высылают локомотив. Его путь как раз проходил через Марганец.
9 утра. На переезде возле выезда из рабочего поселка Городище останавливается автобус городского маршрута. В переполненном салоне - 53 человека.
По одной из версий, водитель автобуса сначала пропустил электричку, идущую по расписанию, справа. Он вышел из кабины и даже успел перекурить. Как только электропоезд миновал переезд, водитель сел за руль. В это время с другой стороны появился локомотив. В какой-то момент поезд визуально слился с уходящей электричкой, и водитель автобуса начал движение.
По другой версии - неподтвержденной - электрички не было. На переезде работала сигнализация. Автобус подъехал и остановился. Но ожидаемая по графику электричка так и не прошла. Водитель выехал на переезд. В это время пассажиры заметили поезд.
На скорости 75 километров в час 180-тонный локомотив протянул искореженный автобус на 400 метров.
38 пассажиров погибли сразу. Остальных в тяжелом состоянии сначала доставили в городскую больницу, затем - в Днепропетровск. И только жизнь двоих человек оказалась вне опасности.
Дмитрий Олейник, пострадавший в ДТП:
- Я не сидел, я стоял на задних дверях на нижней ступеньке. Я очнулся за рельсами на куче этого щебня, который мостится под рельсы, под шпалы. Я не понял, чего я там нахожусь, что я тут делаю. Когда я услышал - люди стали подходить, говорить по телефону, "скорую" вызывать... - "Тут куча трупов…" - Это страшно было.
Оксана Бойченко, пострадавшая в ДТП:
- Когда люди начали кричать: водитель, что вы делаете, остановите, поезд! И я сразу поворачиваю голову и смотрю - едет локомотив. И мы едем под этот локомотив. То есть, может быть, водитель хотел проскочить или не успел затормозить.
Поселок Городище - окраина Марганца. Здесь около трех тысяч жителей. И этот необорудованный шлагбаумом железнодорожный переезд - единственная дорога в город.
Сергей Бордюжа, корреспондент:
- Местные жители помнят, как при Советском Союзе это место было защищено со всех сторон. Тут работал и семафор, и шлагбаум, и велось круглосуточное дежурство.
Но этот переезд железнодорожники относят к так называемой четвертой категории. По их словам, интенсивность движения поездов на данном участке небольшая, а значит и шлагбаум не нужен.
Но, по неофициальным данным, за сутки здесь проходит до шестидесяти составов. Это значит, в среднем, каждые двадцать пять минут. Вопрос о том, законно ли разрешение, данное перевозчику на пересечение этого опасного участка общественным транспортом, остается открытым.
Владимир Корниенко, первый замминистра транспорта и связи, член госкомиссии по расследованию катастрофы:
- Сейчас изучаются документы, на основании которых был утвержден этот маршрут, работа железнодорожного транспорта. Установлено, что, в общем-то, вся сигнализация звуковая и контролирующая работали на переезде нормально. Есть вопросы к маршруту, который утверждался. Это ж городской маршрут, поэтому утверждался городскими властями.
По иронии судьбы, на этой неделе проходят судебные заседания по другой аварии, очень похожей на эту. В прошлом году в Тернопольской области рейсовый автобус столкнулся с поездом. Погибли 6 человек, в том числе и водитель, 13 получили увечья. Виновным признали именно шофера. Но за решетку может попасть владелец фирмы-перевозчика. Ведь водитель был оформлен на работу с нарушениями, не проходил стажировку и инструктаж. За халатное отношение к служебным обязанностям, перевозчику грозит семь лет тюрьмы.
Вот только сам переезд не стал безопаснее: ни обещанного правительством шлагбаума, ничего.
Пётр Бодзюх, председатель Скомороховского сельсовета:
- З того часу була тільки нанесена розмітка на дорогу, зроблений ямковий ремонт під'їзду до переїзду, слупки замінені були стовпчики, тому що вони були автобусом збиті, пофарбовані - і всі зміни закінчилися.
Буквально за день до марганецкой трагедии, Госавтоинспекция Крыма начала операцию "Автобус". Проверяют техническое состояние машин, наличие документов и количество пассажиров в салонах. Здесь помнят трагедии 2003-го и 2007-го годов.
Тогда по вине водителей, а также из-за плохого технического состояния автобусов, в двух авариях близ Алушты погибли 24 человека. Водители выжили и были осуждены на 9 и 8 лет.
Но нередко, говорят инспекторы, к трагедии приводят и недобросовестное отношение к своей работе сотрудников автопарка.
Сергей Козинцев, заместитель начальника ГАИ Крыма по организации деятельности автомобильно-технической инспекции:
- Мы видим такие серьезные недостатки, где работа проводится формально, где выпуск осуществляется формально. Просто записываются - в течение минуты выезжает до 10 машин.
Андрей Клюев, первый вице-премьер Украины, председатель госкомиссии по чрезвычайным ситуациям:
- Надо будет очень серьезно заняться нашими перевозчиками. Чтобы у него, когда он выезжал, в путевом листе обязательно была подпись механика, и подпись врача. На основании чего он взял и поехал?
На месте трагедии в Марганце госавтоинспекторы появились только через четыре дня. Общения с прессой избегают. Но рейсовые автобусы через переезд больше не пускают.
Немногословны и представители железной дороги. Все эти дни они проводят какие-то работы в щитовой, которая отвечает за звуковую и световую сигнализации на переезде. Когда на этом месте появится шлагбаум - не знают.
- Там за 1000 метрів звідси міст є. Дорогу проложити - і все, і буде стопроцентна розв’язка. А так будуть тільки шлагбаум збивати, те саме.
Жена погибшего водителя показывает семейные фотографии. Говорит, у ее мужа Николая - 35 лет водительского стажа, и на дороге он всегда был внимательным. А тогда, очевидно, он просто не заметил приближающийся вне графика локомотив. Но трагедии не произошло бы, уверена женщина, будь там шлагбаум.
Тамара Гречко, жена погибшего водителя:
- Ну он же не камикадзе! Он утром ушел на работу, поцеловал меня, как всегда. Сказал: "С Богом!" Я ему говорю: "С богом!" Я молюсь все время, благослови тебя Господь. Помолилась, он ушел…
Сегодня в Украине - семь с половиной тысяч железнодорожных переездов. Из них таких как этот, без шлагбаума - почти пять тысяч. Это информация ГАИ. А в "Укрзалізниці" настаивают: все переезды в стране работают без нарушений.
Сергей Михальчук, заместитель гендиректора "Укрзалізниці":
- На сьогоднішній день всі переїзди відповідають нормам, відповідають інструкціям, які є на сьогоднішній день. І всі переїзди забезпечують повну безпеку руху автомобільного та залізничного транспорту.
Андрей Клюев, первый вице-премьер Украины, председатель госкомиссии по чрезвычайным ситуациям:
- Будем наводить порядок сейчас. Распоряжением Кабмина будем автоматические ставить на всех переездах шлагбаумы.
Установка шлагбаумов только на одном переезде обходится в миллион гривен. Все же это дешевле, нежели строить путепроводы и тоннели под путями. В плане эксперимента на Приднепровской железной дороге внедрили новинку: когда опускается шлагбаум, автоматически поднимается металлическое заграждение, таким образом полностью блокируя дорогу от водителей-лихачей.
Елена Ильченко, дежурная по переезду:
- Нам намного легче стало, что у нас эти плиты появились - машины уже не так нарушают.
Причины ДТП в Марганце официально еще не названы. Их обнародуют только после того, как работу закончит правительственная комиссия. Возможно, тогда станут известны и косвенные виновники трагедии.
Сергей Бордюжа, Аким Галимов, Максим Кошелев, Инна Белецкая, Наталья Грищенко, Наталья Неделько, "Подробности недели", ТК "Интер"