Автолюбители приветствуют отмену техосмотра [ Редагувати ]
Украинские автолюбители ликуют! Государственный технический контроль, проще говоря, обязательный техосмотр, который надо было регулярно проходить в ГАИ, - отменён. На этой неделе закон одобрил парламент. И Виктор Янукович уже подписал его. Теперь осталось дождаться, пока текст закона опубликуют в официальных изданиях. И отсчитать тридцать дней - после чего закон вступит в силу. Но что тем временем будет происходить на наших дорогах? И насколько новые нормы изменят жизнь водителей? Об этом - в материале Дмитрия Грузинского.
Пакет водительских документов стал тоньше на один талон. По новому закону, владельцы легковых автомобилей, которые не используют свой транспорт в коммерческих целях, проходить техосмотр в ГАИ - не обязаны! Уже сегодня отсутствие талона, - утверждает руководство Госавтоинспекции, - не повод для остановки и уж тем более, штрафа.
Избавиться от коррупционных схем - такую цель преследуют, отменяя техосмотр. Консультант при подготовке закона, народный депутат, а в прошлом - сам работник Госавтоинспекции Сергей Гусаров, надеется, что теперь возможностей для нелегального сбора денег у инспекторов ГАИ не останется. И добавляет: раньше законодательство не меняли, потому что не было "политической воли".
Сергей Гусаров - депутат Верховной рады Украины, первый замначальника Управления ГАИ:
И сам этот техосмотр коррумпировался. Он скомпрометировал себя. Не секрет - наживались на этом деле разные дельцы. В том числе и те, кто занимался станциями техобслуживания, различными диагностиками. Я думаю, что и работники ГАИ имели какой-то интерес в этом деле.
Украинский мотоциклист Валерий Крышень только пару недель назад вернулся из кругосветного путешествия. И ни в одной стране мира у него не спросили талон техосмотра, кроме Украины. Процесс прохождения ТО опытный водитель запомнил надолго - благодаря квалификации работников тех-станции.
Валерий Крышень, мотоциклист-путешественник:
Коли я приїжджаю, вони дивляться на мою покришку на задню, а вона звичайна шосейна покришка, то той дядечко, який там працює, каже: "Слухай! В тебе ж покришка лиса! Як же ти сюди приїхав?" Хоча насправді, вона нова. Вона коштує триста баксів, вибачте звичайно...
Валерий, как большинство его друзей и знакомых, уверен: важен не только закон, но и то, как его будут применять на практике, скажем, сотрудники Госавтоинспекции.
Валерий Крышень, мотоциклист-путешественник:
Спочатку всі зробили так от: "Ура!" Але насправді через два дні ми зрозуміли, що ніякого ура! немає. Тепер же буде обовязкова страховка. Якщо раніше при наявності техогляду страховку також питали, але можливо не так серйозно, то зараз однозначно буде перше питання, коли мене будуть зупиняти, навіть не техпаспорт, не права, а буде страховка. Організаційні питання, вони як були, так і залишаться. Щоб отримати страховку, нам все рівно треба буде їхати на експертизу. Щоб пройти експертизу все рівно треба буде звідтіля поїхати до банку, проплатити квитанції якісь, вистояти чергу.
В ГАИ парируют: пока это лишь предположения. Ведь ни одна страховая компания ещё не сделала процедуру техосмотра обязательной для получения "автогражданки".
За техническим состоянием машин, даже после отмены ТО, ГАИ всё равно будет следить. Вернутся к методу, который давно не использовали, - останавливать и проверять авто станут прямо на дорогах. Главный аргумент инспекторов: неисправность машин и мотоциклов часто является фактором, сопутствующим ДТП. Штрафы за эксплуатацию технически неисправных авто и мотоциклов останутся прежними - от трёхсот сорока до четырёхсот двадцати пяти гривен.
Василий Рублюк, начальник автотехнической инспекции УГАИ МВД Украины:
Я думаю, що наслідки будуть набагато менш негативні у випадку, коли на лінії, тобто при несенні служби, наші працівники будуть здійснювати контроль, інспектор, звичайно, має право глянути на стан шин, коліс. Або якщо він має пошкодження серйозні, тобто після дорожньо-транспортної пригоди. Звичайно, що там можуть бути деформовані і рульові тяги, і все інше. Тобто таким чином інспектор буде мати право зупинити транспортний засіб.
При этом в ГАИ сразу делают оговорку: остановить могут, например, если не работают дворники или машина сильно повреждена после ДТП. Обещают руководствоваться 31-ой статьёй правил дорожного движения.
По оценкам полковника Рублюка, новый закон сократит число водителей, ежегодно обращавшихся в ГАИ за талонами техосмотра - с шести миллионов человек до полутора миллионов. А это означает потерю примерно пятисот миллионов гривен в год.
Сэкономить на уже отменённом ТО не смогут особо сознательные водители, которые и сегодня ещё едут в ГАИ, и те, кто уже прошёл техосмотр. Ведь обратной силы закон не имеет. И даже если талон техосмотра вам выдан на два года вперёд, деньги, - заявили в управлении Госавтоинспекции, - никто возвращать не будет.
Дмитрий Грузинский, Юрий Романюк, Артём Алёшин, Сергей Коваль - "Подробности недели", телеканал "Интер".