"Укрзалізниця" отмечает полуторавековой юбилей [ Редагувати ]
Украинская железная дорога сегодня празднует полуторавековой юбилей. 4 ноября 1861 года - на станцию Львов прибыл первый поезд - он назывался "Ярослав". Сегодня "Укрзалізниця" - это полторы тысячи станций и почти девять тысяч вагонов. И хотя большинство поездов на железной дороге используют электроэнергию и дизтопливо, в Украине остались энтузиасты - которые пытаются доказать - паровую тягу - рано снимать с рельсов. Аким Галимов о тех, кто буквально пытается вдохнуть вторую жизнь в котлы паровозов.
В маленьком локомотивном депо, маленького городка Гайворон - дымится паровоз, который на железной дороге, можно было бы встретить разве что полвека назад. Пар идет изо всех труб, с пяти утра Емельян Сергеевич - бросает в топку уголь, чтобы к десяти железная махина смогла тронуться.
Чайником раритетный паровоз - Емельян Сергеевич называет любя. Ведь в нем помимо пара, еще и душа бывалых железнодорожников. Пятнадцать лет назад - паровоз из груды металлолома восстановили умельцы этого депо, и теперь следят за ним как за собственным ребенком. Механизмы-то из прошлого столетия.
Аким Галимов, корреспондент:
- Этот паровоз выезжает из депо очень редко, но если выезжает, то сразу попадает на большие экраны. Железный монстр уже давно не перевозит пассажиров и грузы. Что скажешь - 50 лет возраст почтенный, здесь одна дорога в кино.
Редкий фильм о войне обходился без этого паровоза, вслед за ним амплуа актера, однажды, примерил и сам Емельян Сергеевич - вот начальник ДЕПО - в роли машиниста времен революции.
Кажется это последний раритетный экземпляр паровой машины, но в двухстах километрах от Гайворона - есть целая станция, где за калиткой с табличкой посторонним вход воспрещен - доживают свой век - его братья.
Роман может рассказать о каждой детали этих машин. Он работает в единственном в Украине цеху, где ремонтируют старые паровозы. Здесь их около двадцати - какой-то подкрасят и отправят на пьедестал - как памятник, а какой-то отремонтируют полностью - и вернут в железнодорожный строй, чтобы использовать во время торжественных событий. В общем, все что угодно, только бы не резать на металл.
Роман Максимяк, мастер ремонтного депо станции Цветково:
- Мені ж нема чого буде показати своїм дітям, а їм своим про історію. Вони будуть бачити цей паровоз просто на пьєдисталі, а було б набагато цікавіше, якщо б він їхав, когось прокатав.
Каждый год здесь ремонтируют по одному паровозу. Вот этот из цеха скоро отправится на Львовскую железную дорогу. В планах постепенно восстановить все машины. Ведь помимо исторической ценности, на раритетные машины возложена важная миссия. Если в стране возникнут перебои с электроэнергией и дизтопливом - они должны заменить современные тепловозы.