Чиновники сели в тюрьму за кражу картин [ Редагувати ]
Украинские власть имущие все чаще приобщаются к прекрасному. Свои кабинеты они любят украшать картинами, взятыми из отечественных музеев. Да вот беда, не все картины возвращаются назад. С некоторыми чиновники так свыкаются, что заказывают копии полотен. Их же и отправляют в музеи. На днях закончилась скандальная история с похищением картин из Уманской и Ямпольской галерей. Сотрудники местных СБУ и милиции, менявшие подлинники на подделки, получили 5 лет лишения свободы. И это - уникальный случай, ведь, как правило, до суда подобные дела не доходят, говорит Ирина Юсупова.
Ямпольский музей ограбили средь бела дня. Без отмычек и ножовки. 21 картину, каждая из которых стоит не менее 30 тысяч долларов, сотрудники сами передали для организации выставки. Причем ни где-нибудь - а в местном отделении СБУ.
Алла Мруг - экс-директор Ямпольского музея:
Шановані люди при гарних таких посадах. Я взагалі не звикла людям не довіряти.
Картины "уважаемые люди" вернули. Некоторые - даже в новых рамах. Вот только подлинники заменили дешевыми копиями.
Виктор Замышляев - начальник райотдела культуры:
Картину підняли, а вона світиться - це значить, що картина зроблена не по всіх канонах. Тобто художник картину грунтує, шоб вона не просвічувалась.
Сельский художник Иван Балухатий уверяет - даже не догадывался, в какую аферу его втянули. Просто порадовался хорошей халтуре. Заказчики привозили фотографии и просили нарисовать по ним полотна определенного размера.
Иван Балухатий:
Я спочатку просив 250 гривень, а потом 100 доларів. Бачу плотять і сто доларів. Хай іде - ну велике діло.
Художника постоянно поторапливали. Для копии картины Сергея Шишко пришлось вообще придумывать новую технологию.
Иван Балухатий:
То я просто взяв автомобільну шпакльовку - вона сохне секундами. І такий слой зробив. І вона була майже однакова.
Уманский музей. Здесь фонды вот уже три года как опечатаны. Все началось после того, как на пейзаже, написанном в начале семидесятых, главный хранитель обнаружила свежие краски.
Неля Нагорная - главный хранитель Уманского краеведческого музея:
Я пригляделась, говорю - странно, это вы что, ее помыли? Почему она такая вот яркая, свежая? А потом подходим так поближе, я хотела дату рассмотреть, и вот тут я услышала запах краски.
Проверив весь фонд, сотрудники нашли сразу шесть подделок. Причем самых ценных полотен Яблонской, Шишко, Глущенко. И тут история повторилась.
Картины для организации выставки музей предоставлял местному отделению милиции. После чего подлинники, оценённые в 3 миллиона гривен, бесследно исчезли, а в экспозицию вернулись фальшивки.
Уголовное дело против "любителей живописи" в погонах не могли возбудить шесть месяцев. И суд затянулся еще на три года.
Николай Голомша - военный прокурор Центрального региона Украины:
Позбавлення волі строком на 5 років. Вони співпрацювали зі слідством, надавали допомогу у відшуканні збуту картин.
Разжиться за счет музеев не прочь и в столице. Например, в горадминистрацию из Музея истории Киева на временное хранение выдавали десятки картин. Иногда снятые с должности чиновники прихватывали полотна на память.
Екатерина Романова - директор Музея истории Киева:
Это 16 работ, которые выдавались с 93 года еще по 2006. Вот эти работы не найдены до сих пор.
Сколько всего раритетов пропало из фондов - до сих пор не известно. Ведь провести масштабную проверку в музее, который девятый год без помещения, просто невозможно.
Александр Бригинец - глава комиссии Киевсовета по вопросам культуры:
Не відкрито жодної кримінальної справи, і ніхто за це не покараний. Я робив запити - скільки робіт з музею пропало, і весь час називалася різна кількість.
Передавая живопись для экспозиции в МИД, директор Львовской галереи искусств даже не предполагал, что с картинами может что-то случится.
Борис Возницкий - директор Львовской галереи искусств:
Ми вважали, що там безпечно, там перепустки, міліція, охорона - там пройти не так то легко.
"Серую елку" Финогенова повесили прямо возле кабинета министра. Как, когда и главное - при каком руководителе ведомства картина пропала - до сих пор неизвестно.
Борис Возницкий - директор Львовской галереи искусств:
Картина десь півтора метри величини. То досить велика, венести її неможливо, там треба машину підганяти. Ми так думаємо, що вона комусь сподобалася, і міністр іноземних справ просто подарував комусь це.
Все эти случаи всего лишь верхушка айсберга - уверены антиквары. О многих пропажах не знает не только милиция, но и сами музейные работники.
Игорь Понамарчук - глава гильдии антикваров Украины:
Министр - он хорошо разбирается в искусстве. Так вот он, будучи недавно в одном из музеев, говорит мне - там уже подделка висит очень хорошего автора за тот год, что я там не был.
Единый электронный реестр музейных ценностей в Украине собираются создать вот уже пятнадцать лет. Торговать краденым на черном рынке тогда стало бы гораздо сложнее. Но всякий раз денег на это не находят.
Такой вот каталог есть у всех пограничников и дипломатов. Здесь собраны фотографии и описания ценностей украденных из украинских музеев. Правда получился он далеко не полным - подсчитать все пропавшие раритеты в Украине попросту не могут.
Мамину руку она узнает всегда. К дочери Татьяны Яблонской обращаются за экспертной оценкой полотен известной художницы. Гаяне Атаян говорит, что во многом могла бы помочь следствию. Тем более, что одну из пропавших картин к ней однажды приносили. И уже позже из выпуска новостей она узнала, что это был за пейзаж.
Гаяне Атаян:
Я увидела на мониторе подделку. И вспомнила, что эту картину мне приносили, только оригинал. Это очень горько было осознавать, что эта картина была в моем доме. Но я просто не знала.
Из шести работ Яблонской, украденных из украинских музеев, ни одной так и не нашли. Гаяне уверена, все они в частных коллекциях, доступа к которым попросту нет. Впрочем, даже если работы отыщут - по закону заставить коллекционера вернуть краденое невозможно.
Ирина Юсупова, София Гордиенко Иван Ермаков - "Подробности недели", телеканал "Интер".