Журналисты заявляют, что поймали инспекторов ГАИ на взятках [ Редагувати ]
Круговая порука. Наш корреспондент Дмитрий Евчин задался вопросом - неужели выгодно давать инспекторам взятки? Его заинтересовала свежая история, произошедшая на посту ГАИ под Одессой. Журналисты "Дорожного контроля" утверждают - поймали инспекторов на горячем. Люди в погонах, якобы, организовали настоящий конвейер взяток на Одесской трассе. Отснятое видео передали в прокуратуру.
Но что интересно - туда не обратился ни один водитель. Не на камеру перевозчики рассказывают - на взятки им даже выделяют отдельные деньги. Почему? Проще заплатить? Смотрите в сюжете.
Видео, снятое журналистами общественной организации "Дорожный контроль", вызвало много споров в интернете. Здесь показана работа поста ГАИ при въезде в Одессу. Инспекторы останавливают водителей грузовиков, не прошедших взвешивание на весовом контроле. Проблема решается очень быстро. Сотрудник ГАИ заглядывает в кабину и через минуту фура продолжает следование.
- Независимо от того, сколько везём или он ещё документы нюхает? - Нет. Две сотни и поехал дальше.
Это - разговор журналиста с одним из дальнобойщиков по рации. Якобы, за двести гривен инспекторы закрывают глаза на "перегруз". Когда же журналист подошёл к одному из водителей фуры, тот сразу отдал права и вознаграждение.
- Смотрим внимательно. Двести гривен все видели?
Данное видео "общественники" предоставили прокуратуре, которая начала досудебное расследование по факту коррупции.
Денис Черных, заместитель прокурора Одесской области:
- Передача денег там не установлена. Их нет на сегодня. На сегодня следствие не располагает заявлениями водителей перевозчиков о вымогательстве. Легко уволить любого, но уволить за что? Где то видео есть, что передавались деньги?
Ростислав Шапошников, глава общественного проекта "Дорожный контроль":
- Меня честно поражает и прокуратура и все эти органы. Поскольку извините, а что у нас журналисты должны заниматься расследованием коррупции? Это дело УВБ и СБУ - они должны уже там ночевать в палатках и снимать эти все вещи. Мы просто показали, как оно бывает.
Шумиха вокруг поста ГАИ под Одессой обнажила проблемы в сфере перевозок, говорит Александр Благодир, он руководит Ассоциацией автомобильных перевозчиков в Одесской и Николаевской областях.
Александр Благодир, председатель совета Ассоциации автомобильных перевозчиков Украины Одесской и Николаевской областей:
- Не знаю, правильно ли это говорить. Но мы вроде бы как будто и согласны с тем, что просто заплатили какие-то деньги и поехали. Потому что те простои и та ответственность, которая лежит на перевозчике - она во много крат больше той суммы, которой он платит на дороге.
Ему вторит коллега - Александр Захаров. Он занимается перевозкой контейнеров из Одесского порта. Рассказывает - из-за пристального внимания ГАИ к фурам за последние два года в разы сократились заказы, водители часто не успевают доставить груз в срок.
Александр Захаров, член совета Ассоциации автомобильных перевозчиков Украины южного региона:
- Этот перевозчик выезжает на трассу Одесса-Киев и вот по нашим статистическим данным до 11 раз этого перевозчика тормозят по движению. Движение - это 400 километров, чтобы проехать - тебя 11 раз остановят.
По правилам, объясняет Александр, чтобы следовать с перегрузом легально, перевозчик обязан получить специальное разрешение. Нужно сделать запрос в Службу по вопросам регуляторной политики, там его будут рассматривать 10 дней. Потом получить разрешение в облавтодоре и ГАИ. На всю процедуру уходит дней двадцать. За это время клиент просто отзывает свой заказ.
Дмитрий Евчин, корреспондент:
- Заплатил - поехал. Нехитрая схема на этом посту ГАИ под Одессой уже не действует. Прокуратура начала проверки, и пункт весового контроля стал образцово-показательным. Правда, грузовики сюда приезжают меньше. Работать по новым правилам ещё не привыкли ни водители, ни инспекторы.
Теперь сотрудники ГАИ к грузовикам даже не приближаются. А когда останавливают фуру, от водителей держатся подальше. В пункте взвешивания нам показывают сертификат на весы и уверяют - что-то "накрутить" и обмануть водителя не получится.
Андрей Кравченко, начальник весового комплекса Одесского облавтодора:
-Если я каким-то образом попытаюсь влезть туда либо отвёрткой, либо другим образом при метрологии распечатка будет сбита.
Государственная схема борьбы с "перегруженными фурами" не работает. Это означает - деньги в бюджет на ремонт дорог не поступают. Но в то же время, ежегодно государство выискивает почти миллиард гривен на восстановление автомагистралей.
Евгений Прусенко, советник главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины:
- Дороги українські побудовані в 60-х -70 роках, їздити по цим дорогам з перевантажними транспортними засобами - то все равно, що їздити на танках по Хрещатику, вони інтенсивно руйнуються. 90 відсотків з них знаходяться поза критичною межою.
Городок Саврань в Одесской области - наглядное пособие, как фуры разрушают асфальт. Уже несколько лет и днём, и ночью из карьера недалеко от Саврани шестидесятитонные грузовики возят щебень в Одессу. Их маршрут проходит прямо по центру города.
Владимир Вдовиченко, житель Саврани:
- Та вон асфальт возлє поселкового кинули. Та подивіться, що з нього. Його ж позривало. А то ночью спиш - хата тако ходить. Я хотів би шоб хоч один чиновник тут поспав.
Ремонтировать дороги в Саврани, как и по всей стране, не за что. Автоперевозчики, которые тоже заинтересованы в качестве покрытия, бороться с предвзятостью инспекторы не спешат. Как, например, в случае с постом под Одессой - прокуратура не получила ещё ни одного заявления о вымогательстве денег со стороны сотрудников ГАИ. Вот так формула "заплатил - поехал" пока устраивает всех.
Дмитрий Евчин, Элина Бекетова, Александр Данилов, Ирина Дьяченко. "Подробности недели", телеканал "Интер"