Историческое кино становится причиной международных скандалов [ Редагувати ]
Количество сеансов увеличили, прокат продлили. Посмотреть фильм "Хайтарма" о депортации крымских татар в 1944-ом теперь хотят многие жители полуострова. Такое внимание к ленте - из-за высказывания генконсула России Владимира Андреева. Он заявил, что крымские татары во время Второй мировой сотрудничали с нацистами, за что и были высланы. Теперь покинуть Крым готовится сам господин Андреев: после требований крымского Меджлиса и осуждения российского МИДа консул заявил об отставке. Ирина Смирнова вспомнила другие фильмы, где смесь недавней истории и современной политики становилась причиной международных скандалов.
В фильмах о войне полной объективности, видимо, не добиться никогда. И сценаристы не всегда ратуют за историческую правду, да и зритель, на каком бы языке не говорил, подсознательно ждет победы "своих". Ведь "свои" в любом случае правы, а враг - он и есть враг.
Самый свежий пример - трехсерийная картина "Наши матери, наши отцы", снятая в Германии. С одной стороны - интеллигентные немецкие солдаты, с другой - советские насильники и мародеры, и отдельно - образы польских антисемитов и украинских садистов. После такого кино ветеранские организации заявили, что немцам вообще нужно запретить снимать патриотические фильмы о Второй мировой.
Совместная работа - русские и немцы вместе снимали фильм "4 дня в мае" - тоже не избежала критики. По сюжету, "плохие советские солдаты" пытались надругаться над слепыми воспитанницами детского приюта, но "правильные русские" вместе с "благородными немцами" эту попытку пресекли.
После громкой общественной кампании в прошлом году ленту вырезали из эфирной сетки телеканала НТВ.
С небольшим интервалом вышли сразу два фильма о конфликте 2008-го года в Южной Осетии. Один сняли американцы совместно с грузинами - это "5 дней в августе", вторая картина - "Август 8-го" стала российским ответом всему миру. Авторов американо-грузинского проекта, российские критики обвинили в необъективности и попытке оправдать действия грузинской стороны перед началом военных действий. Российский же фильм был назван грузинами очередной, ничем не прикрытой пропагандой.
Немало примеров, когда работы кинематографистов вполне могли стать причиной дипломатических скандалов между Украиной и Россией. Вспомнить хотя бы ставший культовым "Брат-2", недавно ушедшего режиссера Алексея Балабанова.
"Или фильм "Мы из будущего-2", который так и не получил в Украине прокатного удостоверения за образы бандеровских солдат.
ГРФ "То, как показана жизнь УПА - скорее фантазии создателей фильма. Также в картине видно разжигание межнациональной вражды".
(Анна Чмиль, глава Государственной службы кинематографии)
Много споров было и вокруг прошлогодней картины "Матч" с Сергеем Безруковым в главной роли - о реальном футбольном поединке между советскими спортсменами и сборной Вермахта в оккупированном Киеве летом 1942-го года.
Образы укринцев в фильме настолько возмутили активистов всеукраинского объединения "Свобода", что они пытались воспрепятствовать показу ленты - даже подралИсь с милицией на киевской премьере в кинотеатре "Украина".
ГРФ "Эдакая пропаганда русского мира. Главное показать: если человек одет в украинскую вышиванку - он коллаборационист".
(Андрей Парубий, народный депутат)
И вот теперь в фильме "Хайтарма" о депортации крымских татар генконсула Российской Федерации в Крыму Владимира Андреева возмутило именно отсутсвие образов коллаборационистов - дескать, не раскрыта тема "предательского сотрудничества" крымских татар с нацистами. Даже выговор от родного российского МИДа не сделал дипломата дипломатичнее.
ГРФ "МИД не поддерживает меня в тех позициях, в которых отступать нельзя. Я ухожу. Я, безусловно, остаюсь при своем мнении".
(Владимир Андреев, Генконсул РФ в Симферополе )
Конфликты возникают там, где нет единого взгляда на историю. Однако спорные вопросы не решают ни резкие заявления дипломатов, ни гневные тирады патриотов. Главное, чтобы все это оставалось в рамках кинодисскуссий.
Ирина Смирнова, Светлана Трунова, подробности недели, телеканал "Интер"