ХТЗ остановился: Заводу не хватает российских комплектующих [ Редагувати ]
Конвейер как зеркало политики. Сегодня в один день Харьковский тракторный завод остановил конвейер. Вроде и заказы есть, и рабочих рук хватает. Но. Украинская таможня перестала пропускать российские комплектующие к украинским сельхозмашинам. Почему - выясняла Светлана Шекера.
В сборочном цехе харьковского тракторного тишина.
Светлана Шекера, корреспондент:
- Этот трактор мог сойти с конвейера уже сегодня. Сельхозмашину успели покрасить, установить руль и сиденье. Но вот мотора из Ярославля так и не дождались.
И таких - застывших несобранных машин - здесь шесть десятков. Конвейер остановился. Трем тысячам рабочих сказали на смену не выходить.
Василий Райворонский, начальник сборочного цеха Харьковского тракторного завода:
- Нет у нас двигателей. Закончились у нас сиденья, закончилась у нас краска. Людей отправили в неоплачиваемый отпуск.
А все потому, что треть необходимых комплектующих на миллион гривен застряла на таможне.
Владислав Губин, генеральный директор АО "Харьковский тракторный завод":
- Девятого октября Харьковская таможня прекратила принимать таможенные декларации и перекрыла нам полностью импорт. На сегодняшний день на таможенном терминале стоит 11 фур, 1 контейнер и 1 ж/д вагон.
Почему вдруг зажегся красный свет российскому импорту - директор, божится, что не знает. Мол, писали письма и обращения - ответа не дождалися. Таможня беспристрастно рапортует.
Валерий Остапчук, начальник таможенного поста "Харьков-Центральный":
- В процессе проведения таможенных формальностей и проверки документов были выявлены несоответствия или неполнота предоставленных документов.
По неофициальной информации, проблемы у недавно назначенного директора начались после того, как он отказался работать с украинскими поставщиками и перешел на "серые" схемы. Под видом российского - завозит дешевые китайские комплектующие. Из-за таких же махинаций летом пришлось остановить и кузнечно-механический завод в Лозовой.
Анатолий Гиршфельд, глава индустриальной группы УПЭК:
- Страдают как сотрудники ХТЗ, так и сотрудники ЛКМЗ, от действий нового руководства ХТЗ. От серых коррупционных схем, когда китайская продукция завозится в Украину через территорию России, через несколько фирм.
Украинские промышленники недоумевают - даже если в стране не делают моторы, то уж мостами и подшипниками могут просто засыпать! Но эта высокая политэкономия недоступна простым рабочим. Слесарь Иван Егорович уже посчитал - запасов продуктов ему хватит до весны.
Иван Крикун, слесарь-сборщик главного конвейера АО "Харьковский Тракторный Завод":
- Плохо, очень плохо. Надо только работать, только работать. Но все порой от нас не зависит.
От кого же зависит? От тех, кто разработал "серые схемы", и тех, кто переведет их в соответствующий цвет. Законный.
Светлана Шекера, Александр Яновский, Подробности, телеканал "Интер".