25 лет назад началась эпоха "мыльных опер" для наших телезрителей [ Редагувати ]
Политические события иногда напоминают сериалы. Те же герои, которые то ругаются, то мирятся, то неожиданно теряют память. Тот, кого в пятой серии списали со счетов, в сотой - неожиданно возвращаются по прихоти неизвестных сценаристов... Словом - сплошная "Санта-Барбара". Или, скажем, Рабыня Изаура. В эти дни 25 лет назад - тогда еще на советские экраны - вышел этот сериал. С него началась эпоха мыльных опер для наших телезрителей. Сериалы за прошедшие годы изменились. И подорожали. Теперь это не только слезные и дешевые истории о любви. Это и детективы, и фантастика, и модные сериалы, которые могут составить конкуренцию даже Голливуду. Подробнее - в материале Людмилы Горбач.
Неразделенная любовь, интриги, несправедливость, предательство. Бедная девушка борется за свое счастье. История из народа, пусть даже заокеанская идет в тираж. Ее будущее - десятки, а может и сотни серий. Армия сопереживающих миллионы телезрителей. Во всех телевизорах Советского Союза, а позже и постсоветских стран, она - мыльная опера. То, что сейчас оскорбительно называют мылом, в начале 90-х было стыдно не смотреть. Редко встретишь телезрителя старшего поколения не "знакомого" с "Рабыней Изаурой", "Санта Барборой", "Дикой розой" или "Богатыми, которые тоже плачут". Вот она, сила искусства: выдуманные истории - как будто рассказы из реальной жизни. За своих бразильских и мексиканских экранных любимцев наши соотечественники переживали как за родных. Даже детей в их честь называли. Прошло почти десятилетие, пока появились первые отечественные сериалы. Как это было помнит продюсер Владислав Ряшин. Он стоял у истоков "Интера". Вел популярную музыкальную программу "Мелорама". Уверяет тогда-то страна и увидела первый многосерийник.
Владислав Ряшин, генеральный продюсер компаний Star Media:
- В 98-ом году ещё в рамках производства программы "Мелорама". Мы начали такой эксперимент, который на самом деле был таким прообразом первого сериала наверно. Он назывался "Музыкальный подъезд" отдельная рубрика 15-минутная и это был действительно горизонтальный сериал вот музыкальный подъезд в котором жили разные знаменитости.
А это первый успешный сериальный опыт коллег из студии 1+1.
Вся страна с азартом пыталась разгадать, кто же подставляет сиротe-буржуя. А создатели сериала потирали руки - получилось, смотрят, а значит и деньги, вложенные в фильм, отобьются.
Владислав Ряшин, генеральный продюсер компаний "Star Media":
- Надо отдать должное в то время руководителю канала 1+1, Александру Роднянскому за "День рождения буржуя" - полноценная драма очень качественная, которая тогда показала, что этим жанром можно и нужно заниматься и в 2001 году уже в рамках Интера, мы тоже нырнули в эту нишу.
Нырнули - с головой. Количество сериального продукта с каждым годом росло в геометрической прогрессии. Что-то для всей семьи, что-то - только для домохозяек.
Владимир Иссат, креативный продюсер компании Film UA:
- Вот он теливизор рядышком если что она посмотрит, нарезая капусту и так далее. Это не отвлекает от дел, но это затягивает. И, насколько я понимаю - это будет существовать долго ещё очень долго.
Почему затягивает? Да потому, что правильно сделано. По всем законам жанра, серия обязательно закончится на самом интересном. И как тут не посмотришь завтра? И так следующие 60, 100, 200 серий, до финала, ведь каждая на полуслове обрывается. А потом новая серия и - снова здравствуйте.
Владислав Ряшин, генеральный продюсер компаний Star Media:
- Тогда два этих сервала - "Исцеление любовью" нашего производства и "Кармелита" - российского - заменили в прайме - вот эти "Просто Мария", "Изаура" - длинные мексиканские сериалы.
Как есть сериалы чисто женские, так есть и мужские. Драки, погони, звон оружия, в общем хорошие парни против плохих. На экраны вышли менты.
"Улицы разбитых фонарей" - в видеопрокате "Менты" - оказались настолько успешными, что продолжение снимают и сегодня. Нынешний сезон - 13-й. Хотя продюсер "ментов" Ольга Манеева говорит, если бы сегодня затевала такой проект - герои однозначно были бы уже другие.
Ольга Манеева, продюсер сериала "Улицы разбитых фонарей":
- Как мы с вами поменялись, так сказать жизнь нас меняет так в общем меняется и телевизионный герой. Я думаю, что они были бы более приспособлены к жизни, они не были бы такими идеалистами.
В сериале "Менты" - не только романтика профессии, но и романтика города. Погоня за бандитами - по тёмным питерским улицам. Роскошь, которую наши режиссёры пока не могут себе позволить.
В сериалах "Мейд ин Юкрейн" зачастую - ни вывесок на украинском языке, ни разговоров на кухне об украинской политике, ни даже местных номерОв машин в кадре. А типовые много-этажки, в которых живут герои сериалов, наверняка, покажутся родными и жителям Самары, и жителям Запорожья. Объяснение простое: в Украине сериалы снимают не только для себя, но и для соседей. Отсюда - и усреднённая украинско-российская реальность.
Юрий Прилипко, директор компании Postmodern SEREAL Composition:
- Русскоязычный рынок, рынок в России обычно считается в 10-12 раз больше, чем в Украине.
Съёмочная группа подправляет декорации и проводит репитиции. Старт съёмок сериала под рабочим названием "Судья" уже на носу.
Квартира главной героини на втором этаже. А вот на первом целый городской суд Самары. Как настоящий - с залами и кабинетами. По заказу российского телеканала для съёмок сериала в одном из спальных районов Киева пришлось соорудить вот такой павильон.
Владимир Иссат, креативный продюсер компании Film UA:
- В принципе всё функционально, рабочее лампочки светятся, люстры это. Ну конечно этот аппарат работать не будет (про факс), здесь будет стоять компьютер.
Не настоящий телефон и на съемочной площадке у Доктора Хауса. В этом зрителям признаётся он лично.
- А кстати, для справки, настоящий телефон обошелся бы гораздо дешевле, чем добавление визуальных эфектов и подсветки к этому муляжу.
На этом сходство украинских сериалов с американскими заканчивается. Стоимость одной серии "Доктора Хауса" не опускалась ниже 3 миллионов долларов, а были серии и по 7 миллионов. Украинские, да и российские сериалы дешевле - в сотни раз. Приходится по одежке протягивать ножки. И часто это сказывается на качестве.
Ольга Манеева, продюсер сериала "Улицы разбитых фонарей":
- Актеры, которые не умеют ничего делать, сами совсем маленькие, да? Их интересует прежде всего договор и агент, понимаете не что снимают, ни какая роль, а сколько стоит. Вот тот поток да? сериальный который существует на сегодняшний день он не позволяет существовать реальному качественному сериалу, это исключение, это не правило.
В США совсем другая тенденция. Сериалы уже мало чем отличаются от полноформатного кино. А значит, в них не стесняются сниматься звёзды первой величины.
Кирилл Жандаров, актер SEREAL Composition:
- У них там учавствуют Робин Вильямс, вот последний "Шутники" по-моему называется. Ди Каприо по-моему подписал контракт, все учавствуют все играют, Кевин Cпейси отснялся "Карточный домик". "Хаус оф кардс" Это ж вообще замечательный сериал.
Американский конгрессмен Андервуд - герой "Карточного домика", маньяк-криминалист Декстер из одноимённого сериала и даже сотрудники службы новостей из сериала "Ньюсрум"… Кто бы мог подумать четверть века назад, что на слуху у зрителей будут имена таких сложных и неоднозначных персонажей, а не простушек из мексиканской или бразильской провинции.
Впрочем, и на классическое сериальное мыло по-прежнему есть спрос. Только это уже не рабыня Изаура или просто Мария, а современные героини - девушки из офисов, мамы-одиночки и жены олигархов.
Людмила Горбач, Геннадий Вивденко, Евгений Каминский, Олег Невядомский и Иванна Шкиндер, "Подробности", ТК "Интер"