Украинские моряки отработали действия по отражению пиратских атак [ Редагувати ]
На этой неделе, в среду, впервые в истории украинские военные моряки провели совместные учения с флотом Южной Кореи. Они проходили в Аденском заливе - там отрабатывали действия по отражению пиратских атак.
Аденский залив - одно из самых опасных мест на планете. Вот это место - Африка, Аравийский полуостров. А вот - путь к Суэцкому каналу. Именно здесь, в этом узком горлышке, на торговые суда нападают сомалийские пираты. А охраняют гражданских моряков военные корабли разных стран, в том числе из Украины. Тем более, что на большинстве из проходящих через Аденский залив судов есть хотя бы один член экипажа - украинец. В этой международной операции фрегат "Гетьман Сагайдачный" участвует уже несколько месяцев. Сейчас он находится примерно вот здесь.
Откуда в 21-м веке, вообще, взялись морские разбойники и как с ними борются украинские моряки? В эксклюзивном репортаже "Подробностей недели" расскажет Роман Бочкала.
У причальной стенки фрегат "Гетман Сагайдачный". Порт города Джибути. В одноименном крошечном государстве на востоке Африки. Флагман украинского ВМФ зашел на дозаправку.
Палубы торговых судов обнесены колючей проволокой. Все спешно разгружаются и идут дальше. Дальше - от Сомали.
- И… Раз!
- Сейчас на корабле объявили учебную тревогу. Объявили аврал!
Аврал - значит корабль снимается с якоря. Пора в море.
Сагайдачный выходит в очередное патрулирование. Корабль в полной боевой готовности, ведь здесь никогда не знаешь, где ждет опасность, - рассказывает командующий украинским миротворческим контингентом Андрей Тарасов.
- Это очень хорошее орудие. Очень точное. Бьет более чем на 20 километров. Каждую секунду вылетает снаряд весом 30 килограммов.
Это учения. А вот в пиратов - стрелять пока не доводилось. Хотя такое право у наших моряков есть. "Сагайдачный" действует в составе международной военно-морской группировки. Ее задача - обеспечить безопасный проход судов по Аденскому заливу в так называемом коридоре безопасности.
- Аденська затока, яка на карти виглядае досить невеликую, на самом деле, вона в два раза бильше ниж Чорне море.
Все суда, идущие в Индийский океан через Суэцкий канал, а это шесть процентов всемирного торгового флота, попадают в опасную зону. Миновать пиратов просто невозможно.
- Вони діють не тільки в Аденський затоци. Але и в Червоному морі такі випадки були. И діють навіть на території Індійського океану. Причому, навіть на відстані до тисячи миль вид узбережжя.
Замечено подозрительное судно. Подозрительное - значит маленькое и быстрое. Сомалийские разбойники нападают на обычных рыбацких лодках.
Роман Пятницкий командир корабля "Гетман Сагайдачный":
- Вони мають плавзасоби з пластику. Пластик мае дуже погану видбиваючу поверхню. Радиолокацийна станция його не баче.
- Пошел!
Отряд морского спецназа готов к выходу в море. Эти парни не показывают лиц и не называют фамилий. Они прошли подготовку в десантуре и морской пехоте. За плечами миссии в Косово, Ираке и других горячих точках.
Украинские коммандос подходят вплотную к подозрительной лодке. Никогда не знаешь, с кем встретишься.
- Опустите руки! Кто капитан?! Кто здесь главный?!
На этот раз - рыбаки. Но бывает и по-другому.
- Плас эйт, севен, севен, фри ту!
Замечено еще одно судно. На вид такое же, как и предыдущее. Эти ребята тоже называют себя рыбаками. Но на слово верить нельзя. Украинские военные осматривают лодку. И находят вовсе не спиннинги, а… четыре автомата.
- Это все оружие? Ничего больше? Да-да, это все!
Куда шел этот катер и почему с оружием - знают только они. Но правду, конечно, не скажут.
Андрей Тарасов командующий украинским военно-морским миротворческим контингентом:
- На пиратство ідуть люди, які за собою нічого не мають. Вони, як правило звичайні рибаки, морська виучка у них досить висока… Часто бувае вони вкладають всі гроши в піратський акт в надії на те, що воно все окупиться.
За день через залив проходит до семидесяти торговых судов. И почти на каждом есть украинские члены экипажа, - рассказывает командир Сагайдачного Роман Пятницкий. Охрана соотечественников - одна из главных задач наших военных.
- Наших моряків дуже багато!
А вот пекарю Ивану не до пиратов. Ему бы сейчас на родину в Херсонскую область. Ночью разбудил командир и сообщил.
Иван Кононыхин, пекарь:
- Телеграмма пришла - родилось два сына вагой 2,6 и 2,7. Так і дізнався.
Жена в Африку не пускала. Но Иван настоял.
Иван Кононыхин, пекарь:
- Ради своей семьи. Щоб були гроши на дальнейшее будущее. Щоб трохи було обеспечить чимось.
Во время миссии даже самый простой матрос может заработать до двух тысяч долларов в месяц. В Украине о такой зарплате морякам даже не мечтать.
- Иван, поздравляю тебя. Пришли фотографии твоей семьи.
На военном корабле никаких личных мобильных. Но звонить по телефону журналистов генштаб не запрещал.
- Ну ты як, нормально там все? Ну слава Богу… Люблю, целую. Давай, пока.
До берега двадцать километров. Нам пора выходить.
Роман Бочкала, корреспондент:
- Мы покидаем украинский корабль и отправляемся непосредственно в Сомали. Ведь проблема пиратства, с которой международные силы борются на воде, имеет свои корни на земле. И эта земля - сомалийская. "Сагайдачный", до встречи через неделю!
И вот мы снова в Джибути.
Отсюда нам предстоит добраться до Сомали, преодолев 500 километров пустыни, на свой страх и риск. Едем день…
Северо-запад страны, где мы находимся сейчас, столице Сомали МагадИшо не подчиняется. Вожди местных племен объявили эту территорию независимой. И назвали - Сомалилэнд. Хотя весь мир самопровозглашенную республику не признает.
Как единое государство Сомали фактически развалилось из-за непрекращающейся гражданской войны. Страной управляют лидеры кланов и террористы. Аль-КАида постоянно устраивает теракты и похищает людей. Перед нашим отелем - бетонные брустверы, ежи, два шлагбаума и множество военных. Но нас это даже радует.
Роман Бочкала, корреспондент:
- Перемещаться по Сомали можно только во сопровождении охраны. Каждый иностранец должен зарегистрироваться в местной миграционной службе и там вам выделят автоматчика. Он будет следовать за вами повсюду. И за это нужно платить. Но другого выхода нет. Таковы правила.
Сомали - одна из самых бедных стран мира. Здесь хорошо, если зарабатываешь один доллар в день. Там, под мостом, люди, у которых нет своих домов. Им приходиться жить прямо в русле пересохшей реки. В буквальном смысле - на дне.
Большинство сомалийцев не умеют ни читать, ни писать. В стране тотальная безработица. Главная статья доходов - деньги, присылаемые из-за границы земляками. Но богатые родственники далеко не у всех.
- Этих детей бросили родители, поскольку не было денег на их содержание. Теперь они стали наркоманами и живут под этим мостом.
Мы едем в город Бербера. Пиратское логово на берегу Аденского залива. Здесь все решает генерал Абди, который командует морской охраной.
Роман Бочкала, корреспондент:
- Без ведома генерала в море не выйдет ни одна лодка!
А вот и генерал.
- Найс ту мит ю.
Уверяем генерала, что мы туристы. Мол, экстрима ради хотим познакомиться с местными пиратами. И обещаем не остаться в долгу. Генерал намек понял - и повел нас к себе в кабинет.
- Литл проезент. Спасибо.
Получив разрешение, попадаем на местный причал. Встречают враждебно, но когда узнают от кого мы - отношение меняется. Кто из этих мужчин охотиться на рыбу, а кто на проходящие корабли - не разобрать.
- Откуда вы? Фром Юкрейн.
Нас просят не показывать лица и ведут на пирс. Лодок на подобие тех, что в море проверяют украинские военные, пруд пруди. Садимся в одну из них.
Роман Бочкала, корреспондент:
- На этом катере мы сейчас отправляемся в Аденский залив. Точно также, как это делают местные пираты.
Проплываем пиратские лодочки, черный флаг
Роман Бочкала, корреспондент:
- Для нападения пираты используют вот такие кошки. Они подходят к судну как можно ближе и забрасывают их на борт.
Как это происходит в жизни мы, конечно же, не увидим. Наш проводник Мохамед хочет показать другое. Кладбище кораблей.
Некоторые из этих судов были захвачены пиратами. Но оказались ненужными своим хозяевам.
Если корабль старый, судовладельцу выгодней получить за него страховку, чем платить выкуп. И судно остается нам.
Такие лодки разбирают на детали.
- Эй! Не снимайте меня!
Их удел - ржаветь на сомалийском берегу. В память о былых пиратских победах.
Саид приехал в Берберу в поисках работы. Как и тысячи других сомалийских парей, с помощью пиратства он мечтает сколотить состояние. Саиду нужно не так уж много - 20 тысяч долларов. Этого хватит, чтобы нелегально переправиться в Европу. И там начать новую жизнь.
Саид житель, Сомали:
- Мы идем в армию, чтобы там научиться обращаться с оружием. После - пытаемся попасть в какой-нибудь пиратский отряд. Чтобы отправится в море, захватить корабль и получить выкуп. Пиратство - это мой единственный шанс вырваться из нищеты.
За десять лет своего существования сомалийские пираты захватили порядка шестидесяти торговых судвв. Более двухсот моряков до сих пор в плену. Впрочем, разбойники находят себе оправдание. Раньше они зарабатывали рыбной ловлей. Но рыба ушла. Здесь в этом винят иностранные флотилии, загрязняющие побережье.
Правда, масштабы пиратства уже не те. Если раньше разбойники нападали сотни раз за год, то за весь прошлый - всего 13 случаев. И ни одного удачного для бандитов.Теперь торговые суда ходят караванами, нанимают охрану. Военные уничтожают береговые базы пиратов. В 2013-м удалось нейтрализовать три серьезные банды. И одна из них на счету украинцев.
Это произошло в ноябре. Шторм. 200 километров от берега. Как вдруг на горизонте замаячила лодка.
Роман Пятницкий, командир корабля "Гетман Сагайдачный":
- Радіолокацийна станція помітила малорозмирну швидкохідну ціль. Погода була не дуже спокійна. Тому рибалки в цьому місці не могли бути.
Лодку безуспешно преследовали больше часа. Стало ясно: без помощи вертолета не обойтись.
На борту "Сагайдачного" есть поисково-спасательный вертолет К27. За штурвалом был летчик первого класса Александр Сурайкин.
Александр Сурайкин, командир вертолетной группы:
- Ми виконали як ми льотчики називаем бойовий заход. Це на малій швидкості земітували атаку.
Подозрительная лодка остановилась. Вот - видеокамера четко зафиксировала, как за борт летят автоматы, гранатомет и все то, что пираты обычно используют для штурма.
Олег, командир группы спецназа:
- По информації, яку ми пізніше отримали, ці люди діийсно, приймали раніше участь у піратскіх операціях.
Арестованных пиратов отправляют сначала в Джибути, а затем на Сейшельские острова. Там, согласно международному договору, их предают суду и помещают в специальную тюрьму. А вот Сомали судить пиратов отказывается.
Самый длительный поход в истории украинского военно-морского флота продолжается уже четвертый месяц. В родной Севастополь фрегат вернется в начале марта. Каждый день наши военные получают бесценный боевой опыт. А украинские моряки, на проходящих торговых судах, могут быть спокойны - пока здесь "Сагайдачный", пираты их вряд ли тронут.
Роман Бочкала, Сергей Дубинин, "Подробности недели", телеканал "Интер", из Сомали.