Группа "Приват" может быть причастна к откачке нефти из магистрального трубопровода [ Редагувати ]
В распоряжение "Подробностей" попали кадры несанкционированного отбора нефти из магистрального трубопровода. Какого, кто крадет нефть на миллионы долларов и в это сложное время? Смотрите.
Это оперативные кадры несанкционированного отбора нефти из магистрального нефтепровода на участке Херсон-Снегиревка. 21 марта этого года. Милиция ведет съемку, документирует, но близко к людям, откачивающим нефть, не подходит - те якобы вооружены. Нефть качали четыре дня.
Владимир Семеген, первый заместитель директора Херсонского НПЗ:
- В момент коли робилася ця врізка охорона побачила, це було недалеко від нас, і ми спробували підійти, але озброєнні люди нас не пустили. З п'ятниці по вівторок. Це був такий бєспрєдєл, самозахоплення.
Месяцем ранее глава "Укртраснафты", госкомпании, которая управляет магистралью, Александр Лазорко отправляет письмо главе Минэнергоуглепрома Юрию Продану.
"Предлагает техническую нефть откачать на Кременчугский НПЗ, а вместо нее - поместить водную или азотную смесь".
И вот кому, по мнению аналитиков, это может быть выгодно.
Сергей Куюн, директор консалтинговой группы "А-95":
- Александр Лазорко - это бывший директор драгобыческого и надворнянского заводов, которые входят в группу "Приват". С 2009 года как он стал председателем - все действия компании соответствуют действиям группы, кроме того проект который огласили по выкачке данной нефти - он ложится в лоно интересов данной группы, так сказать пока война - война все спишет - сделать вот такой мегапроект.
Украинский магистральный нефтепровод - это почти пять тысяч километров трубы с закачанной в нее технологической нефтью.
Она необходима для функционирования системы подачи сырья на украинские НПЗ. На сегодняшний день из шести НПЗ работает только один в Кременчуге. И он тоже, по данным СМИ, входит в сферу влияния группы "Приват".
По сведениям "Укртраснафты", сейчас в магистрали находится до полутора миллионов тонн нефти, которую и предлагается откачать. Аналитики указывают на главный козырь этой операции - техническая нефть закачивалась государством в трубу лет 15 назад. Стоила она тогда 10-30 долларов за баррель. Сегодня стоит намного дороже.
Геннадий Рябцев, директор специальных проектов НТЦ "Психея":
- Полтора миллиона тонн нефти являются достаточно лакомым куском. Ни много ни мало - четверть миллиарда долларов, которые мы можем извлечь под всевозможными предлогами - обеспечение энергобезопасности страны или предотвращение терактов.
Закачка вместо нефти технических смесей может быть опасна. Стратегический для Украины нефтепровод можно потерять навсегда.
Владимир Лисафин, декан факультета нефти и газопроводов Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа:
- Цілком можливі корозійні процеси, які пошкодять трубу. Дорого. Вода буде скопичуватися в низьких діляночках і вимити звідти її буде дуже тяжко.
Специалисты сходятся во мнении, что техническую нефть в опустевшую трубу закачивать будет потом просто некому. На это нужны десятки миллионов долларов. В то же время на фоне кризиса в украинско-российских отношениях магистральный нефтепровод может оказаться крайне необходимым для энергобезопасности страны.
Сергей Куюн, директор консалтинговой группы "А-95":
- Это не значит, что у нее нет перспектив быть использованной и послужить стране. Самое циничное предложение - опустошить трубопровод Одесса-Броды, который и так имеет туманную перспективу, а сегодня приобретает новый смысл.
По официальным данным "Укртранснафты", за прошлый год объем технологической нефти в магистральной трубе уменьшился на треть. Объем в сотни тысяч тонн уже куда-то делся - вероятно, тем же методом, что и на участке Херсон-Снегиревка. По мнению аналитиков топливного рынка, необходимо срочно провести инвентаризацию запасов технефти, теперь ее наличие - уже вопрос национальной безопасности. Как и то, кто ее крадет до сих пор.
Кирилл Ющишин, Ольга Выхованская, Василий Меновщиков, Подробности, телеканал "Интер"