Демарш автозаправок: водителями не продавали бензин (видео) [ Редагувати ]
Когда все это произойдет - никто не знает, и произойдет ли вообще. Захочет ли "Укрнафта" возвращать долги? А вот сегодня другая история, но связь прослеживается. Цены с табло неожиданно исчезли. Колонки закрылись. На автозаправках. Не на всех. На чьих, и по какой причине, кого шантажируют - разбирался Максим Кошелев.
Утром водители, почти во всех регионах страны приехав заправляться, увидели на АЗС вот такие табло. Топливо в розничную продажу не отпускали заправки компаний Укрнафта, Авиас-плюс и ANP. Среди автомобилистов началась паника, к работающим АЗС выстроились очереди.
- Мы позвонили начальству, они говорят, очереди везде такие, мол, никуда не суйтесь. Вроде бы какие-то проблемы с компанией "Авиас", вроде поставки бензина ожидают и ажиотаж такой.
Владельцы заправок пытались пояснить закрытие. Но как-то неубедительно.
Виктор Грабинец, руководитель сети заправок:
- Это было связано с плановой инвентаризацией. - А почему не предупредили об этом? Как так получилось? - Трудно вам ответить на этот вопрос.
Эксперты топливного рынка говорят - не бывает так, чтобы одновременно на полутора тысячах заправок вмиг не стало топлива. Говорят, причина в другом - и Укрнафта, и Авиас-плюс, и ANP, хотя формально и разные компании, но подконтрольны финансовой группе "Приват" Игоря Коломойского. Это больше трети всего украинского топливного рынка. Однако на прошлой неделе правительство потребовало от Укрнафты, в которой имеет контрольный пакет акций, выплатить дивиденды - 1 миллиард 300 миллионов гривен. Укрнафта, точнее ее совладелец - группа "Приват" - платить не собирается. Сколько точно она задолжала государству за многие годы - никто не может подсчитать.
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий:
- Начиная с 2010 года в устав компании "Укрнефть" были внесены изменения, которые делают по сути невозможным распределение дивидендов при отсутствии доброй воли миноритарного акционера, группы "Приват". Государство, даже при том, что имеет контрольный пакет акций в Укрнефти, по сути не может самостоятельно провести собрание акционеров.
Видя это, государство решило наполнить бюджет по-другому - повысить ренту на добычу нефти и взымать ее по факту добычи, а не с прибыли от продажи топлива. Это - еще одна возможная причина сегодняшнего бензинового демарша. Есть и третья версия.
Сергей Куюн, эксперт в топливно-энергетической сфере:
- Не прекращаются попытки, идет активное лоббирование переработки технологической нефти, выкачанной из нефтепроводов, на контролируемом группой "Приват" Кременчугском НПЗ на условиях, которые сложно выгодными для государства.
К вечеру большая часть заправок снова открылись. Однако эксперты сходятся во мнении - это способ давления на власти страны.
Валентин Землянский, эксперт по вопросам энергетической независимости:
- Это они "качают" рынок. То есть, это абсолютно такой вот легкий шантаж. На заправках "Привата" была всегда наиболее низкая цена на нефтепродукты. И поскольку они контролируют порядка 30% рынка, а 30% - это очень много, чтобы его качнуть в ту или в другую сторону.
Дождется ли Украина дивидендов от продажи ее же нефти - большой вопрос. Суды могут длиться годами. Но есть и более радикальное решение - через Верховную раду снизить кворум для проведения собрания акционеров "Укрнафты". Тогда группа "Приват" Игоря Коломойского не сможет блокировать выплаты. Если не найдет очередную схему - не платить долги.
Максим Кошелев, Алла Матюшок, Ольга Клюева, Андрей Кузнецов, Подробности, телеканал "Интер".