Уникальный рукотворный лес в Донецкой области [ Редагувати ]

"Где была выжженная степь - теперь шумят дубы", докладывали в Санкт-Петербург инспекторы, прибывшие из столицы в Екатеринославскую губернию понаблюдать за ходом уникального эксперимента.
В 1843 году выпускник Царского Корпуса лесничих Виктор фон Графф решил превратить засушливую степь в зеленую дубраву. Сегодня Великоанадольский лес - самый большой лес в мире, созданный руками человека.
Отсюда начинался Великоанадольский лес. Эти дубы и ясени были посажены основателем - Виктором Егоровичем фон Граффом. Деревьям - по 160 лет.
Фон Графф и его единомышленники не искали легких путей. Был выбран наиболее сложный для произрастания древесных пород участок - возвышенность на семи ветрах, самое засушливое место в Донбассе.
Сергей Кашинец, директор Великоанадольского музея: "Ходили они с учениками сюда пешком, а потом переселились. Здесь они жили в землянках, остатки усадеб, конечно, не сохранились. Нигде в мире аналогов этому нет. Все, что вы здесь увидите, каждое дерево, каждый кустик - все посажено человеком, ничего само не выросло".
4 раза суховеи почти полностью уничтожали посадки. Ученым долго пришлось искать такое соотношение деревьев, кустарников и трав, при котором Великоанадолье превратилось бы в единую устойчивую экосистему.
И даже теперь лесничие не могут дать гарантии - выживут ли зеленые легкие Донбасса, если их оставить без надзора. Катастрофически не хватает средств, которые выделяются на уход. Ведь территория леса - две с половиной тысячи гектаров.
Посильную помощь оказывают добровольцы. В 2003 году здесь появился экологический лагерь - школьники убирают мусор, груды которого оставляют после себя туристы, расчищают дренажную систему.
Станислав Солдатенко, директор молодежного спортивно-экологического лагеря: "Великоанадольский лес очень большой, поэтому нашими маленькими силами можно очистить только небольшую территорию, но это лучше, чем ничего. Будем стараться. Ребята настроены по-боевому".
Между тем желающих поселиться в заповедной зеленой зоне немало. Застраиваются берега живописных прудов и укромные уголки в глубине леса.
Парадоксально, но потомки отвечают великому лесничему черной неблагодарностью. В 30-х годах 20-го столетия был разрушен фамильный склеп, где была похоронена дочь фон Граффа и семейная пара его друзей-лесничих, а буквально два года назад на этом месте вырос частный особняк.
Директор музея просил строителей помочь в перезахоронении усопших. Но владельца дачи не смущает, что отдыхать он будет на костях тех, кто был так дорог основателю Великоанадольского леса.