Оленевод Юрий Вэлла угрожает убить оленя Путина [ Редагувати ]

Оленевод, поэт, шаман, философ, некогда местный депутат, член Союза писателей России, а ныне "вождь племени лесных ненцев" Юрий Вэлла (Айваседа) живет вместе со свой многочисленной семьей в маленькой хижине в Ханты-Мансийском автономном округе.
Семейство очень редко смотрит телевизор, только когда хватает бензина для подзарядки генератора. Однако у ненцев есть другой источник информации, благодаря которому они узнают о важнейших событиях в стране, - их олени. Даже здороваясь, ненцы спрашивают друг у друга: "Как здоровье? Как олени?"
Во всяком случае, сами ненцы уверены, что в 1999 году олени предсказали начало чеченской войны, а сейчас угроза повисла уже над главой российского государства.
Самую важную олениху Юрия Вэлла зовут Президентская. Ее несколько лет назад Юрий подарил президенту России. Акт дарения произошел в одном из святых мест при многочисленном стечении народа, пишет Freitag.
"Мы верим, что олень может определять судьбу человека. Его судьба будет зависеть от судьбы оленя, а судьба оленя от судьбы человека. Если теленок заболевает, то это значит, что его хозяин совершил грех. Но если теленок развивается нормально, то это значит, что его хозяин - хороший хозяин, который действует правильно", - говорит Юрий.
Был ли Борис Ельцин, которому ненцы в свое время также подарили оленя, хорошим хозяином? Когда стало известно, что президент заболел, они принесли в жертву богам белого теленка "президентской" оленихи.
"Спустя месяц или два по телевидению сообщили, что ему лучше, - рассказывает Юрий. - Конечно, это было совпадение, однако вся наша жизнь состоит из таких совпадений".
Самые главные враги оленеводов - нефтяники. Раньше в Ханты-Мансийском автономном округе проходил Великий олений путь, однако с тех пор, как в крае были обнаружены богатые запасы нефти, стада оленей бесследно исчезли.
Стойбище семьи Вэллы находится в 120 километрах к северо-востоку от Когалыма - "столицы" нефтяной компании "Лукойл" в Западной Сибири. Экология края была сильно нарушена из-за добычи нефти. По его словам, в тундре не осталось больше чистой питьевой воды. Талая кипяченая вода - вся черная.
"Нефтяники бурят себе колодцы и пьют грунтовую воду, - говорит Юрий. - У нас такой возможности нет. Мы берем воду с поверхности земли. А что нам еще остается делать?"
Дед и бабушка Юрия, а также многие соседи и друзья - все умерли от заболевания мочевыводящих путей. "Нас тоже, судя по всему, постигнет такая же участь", - говорит он.
В 1999 году у президентской оленихи родились два теленка, но несколько месяцев спустя они бесследно исчезли. Юрию так и не удалось найти ни их следов, ни трупов. Он считает, что животных убили или похитили нефтяники.
Уже тогда оленевод называл это дурным предзнаменованием, и вскоре его опасения подтвердились: через 2 недели после пропажи телят началась чеченская война.
8 мая 2003 года "президентская" олениха снова отелилась, но уже вечером Юрий нашел останки теленочка недалеко от старого летнего лагеря: его сожрали собаки с буровой. Еще один дурной знак, считает оленевод.
Борьба Вэлла против "Лукойла" уже давно идет без участия общественности. В Западной Сибири против "Лукойла" бороться не принято. Однако Юрий Вэлла не хочет идти на компромиссы.
Он знает, что под его домом находится нефть, и однажды "Лукойл" начнет бурить совсем рядом. В этом случае, говорит Юрий, он пригонит свои стада в Ханты-Мансийск и забьет оленей перед резиденцией губернатора.
"Первым я забью президентского оленя. Если президент не в состоянии создать условия для сохранения моих стад и сохранение своего собственного оленя, то он сам первый должен пострадать", - говорит оленевод.