Грац - жемчужина у подножия Южных Альп [ Редагувати ]
Главный город Штирии (федеральная земля Австрии) в 2003 году носил звание Культурной столицы Европы
В привычном немецкому уху названии этого города легко угадываются его славянские корни. Давным-давно на возвышающемся над городом холме стояло небольшое укрепление - городок, "градец". С течением времени это имя было превращено выходцами из Баварии в Грац. Таким оно осталось в истории минувшего тысячелетия, таким и вошло в нынешнее.
Первое письменное упоминание о городе Граце датировано 1128 годом, а двумя десятилетиями позже он уже был известен, если использовать современную терминологию, как региональный экономический центр. В этом же веке князь Оттокар III сделал его столицей своих земель и его примеру последовали Бабенберги и Габсбурги, наделившие его многочисленными торговыми правами и окружившие первой крепостной стеной. В XV веке император Фридрих III правил из расположенной в Граце резиденции всей Священной Римской империей, отражая наседавшие османские войска и борясь с опустошительными эпидемиями чумы.
В конце XVI века в городе был основан университет, за что стоит поблагодарить иезуитов. Славу значительного научного центра Грацу принес не только работавший в его стенах великий астроном Иоханнес Кеплер, но и позднее - многие лауреаты Нобелевской премии. Заметим, что сейчас 40 из 250 тысяч жителей Граца - студенты, обучающиеся в трех университетах и различных вузах.
Свой след в городе оставила эпоха реформации и контрреформации, когда при кайзере Фердинанде II на том месте, где сейчас возвышается церковь Святого Антония было сожжено более 10 тысяч протестантских книг. Этот же правитель вместе со своим двором перебрался в Вену, а Грац понемногу оказался оттесненным на периферию империи. В конце XVII века чума выкосила около четверти населения города, а реформы Марии Терезии лишили магистрат значительной части самостоятельности. Мало-помалу город на Муре превратился в "приют пенсионеров": ушедшие на покой имперские чиновники охотно уезжали из пышной столичной Вены в зеленый и уютный Грац.
Город, конечно, не миновали, но все же пощадили разрушительные войны - от наполеоновских до мировых. Но, несмотря на все исторические перипетии, древний Грац сумел сохранить главное - свое уникальное архитектурное своеобразие, неповторимое лицо. В его историческом ядре представлены все эпохи - романтика, готика, ренессанс, барокко, маньеризм, классицизм, модерн - просто действующее пособие по изучению истории европейской архитектуры! Недаром ЮНЕСКО на рубеже тысячелетий - в 1999 году - включила исторический ансамбль Граца в перечень мирового культурного наследия. А четыре года спустя на 12 месяцев город был удостоен звания Культурной столицы Европы.
Сплав традиций и коммерческого успеха
Идея учреждения института Культурной столицы Старого Света восходит к великой гречанке Мелине Меркури, которую в Элладе многие почитают как "последнюю богиню". Именно тогдашняя министр культуры Греции убедила своих европейских коллег, что каждый год очередной европейский город должен становиться средоточием культурных событий. Замысел состоял в том, чтобы сблизить таким образом народы стран, входящих в Европейский Союз, дать импульс сотрудничеству в сфере культуры, способствовать культурной интеграции, которую многие эксперты считают ничуть не менее важным условием строительства общеевропейского дома, чем политическое или экономическое взаимодействие.
Первой Культурной столицей Европы в 1985 году стали Афины. С той поры города, удостоенные этого звания на 12 месяцев, призваны становиться центром "локальных, региональных, национальных и международных событий, имеющих большое художественное, общественное, культурно-политическое и экономическое значение", считает Вольфганг Лоренц, руководитель программы "Грац-2003", возглавляющий всю эту работу.
Австрия вошла в Европейский Союз в 1995 году и почти сразу же, если можно так сказать, включилась в состязание за право сделать один из своих городов европейской культурной столицей. В 2000-м она могла получить это право, но финал тысячелетия был ознаменован тем, что в перечень вошли аж 9 городов. Затеряться в столь длинном перечне у австрийцев желания не нашлось. А вот в 2003-м делить титул не пришлось ни с кем!
Закономерен вопрос: почему все же именно Грац? Ведь в Австрии легко найдутся претенденты с большей европейской и мировой известностью - взять хотя бы Вену или Зальцбург. Но замысел именно в том и состоял, чтобы культурной столицей стал не один из признанных центров, а город сравнительно небольшой, может быть, менее известный, но ценный именно уникальностью. А в этом Грацу не откажешь.
Можно процитировать строки из австрийской конкурсной заявки: "Грац много столетий находится на водоразделе европейских культур. Здесь совершенно особым образом переплелись романские и славянские, мадьярские и германско-альпийские влияния". Именно эта мультикультурная традиция, которой столь большое значение придается в Европейском Союзе, многие столетия буквально пронизывает все существо города и его жителей, а сегодня она стала фундаментом его идентичности. Очень много для понимания подхода организаторов программы 2003 года в Граце дает такая мысль, ставшая, по сути дела, девизом: "Культура - это важнейшая константа, которая в состоянии формировать цивилизации, она - самое яркое напоминание о человечестве и его важнейший шанс на то, чтобы остаться в веках". Вольфганг Лоренц подчеркнул также, что подавляющее число проектов укоренены в местной культурной почве, созданы жителями Граца и Штирии - федеральной земли, столицей которой он является.
Несколько слов о финансовой стороне программы. Ее бюджет составляет 57 миллионов евро. Из них 18,2 миллиона - вклад самого города и Штирии, 14,5 миллиона - федеральные поступления и 0,5 миллиона - от Европейского Союза. Остальное - доходы от реализации билетов, пожертвования спонсоров и доходы из иных источников.
Как и следовало ожидать, в этом году Грац, и без того не обойденный вниманием визитеров, стал еще большим центром притяжения для гостей из всех европейских стран. По данным на конец октября, в городе на Муре побывали 2 438 145 человек, а число ночевок (именно такой показатель используется в турбизнесе как базовый) выросло на 28,5 процента. Особенно впечатляюще выглядят такие данные на фоне общеевропейского спада в этой отрасли, заметно сказавшегося на уменьшении посещения именно городов. Например, в Австрии такие признанные туристические центры, как Вена, Инсбрук и Зальцбург, зафиксировали спад на 3,2, 7,8 и 2,6 процента соответственно.
Новое лицо древнего города
Верность традиции и преемственность в Граце не означает закостеневшей приверженности былому. В уникальную историко-архитектурную среду Культурной столицы Европы 2003 года на редкость удачно вписались самые современные, если угодно, авангардистские творения.
Взять хотя бы Остров на Муре, задуманный уроженцем города Робертом Пункенхофером и созданный архитектором Вито Акконици. Прозрачные створки раковины перетекают одна в другую, формируя над быстрыми водами Мура, и в то же время непосредственно в них - удивительное пространство, художественно завершенное и функциональное. Это значительно больше, чем смотровая площадка, с переходом, связывающим ее с центральной площадью: здесь есть и маленькое кафе, и амфитеатр на 300 человек, и детская игровая площадка - маленький фантастический ландшафт. По замыслу автора так должна выглядеть замкнутая ячейка городского культурного пространства.
Еще один пример - Дом искусств, созданный британскими архитекторами Питером Куком и Колином Фурнье. Творчески использовав архитектурный памятник - Железный дом, первую в Австрии чугунную конструкцию, они вписали в историческую городскую среду современный объем - частью прозрачный, а частью совершенно непроницаемый.
Стоит упомянуть и зал имени Хельмута Листа - импозантное многофункциональное здание с первоклассной акустикой, позволяющей использовать его для оркестровых концертов. Надо добавить, что Грац - единственный помимо Вены австрийский город, имеющий оперный театр, который в этом году тоже отнюдь не пустовал. Равно как и другие залы, музеи, выставочные площадки и культурные объекты штирийской столицы. Также была обновлена центральная площадь, городской вокзал, аэропорт, заново отстроено здание синагоги, разрушенное в 1938 году - всего не перечислить. Словом, минувшие 12 месяцев имеют все шансы стать одними из самых заметных в новой истории Граца - Культурной столицы Европы 2003 года.