Архитектурные сюрпризы [ Редагувати ]
Людей, неравнодушных к судьбе Киева, не покидает тревога: ведь вполне могут появиться архитектурные сюрпризы, заложенные бывшим главным архитектором города. Они - словно минное поле после сдачи позиций. Как же эти "мины" обезвредить?
Все мы с надеждой следим за действиями нового главного архитектора столицы Василия Присяжнюка, которому предстоит это сделать. Все понимают, что работа его ждет нелегкая. Архитектурный процесс сегодня связан со сверхприбылями. Успеть бы хоть в людных местах произвести "обезвреживание".
Одно их этих мест - Левобережный центр. То, что там сделали сейчас, и то, что задумывалось изначально - абсолютно разные вещи. Идея Левобережного центра, его проектные разработки, общественные обсуждения, проходившие чуть ли не в торжественной обстановке, получили развитие в середине 80-х годов теперь уже прошлого столетия, при тогдашнем председателе Киевского горисполкома Валентине Згурском. Обсуждая проблемы центра города, будущее Крещатика, мы понимали, что центр перегружен, что в перспективе это усугубится и он не сможет нормально выполнять основные свои функции.
В Генеральном плане развития Киева не случайно в те годы было уделено внимание развитию центров столичных районов, созданию там полноценных комфортных условий для проведения свободного времени - от детских площадок, парков и аттракционов до киноконцертных залов. К такому положению сейчас приближается центр Оболони. Лет через пять эта идея в районе будет осуществлена. Не исключено, что многие киевляне вместо Крещатика станут ездить на Оболонь - послушать любимых исполнителей в концертном зале или посидеть на набережной в одном из многочисленных кафе, посмотреть праздник на воде, посетить большой новый храм.
Генпланом развития столицы предусматривался и основной межрайонный Левобережный центр - с большим киноконцертным комплексом, учреждениями культуры, торговли, обслуживания. А красивая набережная с гостиницами, ресторанами и эстрадой на воде должна была стать одним из любимых мест отдыха киевлян. Идея Левобережного центра была согласована Киевсоветом и утверждена правительством Украины. Проводились конкурсы на лучшее архитектурное решение этого центра. Требования предъявлялись высокие. Подумывали даже о проведении международного конкурса. Ведь в противовес старому, историческому центру новый должен был стать ультрасовременным градостроительным комплексом - как, например, знаменитый район Де Фанс в Париже. Здесь, на левом берегу, должны были воплотиться лучшие достижения отечественной техники строительства и зодчества. И верилось, что новый общественно-культурный центр прославит Киев, давно не имевший громкого градостроительного успеха после сооружения послевоенного Крещатика.
В те же 80-е годы были сделаны и первые шаги в осуществлении этой мечты. И начали - с чего бы вы думали? С большого киноконцертного комплекса! Проектировщики поехали в Европу перенимать новые технологии. Сделан был проект. Снесли старую частную застройку, переселили людей. Бульдозеры утюжили территорию, подготавливая ее к предстоящему строительству. Увы - не сбылось. Построили только коробку здания одного из министерств.
В этой работе мы придавали большое значение панораме центра со стороны Днепра - главной артерии Украины.
Известно, что крутой правый берег "обречен" поражать всех своей красотой - уникальным ландшафтом и храмами. К сожалению, начиная с 30-х годов, этой красоте был нанесен большой урон. И не только разрушением церквей, но и новым строительством на кромке склонов. Имею в виду, прежде всего, сооружение вблизи Андреевской церкви здания горкома Компартии Украины (ныне Министерства иностранных дел). Здания грузного, тяжелого, навсегда, по-моему испортившего силуэт Киева в этой части. С другой стороны, в зоне Лавры панораму Киева отнюдь не украшает чрезмерных размеров металлическая скульптура. Ну а дальше, по течению - прелести стройиндустрии, еще одна отметина времени.
Нечем похвастаться нам "за отчетный период" и на левом берегу. Стандартные "сухие" параллелепипеды индустриального производства на набережной не вызывают у людей никаких эмоций. Остановить взгляд не на чем. Туристы, плывущие на теплоходах, в ту сторону почти не смотрят.
Вспоминаю Париж - Сену, с обеих сторон обстроенную шедеврами архитектуры... То же с берегами Дуная в Будапеште, Темзы в Лондоне...
У меня, как и, наверное, у многих киевлян оставалась надежда на компенсацию в будущем наших утрат достойной красивой застройкой левого берега и его центра. Но - увы. Ничего подобного не произошло.
За несколько лет центр заполонили такие же унылые коробки от "Киевгорстроя" и "Киевинвестстроя", выполненные на уровне обычных микрорайонных застроек. В силуэте левого берега к трем высоткам советского периода на Березняках прибавилось три "зуба", торчащие в новом квартале Левобережного центра.
А недавно здесь же, у самой воды, на месте запроектированного в начале 90-х годов на конкурсной основе неординарного гостинично-делового комплекса, начато строительство одной из трех (еще!) 25-этажных элитных жилых башен с видом на Лавру. Их появление уже ничем не поможет Левобережному центру. Главный же вред эти архитектурные монстры нанесут Днепру. Вспомните Гоголя: "Редкая птица долетит до середины..." Таким широким казался Днепр нашим предкам. Так вот, в этом месте "Днепр широкий" станет намного уже, чем теперь. Зрительно. Грамотный градостроитель знает: чем больше и выше здание на самом берегу, тем значительнее визуальное сокращение реки.
Туристы наверняка станут обращать внимание на трех монстров, которые вырастут напротив Лавры. А вот что при этом подумают? Подождем - узнаем. Экскурсоводы, возможно, будут рассказывать о том, что здания сии сооружены по инициативе первого заместителя мэра, курировавшего строительство элитного жилья, и тогдашнего главного архитектора, что построены они вопреки многим градостроительным нормам.
А мчась мимо Левобережного центра по автотрассе или в метро, видишь сейчас белый "сарай". Он появился там, где, по Генплану, должна была быть библиотека. Это "международный" выставочный комплекс, первая очередь. В кавычки беру потому, что не тянет он на такой статус и не соответствует уровню Украины как большому государству в центре Европы. Вторая очередь станет на месте киноконцертного зала! Вокруг автостоянки. В общем - рынок. Ведь выставка - это же не только реклама товаров, но и продажа...
Так что на предусмотренном Генеральным планом Левобережном общественно-культурном центре можно ставить крест. Всего этого при разумной градостроительной политике и нормальных общественных отношениях в столице могло бы и не произойти. Но ведь есть долг и ответственность, которые должны были сработать на всех уровнях и помочь найти другое приемлемое решение для размещения такого комплекса. Например, в районе метро "Славутич", на свободной площадке. Там отличная транспортная доступность, автостоянки, метро. Поэтому лучше там было бы, чем у станции метро "Левобережная", и без того перегруженной.
А настоящий Международный выставочный центр (когда придет время) следует создавать на окраине столицы, на большом пространстве, с хорошей транспортной инфраструктурой. Как это сделано, к примеру, в Лейпциге. Там международный выставочный комплекс раскинулся на громадной территории, куда подходят все виды транспорта. Его экспозиционная площадь равна площади 15 футбольных полей. Все продумано и просчитано по-государственному. Экономически выгодно, красиво и во славу страны. А мы воображаем, что, соорудив дешевый павильон вместо библиотеки и киноконцертного зала, решили проблему выставок. В результате - ни Левобережного культурного центра, ни Международного выставочного центра.
Не знаю, как вам, а мне обидно.
Николай Жариков, народный архитектор Украины