Роман Балаян представил свой новый фильм [ Редагувати ]
В столичном Доме кино состоялась премьера картины "Ночь светла". Нового творения известного режиссера ждали шесть лет. И мастер не обманул ожиданий.
"Ночь светла" - напоминание о том, что никакие обстоятельства не должны лишать человека внутренней свободы и любви к жизни. Мысль, банальная в своей очевидности, мысль-аксиома. Но часто ли она звучит в современном отечественном кино?.. (Не стоит вычислять, какому отечеству больше принадлежит фильм, снятый украинским режиссером на украинской технической базе, но за российские деньги и с российскими актерами - какая, собственно, разница?)
Герои "Ночи" - воспитанники и педагоги интерната для слепоглухонемых детей. Несущая сюжетная конструкция - любовная интрига, которая разворачивается среди взрослых: в раскомплексованную практикантку Лику (Ольга Сутулова) влюбляется молодой педагог Алексей (Андрей Кузичев), по которому тайно и безнадежно страдает моралистка-директор Зинаида (Ирина Купченко), она же - предмет страсти учителя Димы (Алексей Панин), годящегося ей в сыновья. Как ни странно, но "бытовые" любовные хлопоты не отвлекают взрослых от главного - обеспокоенности судьбой своих питомцев (пусть каждый из них проявляет эту обеспокоенность по-разному). И это - еще одна идея фильма: верность призванию, которая тоже не должна быть подвластна обстоятельствам. И в этом - еще одна особенность балаяновской "Ночи": фильм о современности, лишенный цинизма.
Известно, что природа всегда компенсирует обделенность чем-либо другими дарами. Люди, лишенные зрения, слуха или дара речи, обладают особыми способностями. Они постигают этот мир осязанием, чувствами - и глубины мира, возможно, доступны для них более, чем для тех, кто может видеть, слышать и говорить. В "Ночи" слепоглухонемые дети открывают для педагогов - своих поводырей по жизни - такие тончайшие нюансы этой жизни, о которых учителя вряд ли догадывались. Постижение осязанием возвращает детей к природным стихиям, вызывая желание полнейшего слияния с ними (мальчик, который хочет стать птицей и все время учится летать; девочка, чувствующая себя полноценно только в воде, потому что в утробе матери она видела и слышала). И несмотря на внешне увлекательную (хотя драматургически не выписанную, а потому досадно напоминающую о ружье, которое так и не выстрелило) любовную интригу взрослых, главное в картине - мир, постигнутый осязанием. И режиссер не рассказывает о таком мире, не показывает - он заставил зрителя ощутить его. Фильм невероятно чувственный, многое в нем открывается не пониманием, а ощущением - невидимых волн любви, исходящих от слепоглухонемой девочки к своему учителю; мужской энергии слепого юноши, "нащупавшего" благодаря раскомплексованной практикантке разницу между мужчиной и женщиной.
Балаян ушел от унижающей жалости, которую вызывают у кого-то эти люди, - факт, который даже не стоит обсуждать. Этот режиссер просто не мог пронизать свой фильм подобной жалостью. Для него слепоглухонемые, возможно, в чем-то полноценнее зрячих, слышащих и говорящих. Потому что смотреть - еще не значит видеть, слышать - еще не значит понимать, а умение говорить - не обязательно искреннее озвучивание состояния души. То, что постигнуто осязанием и чувствами, всегда окажется настоящим, потому что лишено социального влияния (ах, как многим из нас все чаще хочется не видеть, не слышать того, что происходит здесь и сейчас...). Это настоящее и есть свобода - тот независимый островок внутри каждого, который каждый должен оберегать от каких бы то ни было посягательств происходящего.
Балаяновская тоска по такой свободе, пронизавшая все его фильмы, получила в "Ночи" полное, однозначное, осязаемое воплощение. Видимо, не зря режиссер позволил себе самоцитирование: мальчик, мечтающий стать птицей и прыгающий с обрыва... Герой "Полетов во сне и наяву" не имеет возраста и конкретной исторической прописки.
Из первых уст
Роман Балаян о фильме: "Ночь светла" рассказывает о взаимоотношениях воспитателей и воспитанников в интернате для слепоглухонемых детей. Эти дети обладают чем-то таким, чего лишены обычные люди. В нашем фильме есть и размышления на тему, что такое призвание и служение долгу, достижим ли идеал и что означает быть нравственным. Герой отказывается от возможности сделать карьеру и остается рядом с детьми, потому что они в нем нуждаются. Консультанты - из Сергиева Посада, где расположен реальный интернат. Сценарий помог написать мой друг и замечательный писатель Рустам Ибрагимбеков".
Елена Чередниченко, журналист