"Троя" - (не) эпический блокбастер [ Редагувати ]
Сразу два секс-символа мирового кино - Брэд Питт и Орландо Блум - одновременно появятся на наших экранах: в киевском прокате стартует очередной эпос в духе "меча и сандалий" - "Троя" Вольфанга Петерсена (США, бюджет 185 миллионов долларов).
Идея фильма принадлежит писателю Дейвиду Беньоффу, которому мама в глубоком детстве читала перед сном "Илиаду". С тех пор очарование гомеровских мифов не давало Беньоффу покоя. Естественно, свой первый сценарий он создал по мотивам "Илиады" и "Одиссеи". Вдохновленная кассовыми успехами таких костюмированных гигантов, как "Гладиатор" и "Властелин колец", студия Warner Brothers тут же схватилась за историю Беньоффа, предложив постановку Вольфгангу Петерсену.
Получать представление о поэмах Гомера по блокбастеру "Троя" - все равно, что изучать историю Сталинградской битвы по фильму "Враг у ворот". Из голливудской экранизации изъяты персонажи, без которых немыслима не только легенда, основанная на событиях XIII века до нашей эры (легенда о Троянской войне), но и вся греческая мифология - боги. Режиссер утверждает, что это сделано умышленно, поскольку для него "имело большое значение показать именно человеческую историю". Конечно, постановщик, которому вверено 185 миллионов, знает, что делает, но вряд ли его решение добавило фильму достоинств. Потому как "человеческая история" получилась ходульной и не в меру патетичной: пафос, с которым вещают персонажи "Трои", может быть оправдан лишь в случае, если они - герои мифов. А какие же мифы без богов?
Кроме того, экранизация не сохранила стихотворную ткань литературного первоисточника. Возможно, в этом повинны "трудности перевода": те, кто трудился над дубляжем, должно быть, просто поленились воспроизвести гомеровский гекзаметр. Так или иначе эсэнговский зритель будет довольствоваться примитивными диалогами, лишающими экранные события исторической и культурологической адекватности временам античности: подобным образом могут говорить и герои "Трои", и персонажи триллера из жизни американских тинейджеров.
Поклонников древнегреческого эпоса ожидает еще одно потрясение. Актрису на роль Прекрасной Елены Петерсен искал шесть месяцев. И в итоге нашел некую Диану Крюгер. Может, в каком-нибудь "Районе Мелроуз" белокурая Диана и сошла бы за красавицу, ради которой стоит идти на должностное преступление. Но если бы у настоящей царицы Спарты и впрямь была такая внешность, обманутый Менелай наверняка возблагодарил бы Зевса за то, что юный бабник Парис избавил его от этого эстетического недоразумения. Даже как-то обидно, что из-за такого вот создания с лицом миловидной официантки из придорожного бистро началась самая грандиозная и самая романтизированная в истории война.
Впрочем, запросы основной зрительской массы "Троя" удовлетворит вполне: размашистые батальные сцены, напряженные поединки античных красавцев, страстные "лав стори" и Брэд Питт в роли неуязвимого Ахиллеса (съемки проходили в Лондоне, Мексике и на Мальте. Рукотворные декорации соседствуют с компьютерной графикой). К Питту прилагается звезда "Властелина колец" Орландо Блум, сыгравший Париса, а также знаменитый Питер О'Тул в роли троянского царя Приама. И, разумеется, вся эта "эпичность" покрыта тем сказочно-роскошным голливудским глянцем, после которого особенно невыносимо возвращаться в "свинцовые мерзости" неромантичной повседневности.
Между прочим...
Сборы "Трои" в Америке достигли 45,6 миллионов долларов. Результаты оказались ниже, чем предполагали продюсеры. Но все же приличные. По некоторым подсчетам, производство "Трои" съело бюджет в 185 миллионов. И его надо окупить. Впрочем, хозяева фильма не расстраиваются. Ведь и "Гладиатор" в первый уик-энд собрал 35 миллионов, в итоге достигнув показателя 187,6. Плюс "Оскар" в придачу. "Троя" вышла на экраны одновременно в 47 странах, которые подбросили в копилку фильма свои 55 миллионов. Особые ставки промоутеры делают на японцев. Почему-то именно там безумный бум на Брэда Питта, который играет Ахилла вместе с его пятой. Вскоре Питт собирается бросить звездную карьеру в Голливуде, сообщает австрийская газета Kurier. "На смену приходит молодое поколение, и с этим приходится мириться. Конечно, я буду и в 50 лет получать роли, но уже не так часто и не такие интересные, как сейчас. Кроме того мне уже надоело сниматься и хочется посвятить себя семье", - сказал 40-летний актер. Став членом группы деятелей искусства под руководством архитектора Фрэнка Джери, Питт намеревается принять участие в работах по модернизации Лос-Анджелеса.
Елена Чередниченко, "Киевские Ведомости"