"Ночной дозор" - экранизация романа Сергея Лукьяненко о вампирах и магах Москвы [ Редагувати ]
Фильм "Ночной дозор" имеет к роману Сергея Лукьяненко отношение отдаленное, несмотря на то что сценарий писал он сам. Сюжет, спору нет, похож. На территории Москвы происходит противостояние Иных - белых и черных магов, умеющих входить в Сумрак - иной уровень реальности. Обескровленные кровопролитной войной, стороны заключили соглашение и создали Дневной и Ночной дозоры, чтобы приглядывать друг за другом. Ночной дозор, в котором трудится некий Антон Городецкий, охотится за всякой нечистью, вершащей зло без надлежащей лицензии. А дальше с легкой руки режиссера Тимура Бекмамбетова начинают твориться недобрые чудеса.
Стерильный, как детская пеленка, роман прорастает такими микробами и поганками, что впору бежать из зала - мерить температуру и пить аспирин.
Все начинается с визита Городецкого к ведьме с целью вернуть сбежавшую жену. В тесной грязненькой квартирке актриса Римма Маркова устраивает сеанс черной магии, от которого в голове начинается нездоровое жужжание, картинку корежит, звук плывет. И когда врывается Ночной дозор вязать преступницу, ты уже почти готов к тому, что старенькая гуттаперчевая кукла, стоящая на комоде, встанет на паучьи ножки и споро побежит злодейке на помощь.
И так весь фильм - полудохлый Хабенский-Городецкий будет убедительно давиться свиной кровью. Сумрак, в который входят маги, будет давить на мозжечок трупными цветами и несносным комариным жужжанием. Бесы всех типов споро поскачут по столице, вампир-парикмахер Лагутенко пропорет Хабенского ножницами, упырь-певица Жанна Фриске поманит молодую вампиршу банкой крови.
Тщательно выстроенная Сергеем Лукьяненко космология с Иными разных уровней, международными организациями и великими договорами скукожится и с тихим чпоком исчезнет - не нужна она здесь. И полезет из всех щелей сырой морок, тот самый рожденный в СССР, гнилой колодец, из которого Мамлеев напился, в который падал каждый алкаш, добравшийся до "белочки" на последнем фугасе "чернил". Забулькает на пресветлых устах Ночного дозора ментовской говорок, знакомый любому, кто хоть раз припозднился нетрезвым в Москве. Силы зла во главе с начальником Дневного дозора Завулоном все больше будет смахивать на урку в законе. И становится интересно, кто круче - бригада Саши Белого или бойцы Ночного дозора?
Лукьяненко и Бекмамбетов в полном праве гордиться своим фильмом. И дело не в спецэффектах, которых есть сколько нужно. Не в актерах, которые как на подбор.
То, что в Голливуде назвали бы культовым трэшем и выпустили на DVD, в России пойдет на 300 экранах, как "Человек-паук". И это правильно и хорошо.
Потому что все живое, что есть в нашем Китеже, - это кости совка. Мчится Ночной дозор на желтой аварийке с надписью "Горсвет" на борту - прямо птица-тройка из школьного Гоголя. Квартирки в панельных новостройках, соседи, к которым спешишь, если трубы горят, начальник дозора Гессер, который был замминистра в СССР, - все на месте. Все равно здесь любят "Убойную силу", "Ментов" и "Бедную Настю". Первых - за нечищеные ботинки и тоску в глазах, вторую - за то, что не было ее никогда.
Вот вам и тоска, и небывальщина, и много самоиронии, которая не работает, превращаясь из стеба в честный юмор висельника.