Параллельный мир. Голодная свобода. Четвертая серия [ Редагувати ]
Тексты предыдущих серий: первая серия, вторая, третья.
Большинство из нас, озабоченных своими обыденными делами, даже не задумывается, что рядом, но как бы параллельно, не пересекаясь, существует еще и другой, страшный мир - мир отверженных людей. Хотя их - грязных и опустившихся - нередко можно увидеть копающимися в помойках, основную часть жизни они все же проводят вдали от глаз благополучных обитателей - на свалках и в заброшенных трущобах. Но, несмотря на ужасные условия существования, в среде этих несчастных также бушуют яростные человеческие страсти и разыгрываются настоящие шекспировские трагедии.
Зашли в вагон. Почти все скамейки были заняты. Интересно, куда едут все эти люди в будний день в час пополудни, недоумевали мы. Наконец-то отыскали свободное место. И снова начали одолевать тревожные мысли: как вести себя во время контроля? Что говорить кондукторам? А вдруг нас высадят? Следующая электричка через 6 часов. Уже на начальном отрезке этого пути нам становилось понятно, с какими трудностями предстоит столкнуться.
А вот и контролеры!
Лет пять назад в электричке смело можно было ехать без билета. Проверяющие, конечно, ходили, но они часто закрывали глаза на безбилетных пассажиров. К тому же в каждом электропоезде теперь появились наряды милиции. Чуть что, ревизоры связываются с ними по рации и зайца высаживают без лишних слов.
Из собственных денег у нас было всего 50 гривен на двоих. Как бы нам ни хотелось оплатить проезд, чтобы избежать разбирательства с контролерами, мы не могли себе этого позволить. Поскольку знали, что впереди у нас две недели кочевой жизни - без еды, без документов. Приходилось экономить каждую копейку и полагаться только на собственную смекалку да на бомжей, у которых гораздо больше опыта выживания в пути. Забегая вперед, скажу - в этой поездке мы узнали настоящую цену деньгам, каждому грошу.
Мы расположились возле окна, бомжи сидели скраю. Ревизоры были уже близко. Мы едва сдерживались, чтобы не встать и не перейти в другой вагон, отсрочив таким образом, неприятную встречу. Очень не хотелось начинать путешествие со скандалов и неприятностей с милицией.
На ваших экранах кадры, отснятые скрытой видеокамерой. Контролеры подошли к бомжам. Кажется, спросили билеты, но лишь для приличия. Самый младший из наших спутников, крикнул прямо в лицо проверяющей: "Из интерната!". Ревизоры тут же отошли. Милицию вызывать не стали. Это и не удивительно - отношение к беспризорным всегда было безразличным, брезгливым. Мы ехали вместе с ними, это нас и спасло. Было очень любопытно наблюдать за остальными пассажирами, вернее, за их реакцией - кто-то смотрел с явным отвращением и злобой, некоторые сочувственно, с состраданием, были и полностью безучастные. После проверки мы расположились на четырех скамейках. Возле нас присел мужчина, но затем, разглядев спутников, встал и ушел. Его потом видели в соседнем вагоне. Интересно, что мы не испытывали больше чувства смущения. Нас абсолютно не волновало пристальное внимание людей. Стало понятно, что уже произошло то самое главное, ради чего мы согласились жить с бомжами целых две недели. Наши миры разделились. Из обычной жизни, мы перешли в мир отверженных людей. И уже в полной мере существовали в этом параллельном измерении. Поэтому нам было абсолютно не стыдно, что мы такие. Мы привыкли.
Есть пока не хотелось. Домашние обеды даже не вспоминались. С интересом наблюдали в окно за пейзажами и людьми. Поражало количество торговцев всякой всячиной. Наверное, даже супермаркет позавидовал бы такому разнообразию. При чем зазывалы для удобства покупателей показывают свой товар, как говорится, "лицом". Работа у них очень трудная, если за целый день удастся наторговать гривен 10, это считается большой удачей. В электричках, в основном, ездят люди с небольшим достатком. Поэтому заставить пассажира купить какую-то безделушку совсем непросто. Приходится выдумывать нечто особенное, вот как этот дед, торгующий семечками. По нашим наблюдениям, весьма успешно.
Вот тут то и начинаешь задумываться, почему бомжи не могут, или, вернее, не хотят вернуться к нормальной жизни. На мойке машин, не прилагая особых усилий, мы за несколько часов заработали 50 гривен. А, обокрав вагончик, бездомные прихватили одежды гривен на 100, продукты, да еще и полсотни в придачу. Можно еще и нашкулять несколько десятков гривен. "Шкулять" на языке бомжей, означает просить у прохожих.
В советские времена попрошайничество почти искоренили, но после отмены соответствующей статьи уголовного кодекса оно снова расцвело пышным цветом. Какое-то время "рынок жалости", например, в Киеве оставался "диким", то есть, за исключением Крещатика, на любой улице можно было протянуть руку, не опасаясь, что тебя прогонят или обложат данью. Бандиты наезжать на нищих брезговали. Но дележ хлебных мест начался вскоре между самими побирушками. Львиную долю рынка подмяли под себя пожилые уголовники, потерявшие здоровье во время многолетних отсидок и к обычным криминальным профессиям уже не способные. Но постоять за себя полуспившиеся доходяги умели, к тому же их поддерживал воровской мир. Оказалось, попрошайки, как и положено, отстегивали долю в так называемый "общак". Бывшие зеки чаще всего занимали места у церквей, потому как на волне модной тогда религиозности это приносило обильный урожай. Их так и начали именовать - "церковными". Стать членом церковной артели можно было, купив себе место, стоимость которого превышала цифру в тысячу долларов. Правда, старым товарищам, вернувшимся из зоны, давали возможность заплатить не сразу, а с прибыли. Но с годами вакантных мест оставалось все меньше и меньше, и в ряды "церковных" стало сложно попасть даже за деньги.
Другое мощное объединение нищих в городах Украины составили цыгане и молдаване, количество которых увеличилось за последнее десятилетие в несколько раз. Беженцы из Молдавии и Средней Азии попробовали протянуть руку и - о, чудо! Наши граждане оказались неслыханно милосердными. И это, несмотря на подмоченную репутацию цыганского этноса и глупость набивших оскомину обращений в духе "сами-мы-не-местные". Цыгане быстро смекнули, что безногому инвалиду-славянину в камуфляже подадут гораздо больше, чем хитроглазому потомству конокрадов, у которого с конечностями полный порядок. Кстати, никогда не доводилось видеть просящего милостыню безногого цыгана. И стали ромалы привлекать к бизнесу увечных бомжей, беспризорников, несовершеннолетних матерей на условиях долевого участия. Цыгане же брали на себя обязанности по предоставлению места, обеспечению охраны и решение прочих оргвопросов. То есть, подавая слепой бабушке в метро, гражданин и представить себе не мог, что таким образом он спонсирует цыганский табор. Очень скоро эта система трансформировалась в обычную работорговлю.
Не так давно УБОПом Днепропетровской области была разоблачена группа, торговавшая инвалидами - дельцы продавали покалеченных людей за границу, для попрошайнического бизнеса. Что интересно, калеки сами соглашались на это - от безысходности. Схем порабощения цыганами обездоленных очень много. Вот одна из наиболее ходовых. Например, обедневшим молдаванам, в основном женщинам с детьми, предлагают переехать в Киев или Днепропетровск на сравнительно неплохие заработки и несложную работу. Селят в съемную квартиру вместе с цыганской семьей, а через некоторое время заставляют отрабатывать питание и проживание нищенством. Дневная норма сдачи - не менее 100 гривен. Документы у молдаванок отбираются, за ослушание их бьют хозяева. Если попрошайка согласился работать с цыганами в доле, он, фигурально выражаясь, "попал". Очень скоро его обвинят в утайке выручки и выставят штраф. Решение будет приниматься якобы третьим лицом, как правило, авторитетным цыганом. Конечно, он рассудит в пользу своих. Дальше - больше: новые штрафы, увеличение нормы и тому подобное. Но на этом ромы не остановились. Теперь они завозят из Молдавии специально искалеченных людей, в том числе детей, чтобы их вид вызывал еще большую жалость. Правда, считается, что цыгане в основном занимаются карманными кражами и наркобизнесом - есть и конкретные уголовные дела, и приговоры. Об этом мы уже рассказывали в одной из программ "Криминал"
Подобные истории, поведанные нищими, повергали нас в шоковое состояние - это оказался действительно целый мир, о котором мало кто знает, и отследить эти события никому, кроме самих нищих не удается. Мы стали исключением. Вся подноготная, вся правда этой жизни фиксировалась скрытой камерой.
Территориальные конфликты между "церковными" и цыганами периодически возникали и гасли на протяжении нескольких лет. Дело в том, что ромы занимаются этим промыслом стихийно: каждая семья имеет свое дело, и никто не может ее остановить. Безудержно растет количество побирушек, работающих на цыган. Происходит это на фоне других неприятных для городской бедноты событий.
Во-первых, число мест значительно сократилось за счет сноса ларьков у станций метро. Во-вторых, началось настоящее нашествие нищих на мегаполисы - Киев, Донецк, Днепропетровск, Львов, Симферополь. Прошлым летом, по приблизительным подсчетам в столице появилось около тысячи цыган. Другой напастью для "церковных" стали молдавские нищие, до последнего времени промышлявшие в Киеве. По одной из версий, к 10-летию независимости Украины милиция получила приказ очистить столицу от попрошаек, дабы придать ей приличный вид. И молдаване ринулись в крупные областные центры. Вакансий здесь уже не было, поэтому пришлось воевать с "церковными", которые и сами мучались от недостатка рабочих мест.
В этих сражениях было пролито много крови. Составить хронику разборок с поименным перечислением жертв не представляется возможным. Допустим, найдут милиционеры труп бродяги без документов со смертельной ножевой раной. Максимум - разыщут приятелей убиенного, которые знали его как Васю из Крыжополя. На этой стадии следствие, как правило, заходит в тупик. Да и кого особенно интересуют разборки нищих?!
Правда, запомнился случай, произошедший недавно в Киеве. Однажды возле Воздухофлотского моста, в кустах возле рельсов обнаружили трупы двоих бомжей с аккуратно перерезанным горлом. Оперативники удивились: как правило, в драке бездомные бьют друг друга куда попало и чем попало. Расследование вывело на двоих приезжих мужчин, решивших заняться рэкетом и заработать денег. К тому же они хотели научиться убивать людей. Выбрали самую незащищенную прослойку населения - бомжей. А тех напугать сложно, вот и решили для устрашения устроить резню. А вот еще одна показательная история - за одну ночь в Печерском районе Киева было обнаружено шесть трупов мужчин без определенного места жительства. У всех было перерезано горло. Вскоре были найдены и убийцы - два брата, приехавшие из Житомира. Один из них дважды судим. В Киеве вымогали деньги у бродяг. Так как необходимых сумм у этих людей не было, братья решили поквитаться с ними. Выпили несколько бутылок водки и отправились убивать.
Довольно непростая ситуация с нищими складывается и на юге Украины, особенно в Ялте. В курортные города, с началом весны, как перелетные птицы, слетаются, попрошайки, воры, бандиты, в общем, - вся уголовная братия. На отдыхе человек часто теряет бдительность, не замечая, что многие из тех, кто слезливо просит деньги днем, вечером превращаются в грабителей. Поверьте, эту истину довелось испытать нашей съемочной группе на своей шкуре.
Первая узловая станция - Мироновка. Несмотря на то, что через нее проходят почти все поезда южного направления, людей практически не было. Вышли несколько сотрудников милиции. Скорее всего, подойдут и спросят документы. Но обошлось. Мы были самой приметной публикой на вокзале - шесть человек, не совсем опрятного вида. Те, немногие, кто был на перроне, не обращали на нас никакого внимания. Оказывается, люди привыкли к подобному зрелищу, ведь как только начинает теплеть, практически вся армия бездомных устремляется на юг.
В первую очередь нужно было узнать, когда отправляется следующая электричка до станции имени Шевченко. Оказалось, через 4 часа. А пока делать нам было нечего. Вдруг, один из бомжей предложил отправиться прямиком в Николаев в грузовом составе. Забраться в вагон товарняка особых трудностей не составляло, поэтому согласились, честно говоря, не раздумывая. Электричками предстояло ехать еще несколько дней. А перспектива оказаться в Николаеве уже на следующее утро, подстегивала на этот опрометчивый поступок. На третьем пути стоял товарный поезд. Ваня и Сергей решили разузнать у машиниста его маршрут.
Состав направлялся в Киев. Нам он, конечно же, не подходил. Машинист посоветовал пройти в южный парк. По его словам именно оттуда отправляются поезда на Николаев.
Мы идем в парк. Переходим пути.
Эта зона оказалась охраняемой. Мы поняли свою ошибку. Нужно было дожидаться ночи, и уже тогда садиться на товарняк. Если нас увидит охрана, неприятностей не оберешься. Сразу же вызовут наряд милиции, и ночь придется провести в райотделе. Но ради экономии времени мы готовы были рискнуть. К тому же тогда нам это казалось романтикой, приключением.
Подходим к путям. На путях стоял локомотив и несколько составов. Нужно было разведать, какой из них отправляется в Николаев. В парке оказалось пусто. В кабине локомотива никого не было. Решили немного подождать. Через 20 минут прибыл новый товарняк. Андрей предположил, что именно он и поедет в город, где живет Ванина мама. Надо попытаться узнать у машиниста маршрут, и мы направились к локомотиву.
Нас одолевали сомнения. Скажут ли нам, куда движется состав? Наверняка, сразу же последует множество вопросов: зачем, почему, что вы тут делаете? Да и вид у нас был далеко не лучший. А может, просто попросить машиниста, чтобы взял нас на товарняк? Но вряд ли он согласится брать на себя такую ответственность, ведь за это можно запросто лишиться работы. Тем не менее, мы шли, свято веря в удачный исход нашего мероприятия.
В следующей программе "Паралельный мир. Голодная свобода" вы узнаете, как нашей съемочной группе удалось добраться до Николаева. Не забыл ли Ваня дорогу к родному дому, помнит ли как выглядит мама? Попадет ли вообще домой, ведь бомжи решили ограбить магазин.