Вызов бензиновым приводам [ Редагувати ]
Денис Закиянов, "Киевские Ведомости"
Среди нетрадиционных видов автомобильного топлива наиболее конкурентоспособными сегодня представляются газ, электроэнергия и биодизель. На фоне роста цен на нефть двигатели на альтернативном топливе становятся все более привлекательными для автолюбителей. С каждым годом передвигаться на бензине становится все дороже. Из-за обостряющегося дефицита нефти ее стоимость на мировых рынках плавно приближается к критической планке - 50 долларов за баррель, после пре-одоления которой может начаться серьезный кризис мировой экономики.
Параллельно с этим обостряется и экологическая проблема. Общеизвестно, что бензиновые и дизельные автомобили - один из главных источников загрязнения окружающей среды. На них приходится более 20% атмосферных выбросов углекислого газа и почти 50% витающих в воздухе смогообразующих частиц, которые засоряют легкие и могут стать причиной раковых заболеваний.
Удорожание бензина и одновременное ужесточение развитыми странами экологических стандартов заставляет людей пересаживаться на альтернативные виды транспорта. Приход эры чистых и дешевых двигателей, которые теоретически могут работать на атомной энергии или сжатом воздухе, по мнению экспертов, тормозится из-за лоббистских усилий нефтяных королей и монополизированного состояния мирового автопрома. Но среди доступных вариантов уже есть конкурентоспособные альтернативные транспортные средства, начавшие отвоевывать у бензиновых приводов весомые рыночные доли.
Природный газ
После бензина самым популярным в мире моторным топливом как для легковых, так и для грузовых автомобилей является спрессованный в баллонах газ - тот самый, который широко используется для отопления и приготовления пищи. При переходе на голубое горючее расходы на езду уменьшаются в два-три раза.
Более чистые и экономичные газовые двигатели уже нашли широкое применение в Аргентине, где на их использование перешел почти весь городской транспорт - около миллиона автомобилей. Популярность голубого топлива растет и в Украине, где на нем уже движется более 300 тыс. машин.
Переоборудовать на использование газа можно практически любой дизельный или бензиновый автомобиль. В Украине за это нужно будет заплатить от 200 до 1200 долларов. Однако разница в цене топлива позволит довольно быстро окупить эти затраты.
К сожалению, переоборудованная на использование газа машина становится чуть менее мощной, зато ее двигатель работает гораздо тише и экологически чище. Так, при замене бензина пропан-бутаном выбросы углеводородных соединений уменьшаются в 5-10 раз, оксида азота - вдвое, а наиболее опасные для здоровья людей сажа и свинец не выделяются.
Электромобили и гибриды
Сильные стороны автомобилей, движущихся с помощью аккумуляторов, заставили многих экспертов верить в то, что именно электроэнергия станет топливом будущего. Дозаправка стоимостью в несколько центов, тихоходность, простота эксплуатации и получение различных экологических льгот, таких как освобождение от дорожного налога в Великобритании, подкупали автопроизводителей.
Однако огромные средства, потраченные на разработку электромобилей, так и не помогли исследователям увеличить энергоемкость батарей. Энергоемкости у автомобильных аккумуляторов до сих пор не больше, чем в пяти литрах бензина. Причем в настоящее время они занимают слишком много места и весят обычно более 100 килограммов, а пробег электромобиля не превышает 100 километров, и то при условии движения с небольшой скоростью. Для сравнения: бак с бензином малолитражки весит около 50 килограммов, обеспечивая запас хода более полутысячи километров.
Но хотя чистые электромобили не смогли найти широких рынков сбыта, недавно в наступление на территории Японии, США и Евросоюза пошли трехцилиндровые гибридные автомобили марок Toyota Prius, Honda Insight и Honda Civic IMA, пользующиеся ажиотажным спросом. В таких машинах сосуществуют два привода - электромотор и двигатель внутреннего сгорания, работающий на дизельном, газовом или бензиновом топливе.
Современные гибриды расходуют на 50-60% меньше топлива, чем равные по мощности обычные автомобили. Примерно на такую же величину сокращается объем вредных выхлопов. Подобная экономия получается за счет того, что во время езды двигатель внутреннего сгорания время от времени отключается, передавая управление электромотору. Последний, в свою очередь, при движении на холостом ходу и в процессе торможения перезаряжается от генератора.
Наибольшего коммерческого успеха среди автомобилей этого класса достигла Toyota Prius с расходом топлива 4,1 литра на 100 км. Так, в июле было продано 5230 таких авто, что на 24% улучшило результат предыдущего месяца и на 666,6% превысило показатель июля 2003-го, когда было реализовано лишь 657 машин.
"Воодушевленная успехами "Приуса", корпорация Toyota Motor поставила цель до конца 2005 года выпустить еще 300 тысяч бензино-электрических автомобилей, насколько хватит производственных мощностей. Таким образом, доля гибридов в общем объеме продаж достигнет 4%", - заявил недавно президент Toyota Motor Фудзио Те.
Эксперты не сомневаются в том, что популярность электрических гибридов будет возрастать. К этому подталкивают миллиардные инвестиции, выделенные правительствами Японии, США и Евросоюза, на территории которых продается около 70% всех автомобилей. Напомним, что в государственных программах этих стран поставлены цели до 2010 года сократить выхлопы CO2 соответственно на 25%, 23% и 25% по сравнению с уровнем 1995 года.
"Для достижения этих результатов необходимо, чтобы средний показатель эмиссии автомобиля лежал в пределах 120-140 граммов СО2/км. Добиться этого можно путем "гибридизации" автомобильного парка. Если США и Евросоюз установят должный контроль над моторными выхлопами, доля гибридов в общем объеме продаж автомобилей к 2010 году достигнет 10%", - считают аналитики World Resources Institute.
Биодизели
Настоящим подарком для экологии был бы переход на использование биологического топлива, которое можно получать из семян рапса, соевых бобов или других масличных растений. Эта "искусственная солярка" может использоваться вместо обычного дизельного топлива после незначительной модернизации топливной системы.
Использование биологического топлива незначительно снижает мощность двигателя, но переход на него в США и Евросоюзе может принести ощутимый экономический эффект, так как стоимость рапсового горючего в этих странах сейчас примерно на 20% ниже бензина. Решение о постепенной замене продуктов нефтепереработки растительным топливом принимается сейчас даже не на государственном, а на международном уровне.
В некоторых странах - участницах Евросоюза доля биологического горючего, по официальным прогнозам, к концу 2005 года должна возрасти до 7,25% от общего объема. Чтобы добиться этого, правительства европейских стран предоставляют изготовителям биотоплива различные льготы. Учитывая то, что новое топливо по сравнению с обычным дизельным горючим выделяет в атмосферу на 10% меньше двуоксида углерода и на 50% - сажи, то оно не облагается ни акцизами, ни экологическими налогами.
По свидетельству газеты "Гардиан", уже сотни, если не тысячи британцев и десятки небольших компаний по всей стране занимаются переработкой в биодизель отслужившего в кухнях масла, которого в Англии ежегодно образуется более 70 миллионов литров. В стране существует Единая ассоциация биодизельных предприятий (BABI), крупнейшее из которых производит около 5 миллионов литров топлива в год.
Технология такой переработки проста. Масло необходимо очистить от сора и в четкой пропорции смешать с метиловым спиртом для того, чтобы отделить глицерин. Избавленная от глицерина жидкость обладает молекулярным составом, подходящим для сжигания в дизельных двигателях.
К сожалению, биологическое горючее сможет заменить лишь небольшую долю нефтепродуктов. Основной проблемой является невозможность производства сырья (рапса) в нужных количествах. Но все же сейчас в некоторых странах Западной Европы доля биодизеля составляет 3-4% от общего объема продаваемого топлива.
Украинский выбор
"Единственным альтернативным видом горючего, которое активно набирает популярность в Украине, является газ. Так как собственная добыча этого ресурса в нашей стране составляет около 19 миллиардов кубометров в год, распространение голубого топлива снизит зависимость отечественной экономики от экспортируемой нефти. К тому же обеспечение простоты доступа и удобства в использовании газа сделает спрос на бензин в Украине более чувствительным к изменению цены", - говорит научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Иван Полтавец.
Однако процесс переоборудования автомобилей на использование голубого горючего тормозится в Украине нехваткой газонаполнительных компрессорных станций. "Устаревшие нормы пожарной безопасности и проектирования заправок делают невозможным их размещение на территории крупных городов. В частности, Украина может, по примеру других стран, отменить обязательное требование по возведению бетонных перегородок и сократить 60-метровое ограничение, не подпускающее газонаполнительную станцию к жилым зданиям", - говорят эксперты инжинирингово-производственного предприятия "Внипитрансгаз".
По мнению экспертов, внимание также стоит уделить и другим прогрессивным направлениям получения энергии, которые в Украине недоиспользуются. "В частности, пропадающие отходы отечественного сельского хозяйства могут эффективно направляться на изготовление биотоплива", - считает Полтавец.
Подтолкнуть развитие альтернативных видов топлива в Украине можно путем льготного кредитования и налогообложения соответствующих проектов. Возможно, при разумном подходе это стало бы очень удачной инвестицией в украинскую экономику, так как позволило бы ослабить зависимость страны от импорта энергоресурсов, на закупку которых сегодня уходит около четверти ВВП страны.