The Times: Классическая музыка может снизить уровень преступности [ Редагувати ]
А тяжелый металл доводит людей "до ручки"
Может ли рэп повышать уровень преступности? Возможно, но не доказано. А вот Бах - доказано - может его понизить. Британская сеть магазинов Co-op попробовала новый способ понизить уровень воровства и отвадить от торговых центров группы подростков: около четырех ее супермаркетов из динамиков постоянно несется классическая музыка. Считается, что это помогает - по крайней мере, ситуация действительно улучшилась, чего, по правде говоря, никто не ожидал.
Получается, что звук симфонического оркестра пугает преступников гораздо больше, чем лязг тюремных затворов.
У "музыкальных охранных систем" все же есть недостатки. Как сказал начальник службы безопасности Со-ор, "в двух из четырех магазинов, где мы ее установили, молодежь выдрала провода". Однако Бетховена этим не заткнешь - музыка остается весьма мощным инструментом. Музыкой можно за считанные минуты успокоить слушателей. Например, так делают в нью-йоркском метро, чтобы сбить у людей пыл в часы пик, на железнодорожных вокзалах в Великобритании, а в торговых центрах по всему миру покупателям играют другую музыку - специально подобранную, чтобы им не надоедало тратить деньги.
Однако полезность музыки более очевидна, если ее использовать, чтобы довести людей до ручки. Еще в 1989 году, когда в Панаме американские войска окружили дом папского нунция, где укрылся генерал Мануэль Норьега (Manuel Noriega), его непрерывно подстегивали включенной на полную громкость рок-музыкой. При высадке на Гренаду использовали избранное собрание сочинений адептов тяжелого металла - Judas Priest, Iron Maiden и AC/DC. Если после этого враг не сдавался, ему проигрывали Big Shot Билли Джоэла (Billy Joel) и (именно после этого, а может быть, и именно из-за этого, Норьега и полез пробивать окружение) Never Gonna Give You Up Рика Эстли (Rick Astley).
Если с умом подобрать классическую музыку, то она сработает даже лучше рока. Только музыка должна быть до ужаса "стариковская" и до скрежета зубовного интеллектуальная. "Полет Валькирий" Вагнера по этим критериям, конечно, не подходит, потому что его уже играли в вечно культовом "Апокалипсисе сегодня" (Apocalypse Now). Не пойдет и увертюра к "Вильгельму Теллю" Россини: это тоже было - в "Заводном апельсине" (A Clockwork Orange).
Вообще-то идеально подходят "Канон" Пахельбеля и "Музыка на воде" Генделя, но они уже появлялись в рекламах всего на свете, от видеоигр до модных кроссовок. Это, наоборот, будет превращать простых воров в рецидивистов. А вот Второй концерт Рахманинова для пианино, с одной стороны, пугающе спокоен, а с другой - неразрывно связан со старой доброй "Короткой встречей" (Brief Encounter, английский детективный фильм 1945 года - пер.). Это, и правда, подействует лучше пистолета.
Казалось бы, логично было бы добавить к музыкальной системе безопасности "трудных" композиторов, вроде Гаррисона Бертуистла (Harrison Birtwistle), но беда в том, что они отпугивают вообще всех, в том числе и покупателей. Гораздо лучше использовать Пятый Бранденбургский концерт Баха, Лондонскую симфонию Гайдна, или что-нибудь "с подтекстом", например "Фауста" Шарля Гуно.
Старый газетный обозреватель Бернард Левин (Bernard Levin) - ныне покойный - как-то сказал: "Вся жизнь - это путь человека к Моцарту". Но если ты злоумышленник - не торопись так думать. Помни: у двери Со-ор тебя может ждать кое-что потяжелее стокилограммовых охранников - "Реквием".