Ржаное поле под порывом ветра. "Земле" Довженко - 75 лет [ Редагувати ]
Елена Чередниченко, "Киевские Ведомости"
75 лет назад Довженко приступил к работе над "Землей", одной из лучших картин всех времен и народов, которая испугала даже... Гитлера.
"Мы хотим работать до 100 лет. Просьба не мешать", - провозгласил Довженко в 1928-м, после первой своей новаторской картины "Звенигора". Но жизни ему было отмерено всего 62 года, а мешали ему много и изощренно. Причем не только власть, но и творцы-коллеги. Его гениальное творческое наследие, оказавшее огромное влияние на развитие мирового кино, - всего десять картин: семь полнометражных и три документальных. И это - малая часть по сравнению с тем, что не осуществилось, осталось не рожденным в сценариях, набросках, фильмах, остановленных во время съемок.
Он так и не воплотил свою главную киномечту - экранизацию "Тараса Бульбы", так и не закончил свой главный литературный труд - эпическую книгу об Украине "Золотые ворота". Но Довженко мог бы снять только один фильм - и стать классиком мирового кино. В 1958-м на Брюссельском кинофестивале его "Земля" была названа в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов.
...К тому времени, когда Довженко задумал свою "Землю", в советской культуре восторжествовала эстетика соцреализма, железной волей "благословлявшая" художников на выполнение агитационных и пропагандистских задач. Но, как видно хотя бы из дневниковых записей, Довженко был напрочь лишен плакатного мышления. В его понимании оно оскорбляло само понятие искусства, даже если это искусство было советским. Впрочем, для самого Александра Петровича искусство никогда не имело классовых признаков. "Я принадлежу человечеству как художник, и я ему служу. Искусство мое - искусство всемирное". Потому эпизоды "Земли", рассказывающие, в общем-то, о коллективизации, своей художественной непревзойденностью опоэтизировали сюжет, выведя его за рамки коммунистической агитки.
Поэтическим восприятием мира он был наделен с детства, хотя и родился в простой, безграмотной крестьянской семье, в которой из 14 детей выжили только он да младшая сестра Полина. Любовь к земле, к народу (Довженко никогда не употреблял слово "массовка", в его фильмах участвовала не массовка, а "народ"), уважение к тяжкому крестьянскому труду - тоже оттуда.
Потому его "Земля", рассказывающая о непримиримой классовой борьбе в период преобразования советской деревни, стала картиной о пробуждении самой земли к новой жизни. Довженко стал одним из первых кинохудожников, для которого содержание значило несравнимо меньше, чем форма. Довженко первым воплотил на экране новаторские на то время художественные способы и приемы, без которых современное кино попросту невозможно представить. Вместе со своим талантливым соавтором, оператором Данилом Демуцким, режиссер создал визуальные образы, кадры и планы, ставшие учебником, по которому были сняты сотни картин.
Вспомнить, например, фрагмент, в котором гибели Василия предшествует длинный монтажный эпизод, будто лишенный динамики (кадры замерших любовных пар, пейзажей) - этот прием часто использует в своих фильмах Александр Сокуров. Один из зарубежных критиков пишет об этой находке Довженко: "Все или некоторые персонажи фильма внезапно перестают двигаться, что производит ударный эффект, возникает ощущение, будто мы вдруг очутились в пустоте".
Андрей Тарковский считал Довженко своим учителем. Образ ржаного поля под порывами ветра перенесен из "Земли" во многие картины Тарковского буквально, без изменений. Использовал он и параллельный монтаж, так сильно прозвучавший в "Земле" (кулак стреляет в комсомольца Василия; для того, чтобы передать выстрел, Довженко сталкивает кадр внезапного падения героя с параллельным кадром - где-то в поле кони испуганно подняли головы. И снова возвращение к месту убийства. Для зрителя эти поднявшие головы кони были опосредованной передачей раскатившегося звука). А яблоки из "Земли" просто растащили на цитаты в невероятном количестве украинских фильмов.
Первым в советском кино Довженко показал обнаженную натуру. И первым подал ее как поэтический образ. Мечущаяся по хате обнаженная Наталка, чье тело корчится от боли. Осиротевшее женское тело, бьющееся об ухваты, горшки, скамейки. Плоть, из которой вырывается больная душа, ведь за околицей хоронят любимого. Довженко снимает свою героиню в позах, напоминающих о классических живописных полотнах и скульптурах, где физическое тело - выразитель глубинных душевных мук, радостей, страданий.
Обнаженная женщина, обуреваемая любовными страстями, в соцреалистических 30-х... Это была настоящая революция. На которую Демьян Бедный ответил гневно-стихотворным негодованием:
И неужто мы эти
Половые гримасы
Будем гнать, продвигать
В пролетарские массы?
Уже перед самой смертью пролетарский поэт признался Довженко: "Забыл уже, за что я тогда обругал вашу "Землю". Но скажу вам - ни до, ни после я такой картины уже не видел. Это произведение подлинно высокого искусства".
Одно из самых авторитетных мировых изданий, американский журнал "Sight & Sound", в ежегодной десятке лучших фильмов за всю историю кино неизменно называет "Землю". Гитлер считал этот фильм конкурентом "опасным и хорошо вооруженным войскам". А итальянцы назвали Довженко Гомером ХХ века, считая своих неореалистов 50-60-х его учениками и последователями.
Из дневников
"9 мая 1929 года.
Прочитал в газете маленькую заметку о гибели сельского комсомольца, который вспахал на поле первую борозду и был убит куркулями. Ночью думал о его судьбе. О его похоронах. Гроб на плечах крестьян. Яблоки касаются его мертвого лица.
10 мая.
Написал еще один эпизод про смерть деда. Умирает, а вокруг плоды осени - яблоки, груши. Не знаю, будет ли сценарий, но я о нем все время думаю. Чтобы снять фильм про крестьян, про село, мало быть кинематографистом-художником, нужно не только знать историю своего народа, но и любить его, знать, чем он живет, понимать, что дала ему советская власть. И тогда будут у нас фильмы правдивые, как сама жизнь, а не плакаты.
17 мая.
Написал уже основу сценария. Не могу найти название для будущего фильма. Сегодня съемочная группа собралась, и я прочитал ей свой сценарий. Сказал, что установлю премию тому, кто придумает название, которое должно состоять только из одного слова. Не признаю многословных названий. Одно слово должно выражать суть фильма.
18 мая.
Нашел! "Земля" и только "Земля". Ясно, точно и конкретно".
Досье
Александр Петрович Довженко родился в селе Сосница Черниговской губернии. Был сельским учителем, секретарем генерального консульства Украины в Германии, работал художником-карикатуристом. В 1925 году пришел на Одесскую кинофабрику, заявив, что должен работать в кино. В 30-е был выжит с Киевской киностудии, уехал в Москву, откуда был возвращен Сталиным обратно на Киевскую студию - ее художественным руководителем. В годы Отечественной войны Александр Петрович был военным корреспондентом. Вернувшись с фронта, снял документальные фильмы об ужасах, пережитых его народом. После чего впал в немилость у кремлевского руководства: имя Сталина в этих фильмах не упоминалось. Оперативные материалы КГБ периода 1919-1956 годов фиксируют каждый шаг режиссера, его высказывания в кругу знакомых и коллег. Поводом для слежки за Довженко послужило его пребывание в войсках Симона Петлюры в 1919 году. Умер Александр Петрович накануне первого съемочного дня фильма по своему сценарию "Поэма о море". Похоронен в Москве. Фильмы Александра Довженко: "Вася-реформатор" (1926), "Ягодка любви" (1926), "Сумка дипкурьера", "Звенигора" (1927), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930).