Шпана вооружается [ Редагувати ]
Василь Лье, "Столичные Новости"
В одном давнишнем выпуске киножурнала "Ералаш" был сюжет о некоем литераторе, пришедшем на встречу со школьниками услышать их мнение о своей книге. Ребятам книжка очень понравилась, и они с восторгом, хотя и исключительно междометиями поведали об этом ошарашенному сочинителю. Выглядело это примерно так: "Клевая история. Но особенно потряс меня момент, когда тот этого - бац! А тот его - хлоп! А первый второго по кумполу - шмяк!" Если вкратце пересказать фабулу фильма бразильца Фернанду Мейреллиша "Город Бога", то получится приблизительно такой же рассказ, как у тех оболтусов, только ко всем этим "бац" и "шмяк" придется густо добавить "бух!", потому что в этом кино герои не только кровянят друг другу физиономии, но и очень много стреляют. Причем на поражение. Льстя и персонажам, и запечатлевшему их изрешеченное пулями бытие постановщику, дистрибьюторы (картина выпущена в украинский прокат компанией "Артхаус-трафик") анонсируют "Город Бога" как гангстерскую эпопею.
На самом деле, до солидного гангстерского возраста никому здесь дожить не суждено: в талантливом объективе оператора Сезара Шарлона - обычная бразильская шпана, распоясавшиеся обкуренные и одуревшие от кокаина малолетки, криминальная шелупонь, терроризирующая трущобы Рио-де-Жанейро и бездарно растрачивающая свои юные и короткие жизни. Еще меньшее отношение картина имеет к жанру эпопеи: психологии здесь нет, а имеется, по сути, гигантский, отлично, а местами и великолепно смонтированный видеоклип о насилии. Высидеть двухчасовый, пусть и нашпигованный множеством динамичных эпизодов и образов, клип нелегко.
В конце концов дятлово повторяющаяся жестокость надоедает. К тому же, по правде говоря, режиссеру, кроме формального мастерства, блеснуть нечем. Нет, он не испытывает сладострастия от изображения насилия, но и сколь-нибудь отчетливо личностного отношения к нему не выказывает. Так сказать, тупо пялится на заставшую его врасплох действительность. За этим моральным остолбенением - признание, что убивать можно. Потому как жизнь все равно не стоит ни песо, ни даже порции драпа.
Выйдя с приятелями из просмотрового зала, мы, не сговариваясь, вспомнили давнюю сентиментальную ленту "Генералы песчаных карьеров". Там тоже рассказывалось о малолетних бразильских бандитах. Их было жалко. И их глупо оборванные юные судьбы казались вопиющим нарушением естественного порядка жизни. Бразилии хватило каких-то трех десятилетий, чтобы превратить свои нищие задворки в гетто, где господствует только смерть. Анестезически занюхав эту истину цистернами кокаина.
Эти трущобы в фильме - сотни стандартных домиков. Эдаких южных теремков. У нас есть свои Теремки и пока единственный отчетливо выраженный политический вектор - в третий мир. Бразилия на этой дороге нас, конечно, опережает. Но, кажется, не намного: стаи киевских беспризорников, роясь в урнах рядом с бездомными нищими стариками и угадывая марки проносящихся мимо них роскошных автомобилей, наверное, уже прокалькулировали цену жизни. Осталось только вооружиться.