Бен Ладен - исламский оппортунист [ Редагувати ]
Майкл Чемберле (Michael Chamberlain), профессор Университета Висконсина. Специализируется на изучении Ислама, исламского законодательства, политических движений в мусульманском мире.
Вопрос: Каковы взаимоотношения между религией и группами типа "Аль Каеды"?
Чемберлен: Мне кажется. что наиболее широко распространенное заблуждение заключается в том, что группы типа "Аль Каеды" имеют глубокие корни в исламской истории и то, что они претворяют в жизнь концепции, давным-давно популярные в мусульманском мире. В реальности, это очень противоречивые движения и их идеология также очень противоречива. В случае с "Аль Каедой", мы видим оппортунистическое прочтение ряда аспектов исламской религиозной традиции, но "Аль Каеда" не даже частично не представляет идеологию этой традиции.
Идеология "Аль Каеды" достаточно радикальна и именно радикализм определяет ее взгляды. Де-факто "Аль Каеда" не выступает за возврат к прошлому - к "Золотому Веку" Ислама, она даже не призывает к этому. Конечно, "Аль Каеда" постоянно обращается к исламской истории, но эта интерпретация прошлого столь выборочна, что ее ошибочность понятна практически всем. В том числе и большинству мусульманских богословов. Группы, подобные "Аль Каеде", достаточно революционны, в наибольшей степени они стремятся к тотальной трансформации общества, а не к возвращению в "Золотой Век".
Вопрос: Какой наиболее важный аспект Ислама не понимают на Западе?
Чемберлен: Очень часто, особенно из уст западных исследователей, мы слышим, что Ислам не знает реальных разграничений между религией и государством. В качестве доказательства используется ссылка на исламское законодательства - Шариат, которое якобы настолько всеобъемлющее, что включает даже детальные предписания относительно политики. Сторонники возвращения к "чистому" прошлому постоянно ссылаются на этот аргумент. Они считают, что Шариат - единственное, что необходимо, для того чтобы создать конституциональный базис для власти.
Часть мусульманских мыслителей всегда испытывала страстное желание влиять на политику с помощью Шариата. Но, в тоже время, существовало понимание, что политика достаточно автономна и рамки Шариата не могут быть "растянуты" столь широко, чтобы включать все и вся. На протяжении длительного периода исламской истории, начиная с первых 50-ти лет существование Ислама, всегда присутствовало разграничение между государством и религией.