В период избирательной кампании СМИ не предоставляли избирателям сбалансированной информации [ Редагувати ]
В период предвыборной кампании масс-медиа не выполняли исключительно информационную функцию и не занимали нейтральной, посреднической позиции между претендентами на высшую государственную должность с одной стороны, и гражданами (избирателями) - из другой. Напротив, они активно осуществляли селекцию кандидатов на пост президента Украины, ограничивая одних или продвигая других претендентов, а также не предоставляя гражданам сбалансированную информацию для формирования ими собственной позиции.
Об этом свидетельствуют результаты контент-анализа (анализа содержания) сообщений в украинских электронных и печатных СМИ во время избирательной кампании, который проводится Академией украинской прессы (АУП) и Институтом социологии НАН Украины, обнародованные сегодня на пресс-конференции в УНИАН.
Организаторы мониторинга пришли к выводу, что тема выборов фактически до августа оставалась на периферии внимания как электронных, так и печатных СМИ (вне конкуренции оставалось внимание к деятельности президента Украины до 20% всех сообщений об Украине). Только в августе выборы стали основной темой внутриполитических новостей (13-15% новостного потока). В ноябре 2/3 всех новостей об Украине прямо или косвенно касаются президентских выборов.
Даже в разгар предвыборной кампании новости подавались с одной политической перспективы, то есть в освещении хода избирательной кампании превалировала одна официальная точка зрения. На протяжении июля-октября в 90% всех сообщений об Украине политические события представляются как безальтернативные и не моделируют ситуацию выбора (в ноябре этот показатель составлял 86%). Доля политических новостей в Украине, которые подавались с одной политической перспективы, варьируется в среднем за период кампании от 92-94% на каналах УТ-1, ТРК Украина , до 78% - на СТБ. Самый сбалансированный взгляд на политические события пытался подавать 5-й канал (62% односторонних политических новостей в среднем за период кампании, 66% - в ноябре), считают эксперты. Контекст обсуждения событий четыре месяца предвыборной кампании остается преимущественно позитивным и нейтральным (63% в ноябре).
Организаторы мониторинга отметили, что нарушается также журналистский стандарт обязательной ссылки на источник информации в новостях. В июле-сентябре в каждом шестом (16-18%), а октябре-ноябре каждом десятом (9-11%) сообщении об Украине источник информации не указан.
Электронные и печатные СМИ весь период наблюдения (за исключением двух последних месяцев) существенно смещали внимание в сторону одного кандидата - Виктора Януковича. В сообщениях в августе и сентябре он упоминается вдвое чаще Виктора Ющенко (20-23% сообщений против 10-11% сообщений), а последний - в два раза чаще Александра Мороза и Петра Симоненко (4-5% и 4%). В ноябре политические персоны упоминаются в новостях чаще политических институтов, и это произошло впервые за год наблюдений. Как и в октябре внимание к участникам второго тура президентских выборов почти равно: Виктор Янукович упоминается в 41% сообщений об Украине, Виктор Ющенко - в 38%. В то же время другие политические персоны высказывались в поддержку Виктора Януковича в 52% сообщений, а в поддержку Виктора Ющенко только в 38%. Кроме того, главным владельцем "бонуса власти" во внимании новостей безраздельно становится премьер-министр , отмечают авторы исследования.
Всю предвыборную кампанию лидером по количеству негативных и иронических оценок в СМИ остаются блок "Наша Украина" и его лидер Виктор Ющенко. В ноябре каждая четвертая оценка Виктором Ющенко - негативная или ироническая, у Виктора Януковича каждая восьмая. То есть по уровню негативно-иронического представления Виктора Ющенко вдвое опережает Виктора Януковича.
Дисбаланс в представлении основных кандидатов усиливается распределением синхрона на телевидение и цитированием в прессе, то есть по доступу к возможности непосредственно выражать свои взгляды в прямой речи. Здесь бесспорное преимущество предоставляется Виктору Януковичу. Если в первую неделю октября синхрон Виктор Януковича в новостных программах втрое больше синхрона Виктора Ющенко (1514 секунд против 445 секунд), то в первую неделю ноября в четыре раза больше (1884 секунды против 447 секунд). На канале "Интер" синхрон Виктора Ющенко меньше в шесть раз синхрона Виктора Януковича, а на ТРК Украина - в 19 раз.
Эксперты отметили, что антиреклама на телевидении была направлена на фаворитов президентской кампании, хотя в целом доля антирекламы Виктора Ющенко втрое больше антирекламы, Виктора Януковича (12% против 4% в рекламном потоке на протяжении всей рекламной кампании).
Мониторинг телевизионных новостей на ведущих каналах проводится с октября 2003 года по ноябрь 2004 года, мониторинг избирательной кампании в прессе - с апреля 2004 года по ноябрь 2004 года мониторинг политической рекламы на ведущих телеканалах с июля 2004 года по ноябрь 2004 года. Осуществляются при финансовой поддержке Международного Фонда "Возрождение", миссии ОБСЕ в Украине, посольства США в Украине. Руководители проекта доктор социологических наук Наталия Костенко и председатель АУП, доктор филологических наук Валерий Иванов.