Foreign Affairs: значение "оранжевой революции" - для региона и всего мира - будет полностью осознано только в будущем [ Редагувати ]
Оранжевый пресс
"Разом нас багато! Нас не подолати!" Стотысячная толпа, заполнившая киевскую Площадь Независимости вечером 22 ноября, громко скандировала эти ритмичные лозунги. "Вместе нас много! Нас не одолеть!" Возникнув из оранжевого моря, это заклинание стало сигналом к наступлению мощного гражданского движения, умелой группы политической оппозиции и решительно настроенного среднего класса, которые объединились, чтобы не дать правящей верхушке подтасовать результаты выборов и захватить президентский пост в свои руки.
В течение следующих 17 дней миллионы украинцев, несмотря на пронизывающий холод и дождь со снегом, проводили общенациональный мирный митинг протеста, получивший название "оранжевой революции". Весь мир наблюдал за этими событиями, пораженный проявлением народной воли в стране, чей образ на международной арене тесно ассоциировался с ее коррумпированными правителями. К моменту объявления победы - избирательного триумфа лидера оппозиции Виктора Ющенко - оранжевая революция уже стала новой важной вехой в посткоммунистической истории Восточной Европы, знаком тектонического сдвига в геополитике региона в сторону Запада. Украинская революция была очередной в серии побед народовластия - в Польше, Венгрии и Чехословакии в конце 80-х годов, и совсем недавно в Сербии и Грузии.
Ветер перемен
Искрой, от которой разгорелось народное пламя украинского восстания, стала фальсификация на выборах. Независимые опросы избирателей на выходе с избирательных участков, проведенные 21 ноября, в день второго тура голосования, показывали, что Ющенко с большинством голосов в 52 процента голосов ведет, а Янукович с 43 процентами отстает от него. Однако, когда были объявлены официальные результаты, то оказалось, что Янукович, фаворит украинской коррумпированной элиты, победил соперника с перевесом в 2,5 процента.
Такой результат был сразу же оспорен. Когда закрылись избирательные участки, Центральная Избирательная Комиссия сообщила, что явка избирателей в русскоговорящих восточных районах Украины соответствует средним показателям по стране, составляя 78-80 процентов. Однако спустя четыре часа, после продолжительной паузы, ЦИК значительно увеличил показатели явки. В Донецкой области - на родине Януковича - показатель явки избирателей за ночь подскочил с 78 до 96,2 процента, причем за Януковича там проголосовали 96 процентов избирателей. В соседней Луганской области явка удивительным образом выросла с 80 процентов с момента закрытия участков до 89,5 процентов на утро следующего дня. При этом Янукович там завоевал 92 процента голосов. Действительно, в некоторых восточных районах явка была на сорок процентов выше, чем во время первого тура голосования, прошедшего тремя неделями ранее. За счет такого "магического" роста на последних минутах выборов в урнах появилось примерно 1,2 миллиона новых бюллетеней, причем более чем в 90 процентах из них голоса были отданы фавориту правящего режима. Это дало ему достаточное для победы преимущество в 800 000 голосов.
На протяжении всего дня голосования независимые местные наблюдатели за выборами били тревогу по поводу очевидной подтасовки. Многочисленные сообщения с мест говорили о том, что большие группы избирателей общим количеством в несколько десятков тысяч перемещались на поездах и автобусах от одного избирательного участка к другому, имея на руках многочисленные открепительные талоны. Если каждый из этих избирателей бросил в урну хотя бы десять бюллетеней, то такая "карусель" в результате дала по меньшей мере полмиллиона голосов.
Попытки украсть выборы для Януковича начались, однако, гораздо раньше. В течение шести месяцев подконтрольное государству национальное телевидение последовательно выливало на Ющенко тонны критики и дезинформации, при этом лишая его возможности защищать себя. Кампания Ющенко столкнулась и с другими препятствиями. Иногда экипажу его самолета не давали разрешения на посадку буквально за минуты до проведения крупных встреч с избирателями. На дорогах расставляли барьеры, а один раз грузовик пытался столкнуть его автомобиль с трассы. Личная охрана Ющенко обнаружила, что за ним всегда следил агент службы государственной безопасности, которого поймали с фальшивыми документами, многочисленными автомобильными номерами и оборудованием для прослушивания. А затем, 6 сентября, Ющенко серьезно заболел. Его таинственная болезнь заставила кандидата в президенты почти на целый месяц сойти с предвыборной дистанции. Он физически ослаб, а лицо его покрылось многочисленными язвами. Позже анализы показали, что он был отравлен диоксином. Оппозиция закричала о игре не по правилам, однако подконтрольные государству средства массовой информации ответили, что Ющенко заразился сам, когда ел некачественное суши или проходил курс медицинского омоложения для сохранения приятного внешнего вида в свои 50 лет.
С запугиваниями столкнулся не только Ющенко. По надуманным обвинениям арестовывали активистов из его политической коалиции. Студентам, жившим в университетских общежитиях, угрожали, что если их избирательные участки поддержат оппозиционера, их посреди зимы выгонят на улицу. Когда наступил день выборов, наблюдатели на ряде избирательных участков, где ожидалась широкая поддержка в пользу Ющенко, обнаружили, что ручки для избирателей были заполнены исчезающими чернилами. Таким образом, бюллетени после их заполнения оказались бы пустыми.
Общественные организации выступили с мгновенными жалобами. "Это крупнейшая выборная фальсификация в истории Украины", - заявил независимый Комитет избирателей Украины, который направил более 10 000 наблюдателей для контроля за ходом голосования. По данным этой организации, в фальсификации результатов выборов участвовали 85 000 местных руководителей, по меньшей мере 2,8 миллиона бюллетеней было подтасованы в пользу Януковича. Подтверждения о массовой фальсификации поступали также из совершенно неожиданного источника - Службы Безопасности Украины. В дни до и после второго тура голосования высокопоставленный офицер СБУ находился в постоянном контакте с Олегом Рыбачуком, руководителем избирательного штаба Ющенко. Оперативные офицеры СБУ сотрудничали с лагерем Ющенко с первого тура выборов, регулярно сообщая о возможных опасностях и махинациях.
Материалы прослушивания СБУ дали важное подтверждение государственного крючкотворства, в том числе, манипуляций с базами данных на сервере компьютеров ЦИК. В одной из записанных за час до объявления результатов голосования на пленку бесед глава администрации президента Кучмы Виктор Медведчук говорил активисту из штаба Януковича Юрию Левенцу о председателе ЦИК Сергеее Кивалове:
Левенец: Поздравляю с праздником демократии!
Медведчук: И тебя, Юра. Он (Кивалов) в панике. Говорит, что ничего не получает.
Левенец: Он и не может ничего получить. Парни как раз сейчас заканчивают, он все моментально получит, буквально через 15-20 минут.
Медведчук: Но он говорит, что что-то там не так.
Левенец: Нет, все прекрасно. Он сейчас и не может ничего иметь. У него там и нет никакой информации. Все под контролем у меня.
Данные перехвата телефонных разговоров говорят о том, что в фальсификации участвовали самые высокопоставленные руководители страны. Кроме Медведчука и Кивалова в заговоре участвовал Эдуард Прутник, ключевой помощник Януковича, Сергей Левочкин, первый помощник президента, и Сергей Клюев, главный сборщик средств для кампании Януковича, чей брат был заместителем премьер-министра, отвечавшим за доходный сектор украинской энергетики.
Пойманы с поличным
Почему правящая украинская элита решилась на откровенную фальсификацию в целях сохранения своей власти? Ответ прост - коррупция. В декабре 1991 года Украина провозгласила независимость, ускорив тем самым распад Советского Союза. Бывшие руководители коммунистической партии, перекрасившись в национал-патриотов, возглавили новое государство. В первые годы независимости коррупция получила широкое распространение. Однако это была ерунда в сравнении с расцветом преступности в середине 90-х годов.
Коррупция усилилась после прихода в 1994 году в результате выборов к президентской власти Леонида Кучмы. Бывший директор крупнейшего в СССР завода по производству ракет, Кучма привез из своего родного восточного Днепропетровска большие амбиции и алчных политиков. Самым жадным из этой команды был Павел Лазаренко, которого в июне 2004 года американский суд обвинил в мошенничестве, участии в отмывании денег, и перевозке краденого имущества. Лазаренко, освобожденный под залог в 86 миллионов долларов, был обвинен в том, что, будучи в 1995-1997 годах первым заместителем премьер-министра, а затем премьером, вымогал у предпринимателей и украл у государства сотни миллионов долларов. Когда стали известны масштабы преступной деятельности Лазаренко, некоторые украинские лидеры пришли в негодование. Но Кучму это не удивило. В 2000 году его бывший телохранитель предал гласности сотни часов записей частных бесед президента. Из записей становится ясно, что Кучма раздавал вознаграждения, выплачивал огромные комиссионные в виде "откатов" и осуществлял действия по подавлению оппонентов. Из этого становится ясно, что сам президент стоял во главе масштабной криминальной системы.
Массовой коррупции на Украине способствовало несколько факторов. Высокая инфляция привела к тому, что до середины 90-х годов многие финансовые сделки с заграницей осуществлялись на основе бартера. В этих условиях можно было легко занижать объемы продаваемых и приобретаемых товаров. Средства, которые уходили в Россию якобы в оплату за энергоресрусы, приносили огромные доходы в виде "откатов". Масштабная приватизация также позволила правительственным чиновникам и их близким друзьям скупать государственные предприятия по бросовым ценам. Сталелитейные заводы, которые сегодня стоят миллиарды долларов, приобретались всего за несколько миллионов. Жертвой тех же сил стали региональные энергетические компании. Еще одним слабым местом системы стала налоговая инспекция, поскольку правительство манипулировала ею для получения финансовых и политических дивидендов: конкурентов можно было запугивать и вытеснять из бизнеса при помощи инспекций и штрафов, а олигархи могли спокойно уходить от налогов.
В целом, олигархи могли управлять своим бизнесом, не боясь независимого контроля со стороны. По украинской конституции местные государственные чиновники не избираются, а назначаются президентом. А он позволял олигархическим группировкам создавать "государства в государстве", которыми руководили их союзники. В Закарпатье государственные чиновники местного и центрального звена позволили одному консорциуму олигархов создать огромное состояние за счет деревообрабатывающих предприятий, для работы которых проводились массовые вырубки лесов. Сегодня этот некогда богатый своими горными лесами регион лишен своего лесного богатства, что усугубило проблему лесоистребления, возникшую еще в советские времена.
Со временем в молодом государстве стало доминировать несколько олигархических кланов. Медведчук, ставший руководителем президентской администрации в декабре 2002 года, представлял киевский клан, контролировавший региональные энергетические и деревообрабатывающие компании и вкладывавший средства в средства вещательной информации. Днепропетровский клан, который вкладывал средства в трубопроводный бизнес, включал в свой состав нынешнего зятя Кучмы Виктора Пинчука. В мощную группировку угледобывающего восточного Донбасса входил металлургический магнат Ринат Ахметов, второй по размерам своего состояния человек на посткоммунистическом пространстве. Его "чистый вес" в денежном выражении составляет 3,5 миллиарда долларов.
Каждая группировка создала свою собственную политическую партию в парламенте. Киевский клан управлял Социал-Демократической партией Украины (Объединенной). Донецкие олигархи сформировали Партию Регионов, в чьи ряды входил местный губернатор, позже ставший премьер-министром: Янукович. Днепропетровская группировка создала и поддерживала Рабочую партию. Но влияние этим не ограничивалось. Олигархи владели собственными общенациональными средствами вещательной информации, а также местными и общенациональными газетами, или контролировали их. Каждая обладала возможностями для финансирования масштабных политических кампаний в нарождавшейся псевдодемократической системе.
В конце 90-х годов олигархические кланы в основном оставались под контролем влиятельного украинского президента. Однако в 2000-2001 годах клан Кучмы начал ослабевать, поскольку бароны-разбойники заметно увеличили свое состояние, а личная коррумпированность и преступная деятельность Кучмы начала становиться достоянием гласности. Со временем Кучма даже столкнулся с активной кампанией оппозиции, которая хотела его отставки в связи с подозрениями о причастности президента к похищению и убийству журналиста Георгия Гонгадзе. Однако кампания застопорилась, поскольку президент и его сторонники заблокировали все попытки начать юридическую процедуру, необходимую для официального предъявления обвинений.
Перемены
В этот момент произошла удивительная метаморфоза, когда Ющенко из бесцветного председателя Центробанка превратился в харизматичного лидера оппозиции. В декабре 1999 года в результате давления западных стран-доноров, настаивавших на глубоких экономических реформах, он был назначен премьер-министром. Будучи в 90-е годы председателем Национального банка Украины, Ющенко укротил галопировавшую инфляцию и ввел эффективные меры финансового контроля. Взяв бразды правления в свои руки, он хотел решительно ввести меры финансовой дисциплины, активного сбора налогов и получения дивидендов от приватизации. Для достижения этой цели Ющенко нужно было нанести удар по клановому капитализму Украины. Он вступил в союз с одним из членов этой системы - Юлией Тимошенко, бывшей леди-магнатом от энергетики, которая откололась от режима Кучмы. С помощью Тимошенко Ющенко в течение всего одного года удалось получить более 1 миллиарда долларов в виде доходов, которые раньше уходили в карманы энергосырьевых олигархов.
Новый подход Ющенко обеспечил крутой экономический поворот Украины. В 2000 году, на первом году Ющенко на посту премьер-министра, рост экономики составил почти 6 процентов. В 2001 году темпы годового роста поднялись до 9,2 процента. Без дополнительной нагрузки на бюджет Ющенко использовал доходы от энергетики для решения первоочередных социальных проблем Украины: ликвидации задолженности по зарплате учителям, работникам здравоохранения и другим государственным служащим, а также пенсионной задолженности пожилым людям. Тем самым он заработал себе репутацию честного и эффективно действующего руководителя.
В 2001 году Кучма, столкнувшийся с ростом кампании протеста, понял, что не может рассчитывать на все более независимого премьер-министра, завоевавшего репутацию порядочного человека. Более того, сторонники президента из олигархических группировок были крайне недовольны политикой Ющенко. Поэтому в мае 2001 года Кучма вынудил Ющенко уйти с поста после всего полутора лет его пребывания в должности премьера. Несмотря на социологические опросы, которые показывали, что 52 процента населения против этого решения, Кучма и его олигархи настояли на своем.
Хотя олигархи и их временный союзник компартия избавились от Ющенко, благодаря их действиям он превратился из технократа во влиятельного лидера оппозиции, пользующегося широкой поддержкой. Первые признаки его новой популярности появились во время парламентских выборов в марте 2002 года. Половина депутатов парламента избиралась по общенациональным партийным спискам, в то время как другая половина выдвигалась в качестве независимых кандидатов. В разряде партийных списков партия Ющенко "Наша Украина" взяла 31 процент депутатских мандатов, а более радикальные оппозиционные партии и коммунисты забрали еще 45 процентов. Но из-за манипуляций государства в отношении независимых кандидатов результаты выборов изменились. Большое количество так называемых "независимых" депутатов примкнуло к олигархическим партиям, что помогло создать парламентское большинство в пользу Кучмы.
Однако такие обнадеживающие результаты воодушевили реформаторов. Ющенко стал самым популярным политиком на Украине. Поскольку конституция ограничивала полномочия Кучмы двумя президентскими сроками, элита сосредоточилась на поиске преемника, способного одержать победу. Появилось новое имя - донецкий губернатор Виктор Янукович. В ноябре 2002 года он был назначен на пост премьера и с помощью России вскоре стал президентским знаменосцем на службе у правящего класса. Но эйфория вскоре улетучилась. С приближением президентских выборов 2004 года правящая элита все больше начинала нервничать. Хотя неизменно благожелательное телевизионное освещение и закон об удвоении пенсий вызвали небольшой всплеск поддержки Януковича, его криминальное прошлое (три с половиной года в тюрьме за разбой и грабеж), а также его связи с режимом Кучмы вызвали серьезные сомнения среди избирателей.
За два дня до второго тура выборов Тимошенко, харизматичный лидер оппозиции, встревоженно сказала: "Они собираются украсть выборы". Тимошенко нервничала из-за возможной общественной реакции. "Будет несколько дней протестов, а потом они нас сломают. ... Мы не готовы к этому", - заявила она. Действительно, немногие оппозиционные лидеры могли представить себе масштаб и силу предстоявших протестов. Хотя Киев был "оранжевым городом", по цвету мятежной кампании Ющенко, никто тогда не знал, что оранжевый цвет вскоре станет символом общественной решимости защищать право на самоуправление.
Пробуждение
Утром после голосования Киев гудел от возбуждения. Автомашины, грузовики, автобусы ехали по улицам и бульварам города, подавая тройные звуковые сигналы: Ю-щен-ко! Отвечая на призыв Ющенко, сотни тысяч жителей Киева, надев оранжевое, с железной решимостью пошли в направлении Площади Независимости. За многие годы Украина получила международную репутацию лоскутного государства, возглавляемого криминальной элитой, которая правит пассивным населением. Во время правления Кучмы власти цинично говорили о достоинствах демократического выбора народа, и в то же время делали все возможное, чтобы лишить его этого выбора. Откуда же тогда пришла оранжевая революция? Есть несколько факторов, способствовавших росту народной решимости.
Украина извлекала пользу из десятилетнего развития гражданского общества, причем большую донорскую долю в это развитие внесли Соединенные Штаты, европейские государства, Национальный фонд за демократию и частные филантропы, такие как Джордж Сорос. Хотя это спонсорство носило внепартийный характер, оно укрепило демократические ценности и понимание важности свободного и честного избирательного процесса. Укреплению демократических ценностей способствовало новое поколение, выросшее в эпоху гласности и воспринявшее мировую демократическую практику.
Украинское общество также претерпело глубокую внутреннюю трансформацию, включая рост среднего класса в Киеве и других городских центрах. В 2002 году благодаря отчасти результатам политики ушедшего со своего поста премьера Ющенко, ВВП вырос на 5,2 процента; в следующем году он увеличился на 9,4 процента, а в 2004-м - на 12,5 процента. В период с 1999 по 2004 год ВВП страны почти удвоился. Хотя основную выгоду от этого ощутил лишь узкий круг олигархов, этот рост породил также новую поросль миллионеров и новый средний класс. Эти новые экономические силы с отвращением относились к системе коррупции, которая постоянно ставила им ловушки - от многочисленных аудиторских проверок, проводившихся по политическим соображениям до перетрясок местных властей, связанных с бизнес-кланами.
Другой фактор, способствовавший росту гражданского сознания, это растущее понимание коррумпированности правящей элиты. Появившиеся в стране информационные Интернет-сайты, распространявшие печально известные записи разговоров Кучмы, стали частью данного процесса. Львиная доля пользователей Интернетом - это жители Киева и других крупных городов, где оппозиция проявила наибольшую решимость.
Свою скромную лепту внесли и старые средства массовой информации. Несмотря на почти тотальный контроль со стороны государства за политическим содержанием национальных телепередач и давление на независимые средства массовой информации, продолжало функционировать значительное количество разнообразных газет и местных радиостанций, доносивших объективную информацию. Существовал только один независимый Пятый телеканал, который смотрело лишь три процента населения, и который был кабельным. Но он пользовался популярностью в Киеве и других городах.
Накануне оранжевой революции журналисты, уставшие от государственного контроля, начали забастовки и акции протеста, требуя для себя права говорить избирателям правду. Коллектив одного телеканала, "1+1", в полном составе полностью покинул студии, в связи с чем директор редакции новостей, сторонник правительства Вячеслав Пиховщек был вынужден проводить многочасовые дискуссионные марафоны сам с собой. Вскоре он стал объектом шуток и анекдотов. Вот один из них. "Вопрос: Что означает 1+1? Ответ: Пиховщек и оператор".
Лишив Ющенко доступа к национальному телевидению, власти вынудили его вести кампании на низовом уровне, напрямую обращаясь к людям. В июле, августе и начале сентября Ющенко и его представители колесили по всей стране, проводя на огромной скорости по 5-6 встреч в день. Ющенко собирал толпы в десятки тысяч сторонников на востоке и в центре Украины. Эти встречи помогли наладить сеть гражданских и партийных активистов, что стало решающим фактором в деле организации массовых протестов.
И последний фактор, способствовавший успеху оранжевой революции - это опытное руководство. В 2001 году на Украине появилось мощное движение против Кучмы, вызванное отчасти делом с президентским пленками. Хотя эти протесты постепенно сошли на нет из-за действий провокаторов и спровоцированного насилия, они стали своеобразной репетицией будущей революции. У многих лидеров недавних гражданских протестов организаторские навыки проклюнулись четыре года назад.
Борьба за власть
Имея на руках многочисленные задокументированные доказательства преступной фальсификации выборов, Ющенко и его советники выбрали двойную стратегию: одна революционная, а вторая конституционная, основанная на правовых нормах, на попытках достучаться до парламента и Верховного Суда.
В рамках революционной стратегии Ющенко объявил себя президентом и принес присягу во время сокращенного заседания парламента 22 ноября - в первый день массовых протестов. Как "президент" он призвал к проведению общенациональной забастовки, убедил милицию и военных встать вместе с народом и призвал местные власти дать ему и его совету заверения в верности. В течение нескольких часов после "принесения присяги" в воздухе явно ощущалось огромное нервное напряжение. Ответят ли власти применением силы? К счастью, ответ оказался отрицательным. Рискованная тактика Ющенко дала результаты, приведя в замешательство рядовых сотрудников силовых структур. На Украине внезапно появилось три президента: уходящий, но еще не оставивший пост Кучма, "официальный" победитель второго тура Янукович и Ющенко, чью присягу широко освещали ставшие открытыми национальные средства массовой информации.
С ростом протестов ряды военных и сотрудников силовых структур начали раскалываться. Хотя Янукович и другие сторонники жестких действий требовали применения силы и разгона демонстрантов, власти не решились вмешиваться, имея на руках раскол в армии и СБУ. Хотя МВД в одностороннем порядке вывело свои подразделения на улицы для разгона демонстрантов, руководство СБУ дало понять, что использует силу для их защиты. В сохранении мира решающую роль сыграло взаимодействие части сотрудников СБУ с лагерем Ющенко.
Однако внутренний круг Ющенко понимал также, что успех гражданского переворота создаст прецедент для "политики улицы" и станет источником длительной нестабильности. Действия демонстрантов следовало усилить при помощи конституционных рычагов. Вскоре на сторону Ющенко начали переходить представители правительственного большинства, поскольку силы Кучмы начали таять, а доказательства выборной фальсификации стали неопровержимыми. 27 ноября, после многодневных протестов и осады кабинета министров президентская администрация и парламент провели встречу и большинством голосов в ходе голосования объявили результаты выборов недействительными. Через шесть дней Верховный Суд Украины аннулировал результаты второго тура голосования, признав доказательства команды Ющенко о массовой фальсификации и заговоре властей на высоком уровне. Суд назначил новые выборы.
Ключевую роль в этом процессе сыграл спикер парламента Владимир Литвин, бывший глава администрации Кучмы. В то время, как польский президент Александр Квасьневский, литовский президент Валдас Адамкус и комиссар ЕС по иностранным делам Хавьер Солана вели переговоры, чтобы вырисовать контуры демократического урегулирования конфликта интересов, Литвин выступил посредником в разработке всеобъемлющего соглашения. Оно предусматривало важные новые меры по снижению риска новой выборной фальсификации.
Соглашение также призывало к внесению поправок в конституцию с целью ограничения полномочий президента. В результате этих изменений к концу 2005 года Украина будет парламентско-президентской республикой. Президент будет отвечать за внешнюю политику, национальную оборону и безопасность с правом наложения вето на законодательные акты. Формирование правительства теперь будет относиться к сфере деятельности парламента, новый состав которого должен быть избран в марте 2006 года. Ющенко согласился на данные изменения с некоторой неохотой, однако большинство его помощников полагает, что остающееся окно мощной президентской власти длиной в год дает ему достаточно времени для преодоления наследия коррупции и формирования широкого парламентского большинства.
26 декабря украинцы в третий раз пошли на выборы, чтобы проголосовать за президента. Этот тур привлек к себе самый крупный в истории контингент иностранных наблюдателей: в нем приняли участие более 12 000 наблюдателей из Европы, Северной Америки, России и Азии. Выборы широко освещались в СМИ (но не на востоке Украины, где радио и телевидение продолжали освещать события только в свете поддержки Януковича). Результат был предсказуем: Ющенко получил 52 процента голосов, а Янукович 44 процента. Разница в голосах составила 2,2 миллиона, причем общее количество голосовавших было 28 миллионов человек. Результаты продемонстрировали значительные региональные различия: Ющенко победил в 17 областях западной, центральной и северо-восточной Украины, а Янукович одержал победу в десяти регионах востока и юга Украины.
Рано утром 27 декабря, через шесть часов после закрытия избирательных участков, Ющенко выступил с коротким, но красноречивым обращением к нации. "Мы свободны. Старая эпоха закончилась. Сейчас мы новая страна", - заявил он.
От протестов к политике
В качестве президента Ющенко сталкивается с серьезными внутренними и внешними проблемами. Однако его команда имеет опыт государственного управления. Многие из министров Ющенко занимали высокие государственные посты, прежде чем быть уволенными за противодействие коррумпированной элите. Поэтому его коллеги знают, как управлять чиновниками и преодолевать противодействие реформам.
Ющенко руководит широкой и представительной коалицией, хотя она уязвима для внутренней борьбы и раскола. Некоторые ее представители уже давно в оппозиции Кучме, другие же до последнего времени солидаризировались с партиями олигархов. Некоторые представляют класс украинских нуворишей, а другие являются гражданскими активистами, с подозрением относящимися к "новым олигархам". Часть коалиции принадлежит к левому социал-демократическому крылу, часть к либералам свободного рынка. Есть там и консервативные националисты, и либералы светского толка. Чтобы в короткие сроки сформировать парламентское большинство, Ющенко придется также вступать в союз с политиками, которые до последнего времени поддерживали его противника и правящий режим.
Отчасти из религиозных убеждений Ющенко позиционировал себя как члена Европейской Народной партии (христианские демократы), представляющей умеренную правоцентристскую группу. По вопросам социальной политики он склоняется к обеспечению социальной защищенности старшего поколения украинцев, но в равной степени он выступает и за строгую бюджетную дисциплину. Эти три течения и его стремление к достижению равновесия привели его в стан центристской умеренности и на позиции широкого большинства.
Самая крупная проблема, которую предстоит решать его команде, это борьба с коррупцией, криминальным наследием эпохи Кучмы. Это потребует привлечения свежей кадровой струи в верхние и средние эшелоны государственного управления. Это может привести к крупным кадровым изменениям в МВД, налоговой инспекции, поскольку они превратились в политические инструменты олигархических группировок. Ющенко сменит губернаторов и местных руководителей, поскольку все они приспешники Кучмы и олигархических групп. На волне оранжевой революции региональные лидеры с русскоговорящего востока подошли слишком близко к опасной черте отделения. Их обязательно заменят, а часть из тех, кто ушел в отставку, уже находится под следствием Генеральной Прокуратуры по обвинению в антиконституционной деятельности.
С учетом подавляющей поддержки востоком и югом Украины Януковича, важный внутренний вопрос состоит в наведении мостов и ликвидации раскола, разделяющего западные и восточные регионы. Есть основания полагать, что Ющенко в этом преуспеет. За исключением Крыма, ни в одном украинском регионе нет этнического преобладания русских. Этнические украинцы составляют три четверти населения, а русские только 21 процент. Идеологические различия между регионами можно объяснить одним словосочетанием: средства массовой информации. На востоке местная пресса раздувает пламя регионального сепаратизма и рисует Ющенко и его команду в красках радикальных националистов и агентов ЦРУ. Восток постепенно отойдет от этих стереотипов, получив доступ к более взвешенной информации и вступив в прямой контакт с новыми лидерами. Важно и то, что самые влиятельные экономические игроки - владелец компании System Capital Management Ахметов и возглавляющий Промышленный Союз Донбасса Сергей Тарута готовы к сотрудничеству с новой командой Ющенко. Важно будет также нейтрализовать отрицательное воздействие российских СМИ, имеющих большое влияние в Крыму и на востоке Украины.
Необходимо также покончить с чередой политических запугиваний. Ющенко надеется на активное судебное преследование высокопоставленных руководителей, подозреваемых в участии в выборной подтасовке. Он публично заявил, что бывший президент Кучма, как и любой гражданин, несет ответственность перед законом. Ближайшие помощники Ющенко ясно дают понять: амнистии Кучма не получит. Новое правительство проведет расследование его деятельности на президентском посту. Если необходимо, ему будет предъявлено обвинение. Ющенко также заявил, что он знает, кто его отравил, и что он примет соответствующие меры. Проводится также следствие по делу о сорванной попытке взрыва территории диаметром в один километр в центре Киева с целью уничтожения руководства команды Ющенко. Уже арестованы два россиянина из бандитских кругов, которых подозревают в связях с российскими спецслужбами. В их автомобиле было найдено более трех килограммов пластита.
Еще одна важная задача - реформа СМИ. Государственное телевидение долгое время являлось орудием пустой пропаганды. Хотя качество информационного освещения после победы Ющенко улучшилось, остается нерешенным вопрос о диверсификации собственности частных СМИ, которые в основном находятся в руках олигархов, настроенных оппозиционно к новому правительству.
В экономической сфере Ющенко сталкивается с ростом дефицита бюджета и снижением темпов экономического роста, который в прошлом году составлял 12,5 процентов, а в этом может составить всего 6 процентов. Помощники Ющенко полагают, что смогут заплатить по растущим долгам, пересмотрев ряд приватизационных сделок, осуществленных в обход казны. Одна из них - приватизация в июне 2004 года "Криворожстали", которую за 800 миллионов долларов приобрели люди из внутреннего круга. А это намного меньше, чем предлагал консорциум инвесторов, включающий US Steel. Команда Ющенко также уверена, что сможет восстановить контроль над коррумпированным энергетическим сектором страны, и намерена ликвидировать "особые экономические зоны", действующие в интересах элиты. По ее словам, с принятием таких мер не будет необходимости в снижении социальных льгот и повышении налогов.
Протягивая руку
Наиболее важным вопросом внешней политики для Украины будет налаживание отношений с Россией Владимира Путина. Путин активно поддержал Януковича, а российские наблюдатели засвидетельствовали его победу еще в первом туре. Путин в течение четырех дней накануне первого тура выступал за Януковича во время пространных пресс-конференций и встреч с общественностью. Кремлевские имиджмейкеры сыграли важную роль в организации и проведении кампании Януковича, а лагерь Ющенко считает, что Россия потратила несколько сот миллионов долларов, чтобы обеспечить Януковичу победу. Поэтому победа Ющенко является унизительным разгромом для Путина и препятствием для российского стремления к гегемонии.
Но Ющенко хочет прочных и прагматичных отношений с Россией. Советники в новом правительстве отмечают, что, работая в качестве премьер-министра, Ющенко пытался урегулировать украинскую задолженность России за энергоресурсы, и что в тот период наблюдался самый высокий приток российских инвестиций на Украину. На следующий день после своей инаугурации Ющенко отправился в Москву со своим первым официальным зарубежным визитом, и лишь затем совершил поездку в Варшаву, Брюссель и Вашингтон.
Стремясь к улучшению отношений с Россией, Ющенко видит главную цель в укреплении украинской демократии и рыночной экономики через интеграцию с ЕС. Хотя такая цель казалась фантастической по политическим и экономическим причинам, оранжевая революция все это изменила, публично показав Украину как новую европейскую демократию. В Центральной Европе, в странах, ставших недавно членами ЕС, оранжевая революция помогла людям вновь ощутить порыв своих собственных гражданских движений в конце 80-х годов. Лех Валенса отправился в Киев, чтобы выступить на Площади Независимости, то же самое сделали политики из Германии, Нидерландов, Словакии и Чехии. Европейские институты тоже выразили свою поддержку. 13 января Европарламент 467-ю голосами против 19-ти проголосовал за резолюцию, которая призывает предоставить Украине "ясную европейскую перспективу, могущую привести к членству в ЕС". Хотя голосование было необязательным, The Financial Times утверждает, что "это был ясный знак для Киева, что дверь в ЕС открыта".
Но интеграция в ЕС остается долгосрочной целью. Украинское население в 48 миллионов человек и низкий уровень экономического развития страны делают доступ Украины к общему рынку недоступным. Польский президент Квасьневский верит, что Украина будет частью ЕС через 15 лет. Некоторые аналитики допускают, что Украину можно пригласить начать постепенный процесс вступления в ЕС через 7 лет. Однако Ющенко движется стремительно. Он поручил одному из своих ближайших и надежнейших помощников Рыбачуку возглавить министерство европейской интеграции. Действуя в ранге заместителя премьер-министра, Рыбачук будет иметь право контролировать работу всех министерств по выполнению европейских стандартов.
Что касается США, американская политика в отношении Украины давно уже строится в соответствии с потребностями иракской войны. Ющенко и его окружение выразили свое разочарование таким состоянием дел. Еще в августе они высказывали предположения, что в ответ на отправку Кучмой большого подразделения в Ирак американское руководство будет воздерживаться от публичной критики в отношении нарушений прав человека на Украине и ограничений свободы прессы, предпочитая поручать дипломатам мелкого ранга посылать Киеву приглушенные сигналы. Ирак остается болезненной темой, поскольку Ющенко выступает за вывод украинских войск. Но учитывая то, что Кучма уже объявил июнь 2005 года датой передислокации украинского контингента, а другие ключевые союзники США, такие как Венгрия, также выходят оттуда, вряд ли эта проблема будет мешать развитию теплых отношений.
Действительно, в последние месяцы, особенно после переизбрания Джорджа Буша, команда Ющенко хвалит Соединенные Штаты, называя их оплотом борьбы за демократию и правовое государство на Украине. Лагерь Ющенко также выразил свою благодарность за многолетние усилия Американского агентства международной помощи USAID в поддержке свободных средств массовой информации, главенства закона, гражданского общества и общественного мониторинга выборов на Украине.
Украина стремится получить американскую поддержку на нескольких фронтах. В области экономики украинские лидеры надеются, что США объявят Украину страной с рыночной экономикой и помогут ей быстро вступить в ВТО. В дипломатическом плане, если Россия решит поиграть своими мускулами, Украина с признательностью примет американскую поддержку. Более того, спокойное лоббирование со стороны США только поможет достижению украинской цели по интеграции в Европу. В особенности, США могут обратиться к Британии и Италии, чтобы те поддержали лидеров Центральной Европы, выступающих за постепенную интеграцию Украины.
Сегодня Киев, а завтра...
Хотя президент Ющенко стал олицетворением оранжевой революции, он является умеренным прагматиком, а не перманентным революционером. Но как и его близкий друг Михаил Саакашвили, он верит в то, что демократию можно распространять и на другие форпосты бывшего Советского Союза. 11 января Ющенко и Саакашвили выступили с совместной декларацией. Их страны, заявили они, преодолели тиранию благодаря внутренним силам; чужаки никогда бы не смогли провести реальную революцию гражданского общества. В то же время, Ющенко и Саакашвили поблагодарили мировое демократическое сообщество за поддержку их борьбы. "Мы уверены, что революции в Грузии и на Украине создают новую волну свободы в Европе, - отметили они, - это в конечном итоге приведет к победе свободы и демократии на всем европейском континенте".
Во время 17-дневной оранжевой революции группы митингующих на Площади Независимости собрались вокруг нескольких белорусских национальных флагов. Это была часть контингента активистов, жаждавших получить опыт проведения революции на практике и применить его у себя дома. Казахские оппоненты Нурсултана Назарбаева и его авторитарного режима также захотели взять уроки у своих украинских коллег. Гражданские активисты из России также приехали в Киев, чтобы встретиться с лидерами демонстрантов и поговорить о подготовке перемен. В середине января, когда российские пенсионеры выступили против урезания социальных льгот, московские газеты начали говорить о том, что Россия может "приобрести оранжевый оттенок".
Как активисты молодежного украинского движения "Пора" учились у своих коллег из сербского "Отпора" и грузинской "Кмары", так и лидеры гражданских движений в бывших советских странах присматриваются к Украине, отыскивая в то же время свой собственный путь к ненасильственным демократическим переменам. Оранжевая революция не обязательно должна распространиться, но люди станут настойчивее в своей борьбе против тирании. И со временем где-то они добьются успеха. Однако значение этой победы - для региона и всего мира - будет полностью осознано только в будущем.