Открытое письмо читателя "Подробностей" относительно закона о "О государственном бюджете Украины на 2005 год" [ Редагувати ]
Редакция сайта "Подробности" продолжает с благодарностью принимать и размещать на страницах сайта открытые письма наших читателей. Сегодня наш уважаемый читатель и активный участник обсуждений на форуме сайта Алексей Плужников обратился к нам со следующим письмом. Приводим без изменений и сокращений:
Обращение к редакторам СМИ Украины
Уважаемые Редакторы,
как гражданин, избиратель и налогоплательщик Украины считаю, что многие нормы Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" нарушают права и интересы граждан Украины, ставят под сомнение вообще наличие законности и допустимость считать Украину правовым государством.
Считая такое положение недопустимым, а действия высших органов законодательной (Верховная Рада Украины), исполнительной (Кабинет Министров Украины) власти и высшего должностного лица (Президента Украины) неправомерными, мною была подготовлена и направлена жалоба указанным субъектам правоотношений, чьи действия и бездействие привели к вступлению в силу обжалуемого документа.
Если Вы считаете, что такое циничное поведение субъектов управления государством Украина по отношению к гражданам Украины недопустимо и согласны с доводами жалобы, осознаете свой общественный долг перед согражданами как субъекты "Четвертой власти", имеете совесть и гражданское правосознание, не желаете, чтобы указанная жалоба "была спущена на тормозах",
Прошу Вас :
Опубликовать текст жалобы (прилагается без указания адреса и средств связи) и текст образца для присоединения к жалобе, чтобы любой человек мог присоединиться к ней, не подавая самостоятельно полную жалобу.
Обратиться к гражданам Украины о поддержке путем направления Присоединения к жалобе в адрес субъектов обжалования. К жалобе могут присоединиться не только граждане, но и их объединения, профессиональные союзы и т.п.
Приложения :
1. Текст Жалобы от 10.03.2005 г. в формате MS Word-2002.
2. Текст Присоединения к жалобе в формате MS Word-2002.
С уважением,
Алексей Плужников, правозащитник, Одесса
Текст жалобы
Верховная Рада Украины
01021, г. Киев-021, ул. Грушевского, 5
Президент Украины
01220, г. Киев-220, ул. Банковая, 11
Кабинет Министров Украины
01021, г. Киев-021, ул. Грушевского, 12/2
Плужникова Алексея Владимировича,
Гражданина, избирателя, налогоплательщика Украины,
О неправомерных действиях,
нарушении прав и интересов граждан,
устранении нарушений, восстановлении прав и защите интересов принятием Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" # 2285-IV от 23.12.2004 г.
Жалоба
Настоящая жалоба подается в указанные органы и указанному должностному лицу как органам и лицу, которые являются, в соответствии с законодательством Украины, высшими органами в своих ветвях государственной власти и высшим должностным лицом Украины.
Настоящая жалоба подана с целью защиты прав и интересов гражданина, избирателя, налогоплательщика Украины, прекращения действий, приведших к нарушению прав и свобод, восстановлению нарушенных прав и свобод человека и правового порядка в Украине.
Настоящая жалоба подана на основании непосредственно Конституции Украины, включая, но не ограничивая, принцип прямого действия норм Конституции Украины, принцип верховенства права, принципа ответственности государства, его органов и должностных лиц перед человеком за свои действия, обязанность государства перед человеком по утверждению и обеспечению прав и свобод человека, а также других принципов, гарантий, прав и свобод, установленных договором между государством и человеком - Конституцией Украины в порядке, установленном Законом Украины "Об обращениях граждан".
Суть жалобы :
Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины был принят Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" # 2285-IV (далее - Закон), который был подписан Президентом Украины 23.12.2004 г.
Считаю, что отдельные положения указанного Закона противоречат принципам верховенства права, нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, внесены в Закон с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины и противоречат другим законам Украины, создавая коллизии права и разрушая тем самым правовую систему Украины, понуждая граждан и юридические лица к принятию дополнительных действий для сохранения своих прав и интересов и по этим основания являются подлежащими отмене.
Считаю также, что действия по принятию Закона в существующем виде свидетельствует об узурпации высшим органом законодательной власти Украины (Верховной Радой Украины) с подачи высшего органа исполнительной власти Украины (Кабинета Министров Украины) прав и полномочий местного самоуправления при соучастии высшего должностного лица Украины (Президента Украины), в понятиях ст. 5 Конституции Украины.
1. Закон был принят 23.12.2004 г., то есть с нарушением требований п. 5 ст. 44 Бюджетного кодекса Украины, устанавливающего срок принятия Закона "до 1 декабря года, предшествующего плановому".
2. Закон содержит нормы, которые внесены в него в нарушение требований п. 3 ст. 27 Бюджетного кодекса Украины.
Указанной нормой, носящей императивный характер, установлено :
"3. Закони України, які впливають на формування доходної та видаткової частини бюджетів, повинні бути офіційно оприлюднені до 15 серпня року, що передує плановому. В іншому разі норми відповідних законів, що впливають на формування доходної та/або видаткової частини бюджетів, застосовуються не раніше початку бюджетного періоду, наступного за плановим.".
То есть, нормы законов, влияющие на формирование бюджета 2005 г., принятые ПОСЛЕ 15 августа 2004 г. (в том числе и внесенные обжалуемым Законом) не являются легитимными и не подлежат применению в 2005 году. И принятие бюджета на основании этих норм также является противоправным и не влечет за собой правовых последствий, что делает фактически Закон, построенный на расчетах с учетом нелигитимных норм, бессмысленным как с правовой, так и с финансовой и экономической точек зрения.
3. Закон о государственном бюджете на плановый год принимается на основании Бюджетного кодекса Украины и должен соответствовать ему.
Пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Украины установлено, что отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, регулируются БЮДЖЕТНЫМ КОДЕКСОМ УКРАИНЫ.
А пункт 28 статьи 73 Закона провозглашает, что этот Закон приостанавливает действие норм Бюджетного кодекса Украины (статей 64 и 65 Кодекса) :
"Стаття 73. З метою приведення окремих норм законів у відповідність з бюджетним законодавством зупинити на 2005 рік дію: ... 28) статей 64 і 65 Бюджетного кодексу України...".
Указанная норма Закона принята органом законодательной власти (Верховной Радой Украины) с прямым нарушением требований ч. 2 ст. 19 Конституции Украины.
Особый цинизм заключается в том, что нарушая требования закона (Бюджетного кодекса), имеющего высшую юридическую силу по отношению к Закону, и устанавливающего правила в сфере бюджетного законодательства, законодательный орган в Законе указывает, что это делается это "для приведения в соответствие с бюджетным законодательством" (?).
При таком подходе к соблюдению законодательства Украины остается только ожидать, что завтра Верховная Рада Украины начнет ПРЯМО приостанавливать действие норм Конституции Украины путем принятия Закона о госбюджете ! Тогда, очевидно, в Украине восторжествует полное и окончательное "правовое государство" (ст. 1 Конституции Украины) ?
4. В настоящий момент, отдельные нормы Закона, приостанавливая действие других законов Украины, ФАКТИЧЕСКИ приостанавливают действие норм Конституции, которые этими законами закреплены в соответствии с Конституцией.
Например, частью 1 ст. 67 Закона: ("Установити, що у 2005 році положення і норми, передбачені пунктом "ж" частини першої статті 77 Основ законодавства про охорону здоров'я ( 2801-12 ) (Відомості Верховної Ради України, 1993 р., N 4, ст. 19; 2003 р., N 10-11, ст. 86; 2004 р., N 17-18, ст. 250); статтею 28 Основ законодавства України про культуру ( 2117-12 ) (Відомості Верховної Ради України, 1992 р., N 21, ст. 294; 2003 р., N 10-11, ст. 86; 2004 р., N 17-18, ст. 250); абзацами одинадцятим і дванадцятим частини першої, абзацом другим частини другої статті 57 Закону України "Про освіту" ( 1060-12 ) (Відомості Верховної Ради України, 1996 р., N 21, ст. 84; 2002 р., N 12-13, ст. 92; 2003 р., N 10-11, ст. 86; 2004 р., N 17-18, ст. 250), діють в межах бюджетних призначень на оплату праці у порядку, визначеному Кабінетом Міністрів України.") вводится фактическое и юридическое ограничение прав граждан на получение заработной платы в соответствии с нормами ст. 43 Конституции Украины (не ниже установленной законом), так как применение норм законов ставится в зависимость от границ "бюджетних призначень" и ограничений, которые будут установлены Кабинетом Министров, что является необоснованным ограничением прав граждан. Этим также нарушаются положения ст. 1 Протокола 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Наличие указанной нормы в Законе фактически ликвидирует ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ гражданам, которые установлены той же ст. 57 Закона Украины "Об образовании", что является прямым нарушением ч. 3 ст. 22 Конституции Украины. Также это является нарушением ст. 41 Конституции Украины. Отмечу, что недостаточность средств в бюджете не является основанием или уважительной причиной для ограничения проведения выплат (в том числе заработной платы или ее части), установленных и гарантированных специальными законами, регулирующими указанные правоотношении, что подтверждается и Решением Европейского Суда по делу "Жовнер против Украины" по заявлению # 56848/00 (пункт 49 Решения).
5. Закон, призванный регулировать правоотношения ТОЛЬКО в бюджетной сфере, необоснованно вмешивается в регулирование правоотношений в других сферах.
Закон, в нарушение норм п. 4 ст. 4 и ст. 27 Бюджетного кодекса Украины, ст. 1 Закона Украины "О системе налогообложения", ст. __ Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", ч. 1 ст. 67 Конституции Украины, ст. ст. 2, 6 Указа Президента Украины # 727/98 от 03.07.1998 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", вносит изменения в законы о налогообложении, изменяя размеры подлежащих уплате налогов и иных платежей, порядок их уплаты, хотя данный Закон входит в систему "бюджетного законодательства" (ст. 4 Бюджетного кодекса Украины) и может регулировать ТОЛЬКО "бюджетные отношения", и не может регулировать (устанавливать, изменять, приостанавливать, вводить, продлевать и т.п.) нормы "налогового законодательства", регулирование которых производится ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на основании, в порядке, способом и в соответствии с нормами Закона Украины "О системе налогообложения" и СПЕЦИАЛЬНЫМИ законами в сфере НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (а не в сфере бюджетных отношений).
Например, такое нарушение допущено при принятии нормы ст. 45 Закона, устанавливающей, что :
"Установити, що у 2005 році:
до набрання чинності законом про спрощену систему оподаткування, обліку та звітності платники єдиного податку сплачують страхові внески на агальнообов'язкове державне соціальне та пенсійне страхування у порядку та на умовах, визначених спеціальним законодавством з питань справляння таких внесків, із сплатою юридичними особами єдиного податку у розмірі 50 відсотків діючих ставок;
Установити на 2005 рік фіксований розмір страхових внесків на загальнообов'язкове державне страхування для фізичних осіб - суб'єктів підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування (фіксований податок, єдиний податок), та членів сімей зазначених фізичних осіб, які беруть участь у провадженні ними підприємницької діяльності, у розмірі мінімального страхового внеску, визначеного Законом України "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування" ( 1058-15 ) (Відомості Верховної Ради України, 2003 р., N 49-51, ст. 376), на місяць на кожну особу.".
А как же быть тогда с положениями, изложенные в преамбуле Закона Украины "О системе налогообложения" # 1251-XII от 25.06 1991 г. :
"Цей Закон визначає принципи побудови системи оподаткування в Україні, податки і збори (обов'язкові платежі) до бюджетів та до державних цільових фондів, а також права, обов'язки і відповідальність платників."? Или этот закон уже отменен ? Или законы в Украине действуют выборочно ? Тогда у нас не правовое государство, а живущее "по понятиям". Перефразируя, "наши понятия, когда хотим, тогда и меняем". Хоть за неделю до начала бюджетного года. И всего на один год. И никто нам не указ ! Так ?
И нормы ч. 1 ст. 1 Закона Украины "О системе налогообложения":
"Встановлення і скасування податків і зборів (обов'язкових платежів) до бюджетів та до державних цільових фондів, а також пільг їх платникам здійснюються Верховною Радою України, Верховною Радою Автономної Республіки Крим і сільськими, селищними, міськими радами відповідно до цього Закону, інших законів України про оподаткування." тоже игнорируются? Причем, не законом о "налогообложении", а законом о "бюджете".
И императивная норма ч. 2 ст. 1 Закона Украины "О системе налогообложения":
"Ставки, механізм справляння податків і зборів (обов'язкових платежів)... і пільги щодо оподаткування не можуть встановлюватися або змінюватися іншими законами України, крім законів про оподаткування." тоже уже не является для создателей законов о госбюджете ЗАКОНОМ ?
Да и изменение размера налогов и сборов, механизма их уплаты должно быть произведено специальными законами о налогообложении (а не "бюджетным законом") НЕ ПОЗДНЕЕ, чем за 6 месяцев до начала бюджетного года, в котором они могут применяться (что ясно и однозначно разъяснено Постановлением Пленума Верховного Суда Украины # 15 от 08.10.2004 г.). Очевидно, это норма тоже "не писана" для высших органов власти Украины? Ладно, не знали представляющие, принимающие и подписывающие законов Украины, принимая законы о бюджете в предыдущие годы. Но после разъяснения Верховного Суда можно же уже было "заметить", что "закон о бюджете" - не единственный закон в Украине и не все отношения им могут регулироваться!
Чем, как не разрушением СИСТЕМЫ налогообложения, является принятие обжалуемого Закона с нормами, прямо противоречащими требованиям закона, регулирующего всю СИСТЕМУ налогообложения Украины?
Кроме того, Закон изменил размер подлежащего уплате субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами фиксированного налога и единого налога, увеличив его, фактически, на размер страховых взносов в Пенсионный фонд, которые входят в него составной частью. Например в составе "единого налога" 42 % - платежи в Пенсионный фонд. Не уменьшив размер "единого налога" на эту величину, но возложив при этом на граждан ОБЯЗАННОСТЬ производить уплату взносов в Пенсионный фонд отдельным платежом, Верховная Рада тем самым увеличила размер налогов, подлежащих уплате, то есть изменила размер и порядок уплаты налогов НЕналоговым законом.
Более того, установление размера ставок единого и фиксированного налогов не является компетенцией Верховной Рады. Это - компетенция органов местного самоуправления. Изменив размер указанных налогов (фактически - увеличив их), Верховная Рада вмешалась в компетенцию органов местного самоуправления.
Более того, так как субъектами предпринимательской деятельности, выбор упрощенной системы налогообложения был произведен ДО принятия Закона и ДО принятия Закона были многими уплачены в бюджет суммы налога за 1-й квартал 2005 г., то обжалуемые нормы Закона фактически УВЕЛИЧИВАЮТ для них общий размер сумм налогов (чем ухудшают их имущественное положение) ЗАДНИМ ЧИСЛОМ. А как насчет соблюдения норм ст. 58 Конституции Украины, которая направлена на защиту прав граждан от подобных действий власти ? Или можно с Конституцией и правами граждан цинично не считаться?
Вышесказанное относится и к норме ст. 100 Закона, которой устанавливается иной, чем предусмотрено специальным налоговым законом, регулирующим вопросы налогообложения прибыли, порядок (механизм) отчетности и уплаты налога на прибыль.
6. Статья 61 Закона противоправно устанавливает размер прожиточного минимума и снижает его размер по сравнению с размером, установленным специальным законом.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4 Закона Украины "О прожиточном минимуме", принятом в соответствии со ст. 46 Конституции Украины (преамбула Закона Украины "О прожиточном минимуме") размер прожиточного минимума утверждается Верховной Радой "ДО початку розгляду Державного бюджету України". Это однозначно свидетельствует, что отношения при утверждении прожиточного минимума не являются "бюджетными отношениями" и, соответственно, не могут регулироваться Законом о госбюджете.
Размер прожиточного минимума УТВЕРЖДЕН Законом Украины "Об утверждении прожиточного минимума на 2005 год" (# 2089-IV) от 19.10.2004 г. Изменения в Закон Украины "Об утверждении прожиточного минимума на 2005 год" в соответствии с ч. 3 ст. 4 этого закона в установленном порядке НЕ ВНОСИЛИСЬ и НЕ ПУБЛИКОВАЛИСЬ.
Статьей 61 Закона безосновательно и в нарушение Закона Украины "О прожиточном минимуме" были уменьшены установленные Законом Украины "Об утверждении прожиточного минимума на 2005 год" гарантии государства в части обеспечения государством прав граждан на социальную защиту (ст. 46 Конституции Украины), что является нарушением ч. 3 ст. 22 Конституции Украины.
Вышесказанное относится также к ст. 82 Закона.
Неужели норма ч. 2 ст. 24 Конституции Украины при принятии Закона уже не действует?
Особенно циничным выглядит то, что в первую очередь это коснется социально незащищенных групп населения - пенсионеров, инвалидов, детей. И это - при неоднократных ПУБЛИЧНЫХ заявлениях членов коллегиальных органов (Верховной Рады и Кабинета Министров) и Президента Украины о "большей социальной направленности бюджета".
СТЫДНО ! (Извините за неюридический термин).
7. Закон сужает и ликвидирует права. Закон создает коллизию права. Нормы Закона являются "мертвым" и не подлежащими применению. Закон создает предпосылки к коррупции должностных лиц налоговой службы и специальных фондов.
О содержании статьи 66 Закона вообще даже неудобно говорить. Достаточно ознакомиться с первым предложением:
"Стаття 66. Заборонити у 2005 році проводити:"
Да не может Закон ЗАПРЕЩАТЬ кому бы то ни было совершать действия, право на которые предоставлено другими законами Украины, без ОТМЕНЫ этих законов полностью или частично.
Кроме того, эта норма (ст. 66 Закона), как и некоторые другие нормы Закона, создает коллизию права, которая все равно делает их недействующими (во всяком случае, в сфере налогообложения), так как в этом случае должностными лицами государственных органов в соответствии с нормами ч. 2 ст. 19 Конституции Украины и п. 4.4.1 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов..." # 2181-III от 21.12.2000 г. действия должны совершаться в противоречие с нормами обжалуемого Закона :
"4.4.1. Конфлікт інтересів
У разі коли норма закону чи іншого нормативно-правового акта, виданого на підставі закону, або коли норми різних законів чи різних нормативно-правових актів припускають неоднозначне (множинне) трактування прав та обов'язків платників податків або контролюючих органів, внаслідок чого є можливість прийняти рішення на користь як платника податків, так і контролюючого органу, рішення приймається на користь платника податків."
Таким образом, или данные нормы Закона будут являться "мертвыми", или должностные лица, которые решатся применить их, будут совершать противоправные действия. Тем самым, создается богатая почва для расцвета коррупции.
8. Внесение изменений в другие законы Украины, которые описаны в ст. ст. 75, 76 Закона, как указывалось выше является прямым нарушением норм бюджетного законодательства Украины, а именно, п. 4 ст. 4, ст. 27, главы 5 Бюджетного кодекса Украины.
Считаю, что органы законодательной и исполнительной власти (Верховная Рада Украины и Кабинет Министров Украины) и высшее должностное лицо государства (Президент Украины) при осуществлении действий по составлению и принятию Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" # 2285-IV от 23.12.2004 г. осуществляли свои полномочия не в соответствии с законами Украины, чем нарушили положения ч. 2 ст. 6 Конституции Украины, что привело к нарушению прав граждан, гарантированных Конституцией и законами Украины, их сужению или ликвидации, а также возложению на них не установленных законами обязанностей, нарушению интересов граждан в части ожидания гражданами действий от высших органов и должностных лиц государства, избранных гражданами, соблюдения прав человека, законности действий и соблюдении указанными органами и лицом положений ст. 3 и других норм Конституции Украины, в соблюдении принципа неотчуждаемости и нерушимости прав человека, гарантированных ст. 21 Конституции Украины.
Исходя из изложенного, на основании ст. ст. 1, 3, 5, 6, 8, 9, 19, 21, 22, 24, 34, 40, 41, 42, 43, 46, 48, 51, 55, 64, 67, 68, 75, 94, 95, 96, 102, 106, 113, 116, 140, 143, 144, 146 Конституции Украины, ст. 1 Протокола 1, ст. 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 1, 2, 4, 7, 19, 20, 27, 29, 30, 33, 37, 38, 39 - 44, 64, 109, 111 Бюджетного кодекса Украины, с учетом Решений Конституционного Суда Украины от 20.03.2002 г. # 5-рп/2002 и от 17.03.2004 г. # 7-рп/2004, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 08.10.2004 г. # 15, п. 49 Решения Европейского суда по правам человека по делу "Жовнер против Украины" от 08.06.2004 г., преамбулы, ст. ст. 1, 15, 20 Закона Украины "Об обращениях граждан"
Прошу :
Устранить нарушения Конституции и законов Украины, прав и интересов граждан Украины, международных договоров Украины, допущенные при подготовке, рассмотрении и утверждении Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" # 2285-IV от 23.12.2004 г.
Восстановить законность в Украине, права и интересы граждан путем немедленной отмены обжалуемых норм указанного Закона.
Пересмотреть действующий или принять новый закон о государственном бюджете на 2005 года, с соблюдением норм Конституции и других законов Украины, прав и интересов граждан.
Так как все обстоятельства субъектам обжалования известны и не требуют получения дополнительных материалов, ответ на жалобу прошу дать в 15-дневный срок с даты ее получения в соответствии с требованиями ст. 20 Закона Украины "Об обращениях граждан".
10 марта 2005 года А.В. Плужников
Текст присоединения к жалобе
Верховная Рада Украины
01021, г. Киев-021, ул. Грушевского, 5
Президент Украины
01220, г. Киев-220, ул. Банковая, 11
Кабинет Министров Украины
01021, г. Киев-021, ул. Грушевского, 12/2
Фамилия Имя Отчество,
Гражданина, избирателя, налогоплательщика Украины,
Индекс, адрес,
номер средства связи
О неправомерных действиях,
нарушении прав и интересов граждан,
устранении нарушений, восстановлении прав и защите интересов принятием Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" # 2285-IV от 23.12.2004 г.
Присоединение к жалобе
Плужникова Алексея Владимировича
от 10 марта 2005 года
О неправомерных действиях,
нарушении прав и интересов граждан,
устранении нарушений, восстановлении прав и защите интересов принятием Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" # 2285-IV от 23.12.2004 г.
Я, гражданин, избиратель, налогоплательщик Украины, считаю доводы жалобы Плужникова Алексей Владимировича от 10 марта 2005 года "О неправомерных действиях, нарушении прав и интересов граждан, устранении нарушений, восстановлении прав и защите интересов принятием Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" # 2285-IV от 23.12.2004 г." обоснованными, поддерживаю их, считаю, что принятием указанного Закона нарушены и мои права и интересы, правовой порядок в Украине и
Прошу :
жалобу Плужникова Алексея Владимировича от 10 марта 2005 года "О неправомерных действиях, нарушении прав и интересов граждан, устранении нарушений, восстановлении прав и защите интересов принятием Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" # 2285-IV от 23.12.2004 г." удовлетворить в полном объеме.
__ ____________ 2005 года подпись И.О. Фамилия
Напомним, что Вы можете связаться с редакцией, воспользовавшись функцией "Сообщить новость" слева вверху страницы.