Предприятия будут платить за электроэнергию больше [ Редагувати ]
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко 21 июля подписала постановление о поэтапном введении единых тарифов на электроэнергию. Как утверждает "Коммерсантъ-Украина", это решение крайне невыгодно предприятиям промышленно развитых областей Восточной Украины, где традиционно сильны позиции крупнейших украинских олигархов. Уже через десять месяцев заводы Донецкой, Луганской, Днепропетровской и Запорожской областей будут платить за электричество в 1,5 раза больше, чем сейчас.
Производство электроэнергии в объединенной энергосистеме Украины в 2004 году составило 181,3 миллиона МВт.ч. Доля АЭС в общем объеме производства электроэнергии в 2004 году составила 48%, ТЭС - 40,4%, ГЭС - 6,5%, коммунальных ТЭЦ и блок-станций - 5,1%. В денежном выражении объем производства электроэнергии достигает 5 миллиардов долларов. Вся вырабатываемая в стране электроэнергия передается государственному предприятию "Энергорынок", которое, в свою очередь, продает ее облэнерго - областным сбытовым компаниям.
В соответствии с вчерашним постановлением правительства в Украине должно остаться лишь два вида тарифов на электроэнергию, устанавливаемых в зависимости от используемых промпотребителем линий электропередачи (мощностью до 35 КВт и свыше 35 КВт). Соответствующие изменения в тарифную политику должна внести Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ), которая определит размер ставок. Диверсификации же тарифов по региональному принципу больше не будет. Таким образом, все промышленные потребители электроэнергии в стране будут платить за электричество одинаково.
Подготовка постановления, кардинально меняющего принципы ценообразования на электроэнергию в стране, началась еще весной этого года. В частности, в мае 2005 года Минтопэнерго обнародовало проект документа, согласно которому единые тарифы вводятся сразу после подписания постановления. Однако в итоге правительство выбрало более мягкий вариант, предусматривающий поэтапное изменение цен. Завершить реформу энергорынка страны НКРЭ планирует в начале мая 2006 года.
Сейчас розничные тарифы для промпотребителей определяются в зависимости от себестоимости передачи электричества областными линиями электропередачи. Самые низкие расценки на электричество - в Восточной Украине, где много крупных промышленных предприятий, питающихся от высоковольтных линий электропередачи. Наиболее дорого КВч стоит в аграрных регионах (центральные и южные области Украины) с разветвленными и маломощными электросетями и высокой долей так называемых бытовых абонентов в энергопотреблении. По оценкам НКРЭ, разница в розничных расценках между аграрными и промышленными областями составляет от 30% до 60%.
С реализацией вчерашнего постановления эта разница ликвидируется. Как заявили в пресс-службе НКРЭ, точный размер единого тарифа на электроэнергию пока неизвестен. Однако, по словам представителей комиссии, скорее всего единый тариф будет чуть ниже среднего показателя от сегодняшней вилки цен, составляющей 18-28 копеек за КВт.ч. Это означает, что для аграрных районов цена электричества снизится. За установление единого тарифа заплатят индустриально развитые районы.
"Эта система создает равные условия для развития всех регионов Украины. Изменения, которые сделаны, позволят развиваться промышленности депрессивных областей, таких как Херсонская или Кировоградская, - рассказал президент НАК "Энергетическая компания Украины" Юрий Продан. - То, что делается сейчас с тарифами, вообще не поддается логике. Если мы возьмем самый низкий тариф, который в "Киевоблэнерго", и сравним с самым высоким тарифом - в "Житомироблэнерго" или "Кировоградоблэнерго", - выйдет разница в 60%".
По оценкам НКРЭ, потребители Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской областей и Киева после перехода на единый тариф будут платить за электричество на 18-50% больше, нежели сейчас. Напомним, что именно в этих регионах находится большинство предприятий, принадлежащих предпринимателям, поддерживавшим Виктора Януковича во время президентских выборов 2004 года. Впрочем, власти политический подтекст постановления отвергают. "Принятием этого постановления мы создали одинаковые, справедливые условия для всех", - считает господин Продан.
Однако потребители электроэнергии из восточных регионов страны с господином Проданом не согласны. "Недавно выросли транспортные тарифы, газ у нас сегодня на грани повышения. Поэтому увеличение расценок на электроэнергию - это большая проблема для предприятий вроде нашего, экспортирующих свою продукцию, - утверждает генеральный директор Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Владимир Бойко. - Я думаю, что подход должен быть все-таки точечный - в зависимости от предприятия и региона".
Президент подписал указ о погашении долгов за энергоносители предприятиями ТЭК
Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон Украины "О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса", сообщается на официальном сайте Президента.
Справка: Верховная Рада Украины приняла данный закон 23 июня.
Закон определяет комплекс организационных и экономических мероприятий, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса. В частности, статьей 2 устанавливается, что действие закона будет распространяться на предприятия топливно-энергетического комплекса, а также других участников расчетов, которые имеют, или перед которыми есть задолженность, возникшая в результате неполных расчетов за энергоносители.
В соответствии с законом будет создаваться реестр предприятий топливно-энергетического комплекса, которые будут принимать участие в процедуре погашения задолженности и будут пользоваться механизмами, определенными законопроектом. Порядок ведения реестра будет определяться Кабинетом Министров Украины. Будет устанавливать Кабинет Министров Украины и порядок подтверждения задолженности при применении различных механизмов ее погашения (статья 4) и порядок проведения взаиморасчетов (статья 6).
Пунктом 3.4 закона устанавливается, что предприятия, внесенные в реестр, будут пользоваться процедурой погашения задолженности не более 9 месяцев после их включения в реестр.
Также законом утверждается перечень пользователей реестра, среди которых и органы правосудия и правопорядка.
Статьей 5 проекта Закона закрепляется состав задолженности, которую будет разрешено списывать в разрезе отдельных видов субъектов хозяйствования, а также физических лиц.
Также, законом устанавливаются особенности проведения взаиморасчетов. В частности, отдельно установлен порядок осуществления взаиморасчетов при наличии между должниками равных сумм задолженности. Проектом Закона разрешается перевод задолженности за электрическую энергию с одного субъекта хозяйственной деятельности-потребителя электрической энергии на другого субъекта хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 6 закона разрешается проведение взаиморасчетов и при участии бюджетов. При этом органы государственной налоговой службы не будут иметь права отказать участникам расчетов в заключении договора о проведения взаиморасчетов.
Статья 7 проекта Закона разрешает отдельным предприятиям проведение реструктуризации друг перед другом кредиторской и/или дебиторской задолженности, на срок до 10 лет. Предусматривает проект закона и возможность осуществления реструктуризации определенными предприятиями и налоговой задолженности, о чем с налоговыми органами заключаются соответствующие договоры. При этом на реструктуризированную задолженность не будет насчитываться пеня, штрафные и другие финансовые санкции и она не будет подлежать индексации.
Предусмотрена законом и возможность погашения задолженности с частичной оплатой ее суммы (статья 8).
Наряду с этим, законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в целый ряд Законов Украины, в частности таких, как: "О налогообложении прибыли предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", "Об исполнительном производстве", "О Государственном бюджете Украины на 2004 год", "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
Предложенный законопроектом комплекс мер может улучшить финансовое положение предприятий топливно-энергетического комплекса Украины, предупредить банкротство таких предприятий, повысить уровень их платежеспособности и др.
В то же время, эксперты отмечают, что закон фактически предусматривает возвращение к практике применения различных взаимозачетных схем в топливно-энергетическом комплексе Украины, которые имели место раньше. Возвращение к применению таких схем станет возможным, поскольку сам закон не предусматривает установления правил проведения именно взаимозачетов. Также предложенные пути погашения задолженности, которая имеет место на сегодня в топливно-энергетическом комплексе Украины, могут привести к значительным потерям Государственного, а также местных бюджетов, считают эксперты.