Дети Солнца [ Редагувати ]
Любой, кто предложит первым эффективно и "под завязку" заполнить духовный вакуум, может брать за руку сомневающегося и вести за собой, по добротно вымощенной благими намерениями дороге.
Еще свежи в памяти девяностые, в начале которых люди в белых одеждах возвещали о скором приходе Божьей Материи и ее Сына. Людей было много. Имя Божьей матери - Мария Дэви Христос. Она оказалась обычной женщиной, которую осудил вполне земной отечественный суд. Оказалось, что тысячи обманутых людей поверили ей потому, что она знала, как воздействовать на нестойкую психику растерянных людей.
Наталья Власенко разыскивает свою дочь. В марте 2002 года донецкая десятиклассница Саша отправилась на отдых в Крым. Всего лишь на три дня. Вернулась в декабре. Наталья обрадовалась было, да рано. Дочь приехала лишь затем, чтобы оформить паспорт, причем она пожелала поменять имя и фамилию. Александры Власенко не стало, вернее, она превратилась в Лилию Боголюбову.
Второй раз, по словам Натальи, дочь появилась в Донецке не скоро - в августе 2003 года. К этому времени, если бы речь шла об обычной семье, девушка могла бы закончить одиннадцатый класс и поступить в какой-нибудь университет. Но жизнь ей приготовила совсем другие университеты. Лилия приехала к матери и объявила ей, что ждет ребенка. Отец малыша не был для Натальи неизвестным человеком. Напротив, в течение нескольких месяцев - до первого исчезновения дочери, - женщина считала его носителем истинно православной веры и кормильцем, спасшим от голода одинокую мать.
Имя этого человека Юрий Кухарских, хотя, впрочем, в паспорте у него написано иначе. Боголюбов Георгий Павлович. Георгий Павлович, или отец Георгий, был вождем для немногочисленной, но сплоченной паствы "Церкви Солнца".
Полное название организации - "Вселенская христианская апостольская святая небесная церковь Солнца". Светило фигурирует и в названиях других сообществ, руководит которыми либо сам Кухарских, либо его многочисленные родственники и сподвижники.
Дочь поначалу противилась тому, чтобы мать работала с проповедниками малопонятного культа. Так говорит Наталья.
Наталья Власенко, бывший адепт: "Мне просто предложили - вот телефон, вот справочник, вот название организации, и проси все, что выпросишь. Кто-то давал продуктами, кто-то моющими средствами, кто-то деньгами, кто-то перечислял на расчетный счет, у всех разные возможности".
Какая-то доля благотворительной помощи оставалась в личном распоряжении Наталии. Какая именно - новообращенной не было известно. За продуктами, вещами и прочими подаяниями отправлялись другие люди. Значительную часть подношений затем отправляли в Крым, в поселок Мирный. Туда-то и поехала Александра Власенко, чтобы потом превратиться в Лилию Боголюбову.
Было это между двумя краткими визитами дочери в родной Донецк. Наталья на некоторое время осталась в Мирном, чтобы хоть немного побыть с родным человеком. Но вместо родного тепла от Александры, - будем ее называть также Лилия, как в паспорте, - от дочери веяло холодом, дочь не хотела, чтобы мать оставалась с ней, она гнала ее прочь.
Боголюбов со своей свитой расположился на пятом этаже многоквартирного дома. Именно - на этаже, поскольку его фондом были выкуплены несколько соседних квартир. Скорее всего, они соединялись между собой, так что войдя в один подъезд, можно было выйти из другого. Наталья утверждает, что у Юрия Кухарских таких квартир было не меньше десятка. Сколько человек здесь находилось, Наталья доподлинно не помнит. Но все они участвовали в обрядах, которыми руководил отец Георгий.
Наталья Власенко, бывший адепт: "Имея какие-то гипнотические или магические свойства, он включал программу желаний. То есть, в тебе включаются желания, которые ты, как человек нормальный, никогда еще не испытывал никогда. Ты как дурачок становишься, который все время ищет только половых контактов. Может я грубо выражусь, но я скажу, как он (Кухарских - прим. ред) говорил: "Все проходят через меня, через мою шляпу, потому что я вне закона". "Шляпой" он называл свой половой орган, под "всеми" подразумевал женский коллектив организации. Со мной это было один раз. То есть, со всеми матерями, у которых он отбирал дочерей, он делал это в первую очередь. А потом берутся их дочери."
А ведь именно сыном божьим часто называл себя лидер организации.
Наталья Власенко, бывший адепт: "Он всем говорил: "я твой отец". У тебя нет отца, - значит я твой папа". Были конкретные угрозы в наш адрес - всем, кто уходит. Кайся, на четыре масла падай. Масла - то есть это уже не христианское направление, иначе будешь гореть в гиене огненной. То есть вот тут вот я должна была упасть на четыре масла, то есть все это тюремные замашки".
Мирный соответствует своему названию. Выглядит уютным и спокойным. Раньше это был городок военных. На смену людям в зеленом пришли люди в черном. Мужчины, облаченные в темного цвета одежду, как правило, сопровождают будущих мам, которых в городе оказалось очень много. "Люди в черном" появились в городе в конце девяностых. Старожилов Мирного поначалу удивляло большое для депрессивного поселка количество дам "на сносях". Время шло. Появлялись на свет дети и пополняли население Мирного.
Владимир Малиборский, председатель Комитета по делам религий при СМ АРК: "Докладная в Комитет по делам религий при Совете министров АПК, где объяснялось, со всеми раскладками, насколько вредна эта организация, поскольку налицо ряд нарушений статьи 16 Закона Украины, и, в частности, посягательство на достоинство граждан, на здоровье прежде всего несовершеннолетних, там пропагандируется половая распущенность, и ряд других крайне негативных моментов".
Местная милиция неоднократно проверяла жителей пятого этажа. Представители правоохранительных органов, побеседовав с руководителями "Церкви Солнца", вынесли свой вердикт - организация действует легально, занимается благотворительностью.
Олег Параскив, и.о. Мирновского головы: "Так как их деятельность связана с благотворительностью в отношении детей, это я с его слов говорю, то именно возникал вопрос лагерей, детских лагерей по оздоровлению и реабилитации детей, проживающих в загрязненных районах Украины, то есть они здесь хотели делать какие-то лагеря".
От бывшего адепта "Церкви Солнца" - назовем его Александр - удалось узнать, что все мужчины-неофиты,в основном, работают. Все, что зарабатывают, отдают Учителю, Отцу Георгию. Членам организации рекомендуют не вступать в контакты с внешним миром, ведь Внешний мир - средоточие зла. Александр попал в организацию, как и многие другие, случайно. В маленьком поселке за хлеб насущный приходится побороться. Поэтому предложение церкви "Солнца" поработать на благо детей показалось очень перспективным для молодого парня. Александру доверили решать
Александр, бывший адепт "Церкви Солнца": "Знаешь, есть игра такая "верю - не верю". Я буду общаться с тобой до тех пор, пока ты не поверишь в то, что я говорю. Доходило до этого уровня. То есть: садят напротив меня человека, будто он директор, а я на другом конце провода. И начинается вот эта вот игра "верю- не верю". Я ему должен рассказать такую картинку, в которую от поверит - что это именно так, что это истина, и не капли лжи в этом нет. Вплоть до постановления речи, интонации, монотонности голоса, практически, можно сказать, - легкий гипноз. Не видя человека, звуковой. Уже до такого доходило. Дальнейших ход этих денег мне был неизвестен. Они приходили на счет, а куда они девались со счета - это было ведомо только ему и определенной касте людей".
Главная задача информатора, разумеется, собрать больше информации об определенном человеке. Дальше за работу берется вербовщик. Зная слабые места отдельно взятого кандидата, он "готовит" его к вступлению в организацию.
Александр, бывший адепт "Церкви Солнца" "Найдут слабые места в его психике, или у него проблемы с родителями, либо с законом, либо финансовые какие-то дела. Ему дают легкую надежду, что все это наладится, устроится, но для этого ему надо находится непосредственно в этой организации".
По словам Александра, представительства этой организации существуют практически во всех областях Украины, кроме того, есть филиалы зарубежом. Франции, Германии Болгарии,. Адепты живут аскетично, благами пользуются только Учитель и его приближенные. Кроме прочего, откровенничает Александр, это сообщество предоставляет дешевую рабочую силу.
Александр, бывший адепт "Церкви Солнца": Роботы. Дешевая рабочая сила. Есть низшая каста, можно сказать - послушники, которые выполняют ту работу, которую не все делают, это может быть стройка, кто-то за детьми ухаживает, кто-то есть варит - обслуживающий персонал.
Журналист: "А деньги за это люди получают?"
Александр: "Нет"
Журналист: "Почему?"
Александр: "Они живут в этой среде, их кормят, поят, одевают, обувают. С них снимают нагрузку и решение этих внешних проблем".
Выйти из организации - считают, те, кому это все-таки удалось сделать, - почти невозможно. Ведь "солнцевцы" свято верят в слово своего духовного наставника. Они верят, что стоит им уйти, как на их семью "обрушится кара небесная". Или же в другом мире их может ждать тюрьма. Подобную перспективу, во всяком случае, адептам рисуют вербовщики. Самое незавидное положение у тех, кто был до организации частью преступного мира. А таких, как утверждает Александр, в Церкви Солнца немало.
Александр, бывший адепт "Церкви Солнца": "Были люди, из тех, кто находился в организации, которые в розыске. Их там никто не искал. Представлялись другими именами и данными. Имя посвящения - совершенно другое имя".
В поселке найти членов организации нетрудно. Мы отправились к одному из домов, где они живут, в надежде, что нам удастся пообщаться. Будущие мамы оказались очень несговорчивыми.
В общем, свою точку зрения сторонники отца Георгия не хотят высказывать. Но, впрочем, у нас есть его прямой номер. Соедини меня, пожалуйста с Георгием .
На связи - Георгий Боголюбов , лидер "Церкви Солнца".
Андрей Цаплиенко "Добрый день, могу я поговорить с Георгием Павловичем Боголюбовым?"
Георгий Боголюбов: "Вы ошиблись, не было у него никогда такого телефона, и не знаю вообще, кто это такой".
Андрей Цаплиенко: "Но Ваш номер начинается на 8067?
Георгий Боголюбов: "Совершенно верно, да."
Андрей Цаплиенко: "Тогда скажите, куда я попал?"
Георгий Боголюбов: "Это милиция вообще".
Андрей Цаплиенко: "Ну что ж, спасибо за звонок"
Достаточно странный для милиции номер, и все же - мы не теряем надежды найти дочь Натальи. Тем более, что история носит почти что детективный характер. В апреле 2004 года Александра-Лилия оказалась в Севастополе. Мать смогла навестить дочь, и, казалось, что им снова удастся быть вместе. Александра тоже стала мамой. Шестого апреля Наталья рассчитывала забрать ее из роддома. Но опоздала. Ее увезли в неизвестном направлении.
А через несколько дней 18-тилетняя Лилия Боголюбова написала заявление в Генеральную Прокуратуру. "Моя бывшая мать, от которой я официально отрекаюсь на основании моих конституционных прав гражданки Украины, думает, что я зомбирована. В связи с этим даю официальное заявление, что любимого и любящего отца своей дочери я люблю всем сердцем и душой с 2001 года." Число 13 апреля 2004, подписи на каждой странице.
Наталья знала, что у Церкви "Солнца" есть представительства в каждом областном центре. По некоторым сведениям, Лилию Боголюбову видели сначала в Киеве, потом в Луганске и в Тернополе.
Луганск. Квартира, в которой, по свидетельству соседки, жили какие-то верующие, сейчас пустует.
Соседка: "Ой, да какой-то поп жил тут, правильно. Где-то года два назад."
Но что-либо говорить по этому поводу соседка Валентина Григорьевна отказалась категорически. Сказала только, что человек этот был очень аккуратным, рясу держал на вешалке.
Тернополь. Район Старого Рынка. Здесь нам смогли сказать больше - по крайней мере, то, что группа верующих вернется сюда, возможно, в сентябре.
Местный житель: "Тут ранiше жили люди, але зараз вже не живуть".
Журналист "Спец.Кора": "А хто тут ранiше жив?"
Местный житель: "Здається, що якийсь священник"
Журналист "Спец.Кора": "Хто? Священик?
Местный житель: "Священик, чи якийсь пiп".
Журналист "Спец.Кора": "А ви вже давно тут живете?"
Местный житель: " Мiсяць вже.
Журналист "Спец.Кора": "Тобто мiсяць тому жили тут ще тi люди?
Местный житель: "Так. А зараз де вони я не знаю".
Улица Саратовская находится в самом начале огромного спального района. Нивки ему название. Именно здесь, в доме 53 по улице Саратовской, долгое время жил Георгий Павлович Боголюбов. Отец Георгий, в миру больше известный как Юрий Кухарских".
Мы несколько раз приезжали на улицу Саратовскую, но двери квартиры перед нами так и не открылись. Пришлось пообщаться с соседями.
Виталий Ермолаев, артист Киевского Академического духового оркестра: "Какой там священник! Там другие были в роде его в своих костюмах, рясах, или как там они называются? Две бутылки шампанского подмышкой. Тут ряса, тут шампанское, тут бутылка, понимаешь!"
От соседок во дворе мы узнали больше. По крайней мере, о том, что где-то неподалеку есть еще одна квартира, которую якобы представители церкви, или фонда, используют как офис. Долго искать не пришлось.
Здесь принимали бизнесменов, которые вполне возможно могли стать спонсорами или меценатами этой организации. Здесь нам назвали имя и телефон члена правления фонда. Человека зовут Яна. Фамилия - Боголюбская. Отчество - Георгиевна.
Мы связались с ней и пригласили на интервью. Но от встречи и записи Яна Георгиевна категорически отказалась. Зато поведала нам о том, что Наталья Власенко причастна к попытке вымогательства у фонда 10000 долларов, в обмен на отказ от поисков дочери. И мы попытаемся с ней снова связаться.
Боголюбская на связи.
Яна Боголюбская, член правления МХДБФ "Солнца": "Давайте, я Вам заплачу, чтобы Вы не делали эту программу."
Андрей Цаплиенко: "Яна Георгиевна, смелое, но смешное предложение".
Попытки журналистов разобраться в деятельности и церкви, и фонда постоянно натыкались на противодействие без обратного адреса. Донецкий психолог и репортер Владимир Сорокин утверждает, что после съемок в поселке Мирный в офис его телекомпании пришли вооруженные люди и потребовали отдать все отснятые материалы.
Владимир Сорокин, психолог-журнаист: "Было установлено наблюдение за машиной, в последующем были звонки, уже в Донецк, хотя мы еще находились в Крыму, потом последовали звонки на мобильные телефоны, в адрес того телеканала, на который я работал сыпались непрерывные угрозы, и было совершенно, как я уже упоминал, вооруженное нападение на творческую бригаду."
Чтобы проверить достоверность информации о "солнечной" организации, - признались в Крымском Комитете по делам религий, - в нее был внедрен врач-психиатр, который и подтвердил предположения о психологической обработке адептов.
Владимир Малиборский, председатель Комитета по делам религий при СМ АРК: "Мы хотели, чтобы эта организация подала в суд на комитете по делам религий с тем, чтобы мы смогли с помощью судебного решения получить результаты судмедэкспертизы и тем самым показать не на уровне, так сказать, подозрений, а доказательств с тем, чтобы раскрыть глаза для тех, кого еще они пытаются обмануть".
Михаил Сегалов, психотерапевт: "Тут сказывается, скорее всего, и некоторое незнание своих традиционных религий и культур, которые характерны именно для нас, отход от них, поиск какой-то экзотики. На этом вот одни зарабатывают деньги, другие теряют здоровье, а то и жизнь".
Свобода совести - это не просто декларация. Сегодня в Украине насчитывается более тысячи трехсот различных организаций, которые называют себя религиозными. Но кто может сказать, где заканчивается территория свободного выбора и начинается зона принуждения. Не физического, нет, а самого, пожалуй, опасного - психологического.
Вполне возможно, что бывшая Саша Власенко, а ныне Лилия Боголюбова, действительно считает себя счастливой в созданном для нее мире. Но не станет ли ей тесно там, где кроме нее уже есть десятки Боголубовых, Боголюбских, Богославских, мальчиков и девочек с одним и тем же отчеством "Георгиевич"? До вторника.