Осторожно ваhhабизм! [ Редагувати ]
В последнее время в Крыму активно насаждается идеология одного из экстремистских течений, которое известно под названием - ваhhабизм.
После событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне в многие люди в мире, в том числе и политики стали часто употреблять слова "ваhhабиты" и "ваhhабизм". Не зная этого явления, часто путают мусульман с ваhhабитами. Поэтому мусульмане считают необходимым внести ясность в этом вопросе.
На смену ужасу и боли, страданию и растерянности пришла ясность не только в понимании того, кто и как совершил эти действия, но и того, как вообще нашлись люди, которые совершили это. Объяснять действия исполнителей терактов только материальными соображениями (мол, их родственникам обещали большие деньги) наивно. Нужна была также мощнейшая и единая для разных людей внутренняя мотивация, которая не могла возникнуть совершенно спонтанно у двух десятков разных людей, которые непосредственно участвовали в терактах, и тех, кто принимал участие в их подготовке.
Подобной мотивировкой может быть религиозная идея, предполагающая Высший авторитет, который предписывает или оправдывает планируемый и подготавливаемый акт и сулит посмертную награду за совершенное деяние, трактуемое как исполнение религиозного долга. Нет ничего странного в том, что уже первые предложения относительно того, кто мог совершить эти теракты, стали концентрироваться вокруг ваhhабистких экстремистов.
Неоднократно в СМИ говорилось о том, что теракт с использованием самолета с пассажирами - давняя мечта ваhhабитских экстремистов. Так, в 1994 году во Франции члены одной из террористических организаций так называемых исламских, захватившие самолет в Алжире, предприняли попытку направить его на какой-нибудь объект в Париже. Однако она была пресечена французскими спецслужбами. Уже всему миру доподлинно известно, что террористические акты и во Франции, и в России, и в Нью-Йорке, не говоря уже о массе других, совершили ваhhабиты.
Что же это за учение такое - ваhhабизм? Ответить на этот вопрос без религиоведческих и историковедческих пояснений невозможно, тем более что ваhhабитская экспансия осуществляется под хорошим пропагандистским прикрытием - от утверждений о том, что ваhhабизма как такового не существует (это, мол, всего лишь некий "фантом"), до заявлений о том, что ваhhабизм - это и есть Ислам. Чаще всего слово "ваhhабизм" употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с Исламом, однако это в корне неверно.
Ваhhабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в 18 веке Мухаммадом ибн Абдуль-Ваhhабом, ставшее в последующем и остающееся до настоящего времени официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия.
В истории развития ваhhабизма существует один парадокс, связанный с тем, что ваhhабиты не используют по отношению к себе термин "ваhhабизм". Кроме того, они стремятся не называть ваhhабизмом ни религиозное учение Ибн Абдуль-Ваhhаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваhhабитские представления и реализующих ваhhабитские установки в мире.
Самая главная причина нежелания ваhhабитов называться ваhhабитами состоит, в том, что тогда автоматически будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваhhабитов, в том, что ваhhабиты по Исламу являются еретиками, сектантами, то есть людьми, которые следуют ложному религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом ибн Абдуль-Ваhhабом) в конкретный период времени (18 веке), и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием. Поэтому ваhhабиты не называют себя ваhhабитами и именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо саляфитами, "последователями благодетельных предков" (саляфийюн).
Совершая экскурс в историю возникновения ваhhабизма, было бы неправильно обойти вниманием личность основателя этого религиозно-политического движения Муххаммада ибн Абдуль-Ваhhаба. Родился он в 1703, 1704 году в местности Наджд в Центральной Аравии. Как свидетельствуют современники Ибн Абдуль-Ваhhаба, его отец и родной брат Сулейман были известными богословами, которые предупреждали мусульман о заблуждениях Ибн Абдуль-Ваhhаба.
С раннего детства Ибн Абдуль-Ваhhаб отличался незаурядными способностями, сочетавшимися, по словам его близких родственников, с психической не уравновешенностью и гордыней. В юности Мухаммад ибн Абдуль-Ваhhаб изучал Ислам в Медине. Уже в те годы он высказывал сомнения относительно некоторых положений мусульманского вероучения, чем вынудил своих учителей предупредить окружающих о заблуждениях с его стороны.
Путешествия по мусульманскому миру и занятия религиозными науками оказали определенное воздействие на мировоззрение Мухаммада ибн Абдуль-Ваhhаба. По возвращении на родину Мухаммад ибн Абдуль-Ваhhаб начинает свой "призыв", который он именует не иначе как "очищение Ислама".
Его современник, муфтий Мекки и глава ученых-богословов суннитской общины Хиджаза (область в Аравии) Ахмад ибн Зейни Дахлян, так оценил деятельность Ибн Абдуль-Ваhhаба: "Своей идеологией он ввел в заблуждение множество несведущих в религии людей. Он отклонился от пути праведных имамов, обвинял в неверии всех мусульман своего времени. По его мнению, мусульмане, жившие на протяжении 600 лет до него, были язычниками и только он возобновил Ислам".
Помимо Ибн-Зейни Дахляна проповедь юного так называемого "богослова", осудили все авторитетные знатоки Шариата Хиджаза и в целом все Исламские теологи того времени.
Проповедь ваhhабизма встретила определенную поддержку. И тому есть несколько причин:
1. Религиозное невежество.
У многих бедуинских племен, среди которых Ибн Абдуль-Ваhhаб начал свою проповедь, опираясь на возрождение древнейших военных традиций и связанного с ними "воинского кодекса чести", бытовали языческие культы. Они не были достаточно просвещены в вопросах Ислама. Бедуины последовали его призыву, став участниками всех междоусобиц на стороне отдельных политических сил. Базируясь на логике языческих отношений между бедуинскими племенами (опыт ведения междоусобных войн сформировал особую этику свободолюбивых и непокорных бедуинских племен, мало приемлемую в централизованном государстве), он объявил, что любых политических противников можно уничтожать и лишать имущества.
2. Поддержка со стороны ряда шейхов племен Наджда (область в Аравии), в частности представителей правящего рода ад-Дарии ас-Сауд (ныне находящаяся у власти государства Саудовская Аравия династия).
Его учение стало знаменем в борьбе рода ас-Сауд за объединение Аравии под их властью и завоевания своей политической власти. Позднее, официальной идеологией первого государства саудитов, был объявлен именно ваhhабизм.
3. Поддержка со стороны Запада, который надеялся с помощью распространения ваhhабизма расширить сферу своего влияния.
Похожую политику Запад проводил в Индии, где также возникли близкие к ваhhабитам течения: так называемая партия "Джамаат аль-Исламийя" именуемая как "Братья-Мусульмане" и "Таблиг-Джамаат". Достаточно упомянуть, что первая несколько лет назад выдала Усаме бен Ладену фатву (религиозное заключение), оправдывающую его террористическую деятельность, а фактическим продолжением второй стали талибы в Афганистане.
Существует огромное множество документальных свидетельств о кровавой истории ваhhабизма. Наиболее авторитетной в этой связи представляется книга муфтия Мекки Ахмада ибн Зейни Дахляна. Он пишет, что политическая история ваhhабизма началась с борьбы на ослабление централизованного государства. Ваhhабиты пошли в наступление, и первой жертвой их натиска и оккупации стал Йемен. Мусульманское население захваченных территорий подвергалось насильственному обращению в ваhhабизм.
Исторически Мекка и Медина теснейшим образом связаны с деяниями и именем Пророка Мухаммада. Распространение влияния среди населения Мекки и Медины давало ваhhабитам прежде всего идеологическую поддержку во всем мусульманском мире. Реакцией мусульманского общества на деятельность ваhhабитов в Мекке и Медине явилось религиозное заключение, в котором было сказано, что людей, разделяющих взгляды ваhhабитов, как и их самих, следует считать вероотступниками, а находящиеся в городе ваhhабитские эмиссары должны быть взяты под стражу.
Всем выходцам из области Ад-Дария, правители которых поддерживали идеологов ваhhабизма, было запрещено совершать Хадж (паломничество к святыням Ислама) и въезжать в Мекку. Одной из причин запрета ваhhабитам совершать хадж стали их попытки использовать паломничество в миссионерских целях.
В результате в 1785 году ваhhабиты напали на племена, находившиеся под юрисдикцией Мекки. Ваhhабиты осадили город Ат-Тойф, а затем, войдя в него, вырезали почти все его население. Город лежал в руинах, был полностью разграблен, религиозные книги сожжены. Правитель Мекки шариф Голиб ибн-Мусаида хотел любой ценой избежать кровопролития в священном городе мусульман и впустил последователей ибн Абдуль-Ваhhаба в Мекку. Незадолго до захвата города ваhhабитами, он даже заключил с ними соглашение о ненападении, которое было подписано 8 муххарама 1789 года.
В 1800 году ваhhабиты блокировали Мекку и перекрыли все подступы к городу. Блокада стала жестоким испытанием для мекканцев. В городе свирепствовал голод. Глядя на страдания мекканцев, шариф Голиб принял решение заключить с ваhhабитами договор о мире. В том же году они сумели захватить Медину. Первым их деянием стало разграбление святой комнаты, где находилась могила Пророка Мухаммада. Власть ваhhабитов над священными городами продолжалась семь лет.
За это время они разграбили все украшения Каабы и накрыли ее черной мешковиной, разрушили купола над могилами. Они запрещали повторять хвалу Пророку (солаваты) после азана (призыва на молитву), считая это отступлением от Ислама. Ибн Абдуль-Ваhhаб лично отдал приказ казнить муэдзина, прочитавшего хвалу Пророку.
Они вводили новые, неслыханные в мусульманском мире традиции: как -"бритье головы не только мужчинами, но и женщинами. По преданию, в ответ на это одна женщина потребовала от ваhhабитов сбрить бороды. Ибн Абдуль-Ваhhаб не мог найти ответ и оставил женщин в покое.
Ваhhабиты снимали для своих последователей многие запреты Ислама, в частности возможность отношений мужчины и женщины только в рамках брака. Действуя в таком духе, последователи ваhhабизма не могли не вызвать протест со стороны жителей оккупированных городов.
О трагедиях и горе, принесенных ваhhабитами мусульманам, написано немало книг исламских ученых. Среди них крупнейший татарский богослов 19 века Зейнулла Шарифи, который так охарактеризовал ваhhабизм:
"Эти взгляды давно опровергнуты и основаны на крайней нетерпимости и фанатизме".
Однако, вплоть до настоящего времени, ваhhабизм остается главным учением в Саудовской Аравии.
За 300 лет своего развития ваhhабизм, под влиянием его же последователей, неоднократно трансформировался. Так, ваhhабизм, такой как мы его сейчас видим, или неоваhhабизм", возник в 80-х годах прошлого столетия в Саудовской Аравии. Проповедники ваhhабизма считают основной своей задачей объединение мусульман всего мира в единый исламский халифат, противореча тем самым самому Ибн Абдуль-Ваhhабу, который никогда не стремился к мировому господству. Порочная практика ваhhабитов трактовать Коран так, как им выгодно, привела к тому, что само учение Ибн Абдуль Ваhhаба во многом претерпело изменения.
Анализируя историческую проблему и исторический анализ ваhhабизма, необходимо обратить внимание на то, что это движение коренным образом противоречит Исламу и именно с ним оно вступило, в первую очередь, в конфронтацию.
Исследуя такое явление, как ваhhабизм, с точки зрения религиоведения, следует отметить, что подавляющее большинство сочинений ваhhабитских авторов построена по следующему принципу. Сначала идет некое положение, затем приводиться цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. Если такой цитаты не обнаруживается, авторы ваhhабитских трактатов оставляют провозглашаемое положение без цитирования Корана и Сунны. Этот прием дает ложное впечатление соответствия ваhhабитской идеологии Корану и Сунне.
В Исламе задача улемов - ученых состоит в том, чтобы понять и довести до людей, что Бог ниспослал в Коране и в Сунне божьего Посланника, а не в том, чтобы использовать цитаты из Корана и Сунны для подкрепления собственных идей, которые не соответствуют Шариату. Более того, даже в случае такого цитирования, не редко устанавливается частичное или полное несовпадение смысла провозглашаемого ваhhабитского положения и цитаты из Корана и Сунны. При этом, в ваhhабитских сочинениях игнорируются не совпадающие с ваhhабитскими постулатами положения Корана и Сунны, как если бы их не существовало вообще.
В ваhhабитском учении много места также отводится джиhаду. Но не принимаются во внимание слова Пророка о Великом и Малом джиhадах. По возвращению с битвы при Бадре (624 года), в которой мусульмане победили язычников, Пророк Мухаммад сказал: - "Мы вернулись с Малого джиhада - к Великому джиhаду".
В Исламе же традиционно эти слова трактуются как то, что вооруженная борьба - это Малый джиhад, а мирный созидательный труд (борьба человека с самим собой) - главный, Великий джиhад. Поскольку ваhhабизм является результатом искажений исламских положений, то при его анализе и оценке, необходимо не расценивать как исламские, те выводы, которые в этих сочинениях обнаруживаются.
Неприятие ваhhабизма основной массой суннитских проповедников объясняется не только догматическими противоречиями, но и тем, что дух этого был чужд традиционному пониманию Ислама. Идеологию, которую проповедовал Мухаммад Ибн Абдуль-Ваhhаб, можно, не вдаваясь во все тонкости и подробности, свести к следующим пунктам:
Ваhhабиты считают (их убеждения), что:
1.Аллаh - материальное, физическое тело, сидит на Аль-Ашре. Он имеет руки, лицо и другие части тела.
2.Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим собственным пониманием.
3.Непризнают большое количество высказываний сподвижников Пророка и исламских богословов.
4.Отрицают мазхабы (религиозно-правовые школы) Ислама.
5.В большинстве случаев совершающий тавассуль (просьба к Аллаhу посредством кого-либо) является язычником.
6.Посещение для благословения могил сподвижников Пророка и праведных мусульман запрещено.
7.Секты на местах возглавляются руководителем (амиром), назначаемым вышестоящими лидерами.
8.Неверных (включая мусульман) не примкнувших к секте ваhhабитов можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.
9.Великие достижения мусульманской цивилизации 8-13 веков в теологии, медицине, математике, астрономии, химии, художественной литературе, основателями которых были в большей мере суфии, для ваhhабизма не имеют никакой значимости.
10.Следует оговорится, что со всеми, кто не разделял их убеждений, ваhhабиты считали необходимым вести войну. Они утверждали, что "Их кровь и имущество дозволены". Это означает, что тех, кто не разделяет убеждений ваhhабитской секты, можно убивать и грабить, более того, - вполне поощряется.
11.Одним из основных пунктов ваhhабизма, является поощрение деятельности "КАМИКАДЗЕ". Однако самоубийство, даже во Имя Аллаhа запрещено по Исламу.
Все эти положения ваhhабизма в корне противоречат Исламу. Поэтому мусульман, не поддерживавших призыв Ибн Абдуль-Ваhhаба, основатель секты расценивал "в большей степени язычниками, чем неверующих, живших до прихода Пророка".
Следует отметить, что навязанные ваhhабитами постулаты были решительно отвергнуты мусульманами. В этой связи ваhhабиты, претендующие на ортодоксию, оказались, сектами, противопоставившими себя всему мусульманскому миру.
Методика распространения идеологии ваhhабизма, основана на системе внутренней изоляции, принцип которого заключается в том, чтобы приверженцы ваhhабизма не могли получать разностороннюю информацию из средств массовой информации, общения с обычными людьми, а также с представителями власти. Все это делается для того, чтобы полученная информация со стороны их лидеров не просачивалась за границы приверженцев данных течений.
Такая методика была выработана партией, именуемой "Джамаат исламия". Эта методика позволяет ваhhабитам привлекать все больше и больше мусульман среди местного населения. Смысл этой методики заключается в том, что новоиспеченные сторонники, получив идеологические знания не могли бы перепроверить их. Это позволяет эффективно распространять так называемую религиозную литературу идеологии экстремистских течений, тем самым не придавая это огласке среди органов власти и населения.
Поэтому Крымскотатарский Молодежный Центр города Севастополя предупреждает о вреде ваhhабизма для спокойствия и стабильности!
Ленур Усманов, религиевед-журналист.