"Женщин в театральной ложе" оценили на миллион [ Редагувати ]
В Лондоне прошел аукцион русского искусства Sotheby`s. Он поставил только один громкий рекорд: за 1 миллион фунтов стерлингов (прибл. 2 миллиона долларов) продана картина Александра Яковлева "Женщины в театральной ложе". Картина "Чья это кружка?" Ильи Кабакова, вынесенная на обложку каталога, покупателя не нашла.
Русский Sotheby`s окончательно превратился в аукцион мирового значения - эстимейты и стартовые цены были такие, какие встретишь разве что на продажах импрессионистов. Сидевшие в зале солидные покупатели жаловались, что им "не дают" картин: еще более солидные покупатели, скрывавшиеся в телефонных трубках, приобрели значительную часть лотов. Как было в случае с самой дорогой покупкой на этих торгах - за внушительное по размеру и чрезвычайно эффектное полотно Александра Яковлева "Три женщины в театральной ложе", изображающее зрителей в Пекинской опере (1918 год), сражались два телефона - торг остановился на 900 тысяч фунтов стерлингов, что означает окончательную цену в более чем 1 миллион фунтов стерлингов. Это мировой рекорд цены на работы Александра Яковлева, причем предыдущий рекорд продержался всего полгода, хотя 1,5 миллиона долларов и поразили весной 2006 года присутствовавших на нью-йоркском Sotheby`s.
Раздел "классической" коллекционерской живописи в целом прошел слабовато. 500 тысяч фунтов стерлингов за очередных "Спасшихся" Ивана Айвазовского - цена давно уже не удивительная. Столько же было уплачено за "Сенокос" Константина Маковского, не очень большую, но раннюю и редкую по жанру картину главного русского салонного художника - что тоже рекордом не является. Вероятно, впервые за сумму, превышающую 1 миллион долларов, продано полотно жанриста Владимира Маковского "Отдых на пути из Киева" 1888 года, с паломником и украинской красавицей. Оно ушло за 550 тысяч фунтов стерлингов (итоговая цена превысит 1 миллион доларов). Даже не сидя в зале на Нью-Бонд-стрит, можно было заподозрить присутствие на торгах украинских коллекционеров: многие лоты с "национальным" оттенком уходили куда дороже, чем мог бы предположить разумный человек. Например, пейзаж Стефана Колесникова, художника украинского происхождения, всю первую половину XX века писавшего деревья и баб в ярких платках в салонной и чуть сюрреалистической манере, была куплена за 163,34 тысячи фунтов стерлингов при эстимейте 5-7 тысяч фунтов стерлингов (который два года тому назад показался бы безбожно задранным).
Такие эстимейты часто не политика аукционного дома, а требование продавцов, которые, прослышав, что русская живопись невероятно дорожает, а русские покупатели невероятно богаты, хотят сорвать куш. Зато к происходящему на торгах теперь прислушиваются потомки эмигрантов, позабывшие о своих корнях,- и вынимают из чуланов еще не известные рынку картины.
Случились неожиданности в маленьком разделе соцреализма: картинка "Вид из окна" 1954 года главного певца красот советской Москвы Юрия Пименова хоть и красивая своей серой дождливой гаммой и каплями дождя на стекле, но не настолько же, чтобы 100 тысяч фунтов (200 тысяч долларов), уплаченные за нее, казались адекватной ценой.
Многие в зале с интересом ждали заключительного раздела утренних торгов - нонконформистов. Раздел очень важен для нынешней политики Sotheby`s, который хочет вновь очутиться в роли открывателя современного русского искусства, как это было после прославленного аукциона нонконформистов в Москве в 1988 году. На 15 февраля в Лондоне уже намечены специализированные торги по этой теме, а на обложку нынешнего каталога была вынесена знаковая для всего актуального русского искусства работа Ильи Кабакова "Номер 8 из кухонной серии" 1982 года - зеленая доска с прибитой на ней эмалированной кружкой и надписью "Чья это кружка?". Работа, оцененная в 100-150 тысяч, так и не продалась. Хотя другие произведения из этого раздела ушли по внушительным суммам - прозрачный белый "Хаос" Владимира Вейсберга за 65 тысяч, "Потерянный рай" Комара и Меламида за 80 тысяч. Поздние композиции Эдварда Штейнберга никого не заинтересовали, как и "Америка-Россия" Леонида Пурыгина, картины Игоря Копыстянского и Натальи Нестеровой.
Тем не менее за Sotheby`s надо признать роль "открывателя" новых слоев русского искусства для рынка: накануне вечером в рамках аукциона "Книги и рукописи" продавались фотографии советских классиков - отпечатки Александра Родченко, Дмитрия Бальтерманца, Марка Маркова-Гринберга. За фотографию 1964 года с гигантскими часами на Спасской башне Дмитрия Бальтерманца коллекционер из Кельна заплатил 19 тысяч.
Вечером состоялась вторая часть громких торгов - декоративно-прикладное искусство и произведения Фаберже. На них были выставлены пара дворцовых ваз Императорского фарфорового завода периода Николая I, около 1830 года,- роскошные, расписанные под малахит, с изображением гвардейцев в Зимнем дворце и дворце Тюильри. Эти вазы были подарены Николаем I французскому послу в России герцогу де Монтемару. Вазы оценены в 1,8-2,5 миллиона (3,4-4,7 миллиона долларов) - ушли за 2 миллиона (4 миллиона долларов).
Каталог прикладного искусства чуть ли не наполовину состоит из Фаберже из европейских и американских коллекций. Очень интересно наблюдать за двумя совершенно разными кругами покупателей на лондонских аукционах (это касается и Sotheby`s, и Christie`s). Если залы, где висит живопись, наполнены русскоговорящими покупателями с редкими вкраплениями французских и немецких коллекционеров, то залы с витринами, заключающими в себе сокровища Фаберже,- территория пожилых английских джентльменов и изредка дам, которые, зажав в глазу лупу, внимательно исследуют тонкость работы по серебру и чистоту бриллиантов.
Украинским коллекционерам оставили налоги
Вчера президент Украины Виктор Ющенко наложил вето на закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения". Одной из причин этого стал пункт об освобождении от налогообложения ввоза культурных ценностей для личных нужд физических лиц. Данное решение в секретариате президента Ъ объяснили так: "Будет социально несправедливо, когда гражданин, который приезжает в Украину из заграничной поездки и везет товаров больше, чем на 200 евро, за превышение заплатит 20 процентов НДС, а тот, кто купил дорогую картину или антикварную вещь для частной коллекции, не будет платить налог". Украинские коллекционеры с позицией президента не согласны. "Это не по-европейски. Если в Украине ввоз культурных ценностей и дальше будет облагаться такими же драконовскими пошлинами и налогами, коллекционеры и дальше будут держать купленное за границей",- заявил Ъ крупный украинский коллекционер, пожелавший остаться неназванным. По его словам, от введения льгот бюджет ничего не потеряет: "За последние десять лет от ввоза культурных ценностей государство получило 20 тысяч долларов отчислений. Содержание дополнительного штата работников таможни обходится гораздо дороже".