Катастрофа над Черным морем. Почему погиб российский Ту [ Редагувати ]
66 пассажиров и 12 членов экипажа. 78 фамилий значится в списках погибших в результате катастрофы российского лайнера Ту-154 над Чёрным морем. Причины гибели самолёта по-прежнему неизвестны. За последние три дня были высказаны десятки предположений, но официальной версии происшедшего всё еще нет. И это тоже можно объяснить. Слишком многое поставлено сегодня на карту. Слишком высокой может оказаться цена ошибки.
Самолет Ту-154 российской компании "Сибирь" - бортовой номер 85693 - следовал рейсом 1812 из Тель-Авива в Новосибирск. В 12.29 он прошел зону полетной информации аэропорта Самсун на черноморском побережье Турции. Через минуту его увидели на экране радара диспетчеры Ростова-на-Дону. Лайнер находился на 11-километровой высоте и двигался со скоростью 850 километров час. В 12.44 самолёт исчез с экрана. Диспетчер подумал, что произошёл какой-то сбой в работе навигационного оборудования. Но уже через несколько минут командир самолёта Ан-24 "Армянских авиалиний", также находившегося над Черным морем, сообщил, что видел взрыв, а затем падение лайнера. По его словам, когда Ту-154 ударился о воду, прогремел еще один взрыв.
Первоначально, как обычно и происходит в таких случаях, была выдвинута версия о технических неполадках на борту. Но после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, в любом авиаинциденте видимо будут усматривать происки террористов. Уже в 15.30 о новой версии объявили - причем одновременно - представители российских и израильских спецслужб. Об этом же заявил министр транспорта Израиля Эфраим Снэ. Генеральная прокуратура России также возбудила уголовное дело по статье "терроризм".
Но сразу возник вопрос - каким образом взрывчатка могла попасть в самолет. Израильский аэропорт Бен Гурион располагает одной из самых надежных систем безопасности. Его специалисты, дают почти 100% гарантию чистоты поднятого на борт груза. Появилась, правда, информация, что Ту-154 дозаправлялся в болгарском порту Бургас, но диспетчеры этой страны её сразу же опровергли. Прозвучала еще и экзотическая версия - мол, взрывное устройство заложили еще в Новосибирске, а привели в действие на обратном пути - с помощью пульта дистанционного управления. В пятницу во время спасательных работ на обломках кабины пилотов были обнаружены три отверстия, напоминающие пулевые. Так возникла версия о перестрелке на борту. К тому же стало известно, что лайнер совершал полёт по необычному курсу. Как правило, Ту-154 из Тель-Авива в Новосибирск над Чёрным морем не летают. Но оставалось неясным, как в таком случае террористы пронесли на борт самолёта оружие.
В 17:30 четвертого октября появилась еще одна версия. Со ссылкой на источники в Вашингтоне несколько информационных агентств сообщили, что Ту-154 был сбит ракетой. Запустили её неизвестные террористы. С турецкого, кавказского или крымского берега Чёрного моря. Израильские эксперты посчитали эту гипотезу маловероятной. Лайнер находился слишком далеко от берега. Разве что Ту-154 стал жертвой какого-то истребителя. Но в зоне катастрофы не было никаких посторонних самолётов.
Тогда вспомнили об учениях, которые как раз в это время проводились в Крыму украинскими ПВО. Время стрельб - с полудня до часу дня - формально совпадало со временем гибели самолёта. Эта версия появилась около шести часов вечера в день катастрофы.
Украинские военные обвинения в свой адрес отвергли. Полигон Опук находится от места катастрофы в 240 километрах. А стрельбы велась на дистанцию от 35-ти до 39-ти километров. Направление обстрела не совпадало с точкой взрыва самолета. Кроме того, все ракеты, которые были использованы во время маневров, имели гарантийные сроки хранения и механизмы самоликвидации на случай отклонения от заданного курса. То есть для того, чтобы случайно попасть в лайнер они должны были не только изменить траекторию полёта и высоту. Должна была отказать автоматика, причем так, чтобы механизм самонаведения продолжал работать. Представить такое трудно, если вообще возможно.
К тому же, весь район учений заранее перекрыли. Были предупреждены и диспетчеры авиакомпаний, чьи рейсы совершались вблизи территории военных маневров. А за стрельбами наблюдали представители 8 государств и пресса.
Александр Кузьмук, министр обороны Украины: "У цих навчань був багаторівневий контроль, працювали контрольнi служби України, Російскої Федерацiї, 22 точки контролю. Всi вони показали, що всi падiння в той час, коли ми отримали повiдомлення, всi цiлi були в ближнiй зонi стрiльби - як i планувалось, на вiдстанi 20-30-40 кiлометрiв, i не в напрямку загибелi лiтака ТУ-154. Це показав об'єктивний, багатоплановий, багаторiвневий контроль. Як тiльки стало вiдомо про цю трагедiю, ми очiкували, що буде проведена паралель зi стрiльбами. Ми самi почали роботу щодо точного визначення".
Реакция украинских военных вполне объяснима. Боевые ракеты несколько раз сбивали пассажирские самолеты. В июле 1988 года ракетой класса "земля-воздух" пораазила гражданский лайнер, на борту которого находились 290 человек. В 1983 году советский истребитель ошибочно попал в корейский самолет с 269 пассажирами. В 73-м израильские истребители уничтожили ливийский самолет, который отклонился от курса. Погибли 105 человек.
В Украине помнят историю, когда военные несколько дней отрицали даже теоретическую возможность попадания ракеты, запущенной с полигона в Гончаровском, в жилой дом в Броварах. А затем вынуждены были признать, что именно ракета стала причиной гибели людей. Правда, есть и другие примеры. Отечественных военных пытались обвинить и в гибели подлодки "Курск". Поскольку украинские бомбардировщики тоже принимали участие в учениях в Баренцевом море. Эта версия так и осталась в категории экзотических.
Показательно, впрочем, что и российские, и американские власти ведут себя по отношению к Украине предельно корректно. В Москве повторяют, что не имеют причин не доверять сведениям, поступающим из Киева. В Вашингтоне утверждают, что не располагают всей информацией и советуют журналистам обращаться за ней к украинским и российским властей. Кстати и в Израиле, чьи граждане составляют большинство погибших, подчёркивают - если ракетная версия подтвердится, действия украинских военных будут расценивать как трагическую ошибку. Израильтяне готовы даже предоставить помощь в модернизации систем украинских ПВО. Впрочем, комиссия, которая расследует сейчас причины катастрофы, изучает все версии. Не сбрасывают со счетов даже вероятность отказа обоих двигателей и взрыв газового баллона. Не говоря уже о технической неисправности, внештатной ситуации на борту и ошибке пилотов. Хотя, российские эксперты уверены, что эти предположения не могут быть основными.
Владимир Тасун, начальник Западно-сибирского управления ФАС России: "Самолет технически исправен, и это мы гарантируем. Профессиональная подготовка ни у кого из нас не вызывает сомнения".
И в Москве, и в Иерусалиме, и в Киеве говорят, что заинтересованы в том, чтобы выяснить настоящую причину катастрофы. Но эксперты не исключают, что истина в этом запутанном деле не будет установлена никогда. Ведь для этого нужны не предположения, а факты и доказательства. Большая часть которых сейчас находится на дне Чёрного моря.
Пытаясь установить истину, не стоит сбрасывать со счетов и интересы конкретных людей и структур. Ни в чем не обвиняя украинских военных заранее, нужно признать, что многие из них хотели бы, чтобы версия о попадании в Ту-154 ракеты ПВО не подтвердилась. А руководители авиакомпаний заинтересованы в том, чтобы не подтвердились предположения о теракте. Они и так слишком много денег потеряли после трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне. Свой интерес и у комиссии по изучению причин катастрофы. После "Курска" им нужно доказать - российские специалисты всё-таки могут докопаться до истины. Даже если она окажется для кого-то неприятной.
Пожалуй, самая главная проблема в расследовании катастрофы авиалайнера Ту-154 - это поиски так называемых "черных ящиков". Без них восстановить ход трагедии, разыгравшейся в небе над Черным морем, будет практически невозможно. Правда, специалисты предполагают, что после взрыва бортовые самописцы были повреждены и попросту утонули, поэтому найти их надежды практически не осталось. Об этом говорит и то, что в Министерстве по чрезвычайным ситуациям России большую часть усилий прикладывают на поиски обломков самолета и останков погибших, а не на поиски "черных ящиков" Ту-154.
Обломки авиалайнера лежат на глубине 2140 метров. Но обнаружить их и поднять на поверхность будет невероятно сложно. Начиная с 200-метровой глубины, воды Черного моря насыщены сероводородом. И даже подводные аппараты могут работать в такой агрессивной среде не более часа. Но, по мнению специалистов, черные ящики ТУ-154 находятся именно на дне.
В субботу вечером с борта судна "Академик Голицын" на дно моря опустили глубоководный исследовательский аппарат "Тритон". Он должен обследовать буквально каждый метр в районе падения лайнера. Правда, пока результаты этих исследований не разглашаются. Впрочем, эксперты предполагают, что если бортовые самописцы действительно разгерметизировались, и в них попала вода с большой концентрацией сероводорода, то шансы прочитать записанную на них информацию практически равны нулю. Гораздо важнее, по словам специалистов, отыскать крупные обломки лайнера. Их ищут и на дне, и на поверхности моря, и на глубине до 40 метров.
Собственно, главная цель нынешней операции - не столько поиски черного ящика, сколько подъем тел пассажиров лайнера и его обломков. О чем может рассказать следователям лишь один фрагмент обшивки, легко представить на примере выловленной в море перегородки между камбузом и кабиной пилотов. Именно в ней и обнаружили три круглых отверстия, напоминающих пулевые. Правда, общественность узнала об этой находке совершенно случайно - благодаря сотрудникам "Комсомольской правды", которые смогли проникнуть на закрытое заседание госкомиссии по расследованию причин катастрофы. Тем не менее, "ракетная" версия в российских СМИ тут же отошла на второй план. Пресса вновь заговорила о вероятном террористическом акте. Правда, для того, чтобы подтвердить это предположение, нужны два условия. Во-первых - таких отверстий не должно быть на внешней обшивке самолета. А во вторых - необходимо доказать, что в дюралюминиевой перегородке - действительно следы от пуль.
Следственная комиссия намерена собрать максимальное количество фрагментов лайнера. В субботу она стала международной - к поискам и осмотру обломков ТУ-154 допустили израильских экспертов, а работы на двухкилометровой глубине проводит одна из европейских компаний. И операция в Черном море, по словам российских властей, будет продолжаться до тех пор, пока не станет ясно, что искать больше нечего.