Падение цен на мобильную связь: как это делается в Турции [ Редагувати ]
Турецкий рынок мобильной связи стоит на пороге обвала тарифов. Обвал прогнозируется на следующий год, и опыт южного соседа поможет оценить отечественные перспективы.
Что делать, если Ваши клиенты перестали покупать, или по крайней мере стали покупать намного меньше, чем ранее? Три года назад в Турции средний доход на одного абонента мобильной связи составлял для тогдашних почти монополистов, Turkcell и Telsim, около $30 в месяц. Сегодня же оператор номер один, компания Turkcell, называет в качестве среднего дохода на одного абонента цифру чуть выше $10 в месяц. И операторы считают, что резкое снижение цен – самый реальный способ борьбы с вялым спросом.
Турция постепенно оправляется от кризисных 2000-2001 годов. Доход и доверие клиентов постепенно восстанавливаются, и возможно сейчас – самое время для начала жесткой ценовой войны. Безотносительно к индикаторам, операторы решили играть ценами, и играть исключительно вниз, что не может не радовать абонентов. Три года назад, когда третья и четвертая лицензии на оказание мобильной связи в стандарте GSM были выданы компаниям Aria (подразделение итальянской TIM) и Aycell (дочернее предприятие государственного оператора связи Turk Telecom), тогдашние лидеры Turkcell и Telsim брали за минуту звонка внутри собственной сети около 25 центов. Сейчас, после двух экономических кризисов и притока малобюджетных абонентов, базовый тариф Turkcell на звонки внутри сети составляет 15 центов за минуту, плюс к тому – целая шеренга различных скидок, промоций и предложений предоплаченного времени. Aria, наиболее агрессивный из новичков, недавно снизил цены на те же звонки до менее чем 8 центов за минуту. В телевизионном рекламном ролике Aria клоун в оранжевом костюме играет оранжевыми же игральными картами со все более и более расстроенной аудиторией. Оранжевый – цвет припейд-услуги от Turkcell, носящей название Hazir Kart, а слоган ролика – "Они не такие дешевые, как заявляют. Мы дешевле". Интересно, прошла ли бы такая реклама на украинском рынке?
Самые большие скидки предлагает принадлежащий государству Aycell, предлагающий внутрисетевые звонки по 3 цента минута. Благодаря тесным связям с государственной монополией компании удается поддерживать тариф на звонки мобильный-стационарный на уровне 15 центов минута при 40 центах за минуту у Turkcell.
Так как Турция приближается к дате окончательной либерализации государственного рынка мобильной связи, запланированной на конец 2003 года, будущий год обещает быть богат событиями.
Турецкая картина во многом напоминает отечественную. Разница только в том, что реальных игроков рынка в нашей стране два, и ни один из них не может похвастаться очень близкими связями с государственным оператором связи – фактическим монополистом. Третьего в ближайшее время не предвидится. По иронии судьбы, тот же Turkcell планировал в 2001 году выйти на украинский рынок, и даже приобрел лицензию на связь GSM-1800 в Киеве, однако экономический кризис на родине подкосил благородное начинание турок. Тем не менее, судя по всему, украинский рынок мобильной связи в следующие году также ожидает хоть небольшая, но ценовая война и улучшение тарифной политики. Или, как минимум, небольшая чехарда с законами.