Не так страшен ПДЧ, как его малюют? [ Редагувати ]
Бывает так, что внимание всех политиков настойчиво притягивает один и тот же вопрос. И "письму трех", выражающему желание Украины присоединиться к ПДЧ, в этом смысле "повезло". Из-за этого послания не работает парламент, нервничает соседка-Россия, а президент и премьер активно занялись внешней политикой. Что же это за такой страшный план?
Что? Где? Когда?
Словосочетание, столь радующее одну часть украинского политикума и столь пугающее другую, впервые увидело свет в 1999 году. Тогда состав НАТО впервые после окончания "холодной войны" обогатился новыми членами: Польшей, Чехией и Венгрией. Но на этом "старые" члены Альянса решили не останавливаться, и специально для стран, когда-то участвовавших в Варшавском договоре, был создан План действий относительно членства. Рамки "Плана" распространялись на 9 стран: Албанию, Болгарию, Латвию, Литву, Македонию, Румынию, Словакию, Словению и Эстонию.
Основной целью "Плана" было усиление "работы" с каждой конкретной страной. Общих требований к потенциальным членам Альянса несколько: политическая и экономическая стабильность, активное сотрудничество со странами-"уже членами" в области обороны и безопасности, адаптация действующих внутри государств правовых норм под стандарты Блока (чтобы активному сотрудничеству правовые коллизии не помешали). Со своей стороны НАТО обещало повсеместную поддержку и консультации, со стороны новоявленных претендентов требовались добрая воля, готовность работать и некоторые финансовые обязательства.
Судя по всему, существование ПДЧ себя полностью оправдало. В 2004 году семь из девяти стран стали полноправными членами Альянса. Но на этом НАТО останавливаться не планирует. Сейчас "в состоянии" ПДЧ пребывают три страны. Албания и Македония к 2004-му с реформами "не успели" (да и не факт, что Блок стал бы настолько увеличиваться за один саммит). Хорватия же присоединилась к ПДЧ позже других - только в 2002 году, к тому же для нее важным условием перспективы членства в НАТО является сотрудничество с Международным трибуналом, расследующим военные преступления, совершенные на территории бывшей Югославии.
По всей вероятности, тремя балканскими странами Альянс может и не ограничиться. Не в пример Евросоюзу, Организация Североатлантического договора активно популяризирует свою открытость. Все активнее цитируется статья 10 Североатлантического договора: "Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему договору". А "неохваченные" европейские страны еще не закончились. Впереди у Альянса "остаток" Балкан, Грузия, и, судя по всему, таки Украина.
Чего изволите?
Если в ходе апрельского саммита в Бухаресте Украину "запишут" в члены ПДЧ, то... Это не значит, что перед нашим государством развернут ковровую дорожку к членству в НАТО. План действий относительно членства в первую и главную очередь предполагает лишь следующую стадию интенсификации уже давно существующего диалога. Страны-члены ПДЧ обязуются плотно заняться реформами и окончательно устранить все препятствия, которые могли бы помешать присоединению к Североатлантическому договору. Не более и не менее, ведь окончательное решение "принимать/не принимать" - исключительная прерогатива действительных членов Блока.
В момент присоединения к Плану действий относительно членства страна-претендент должна ознакомиться с предлагаемой программой и окончательно определиться, какие именно мероприятия для нее наиболее актуальны. После этого потенциальная "часть Альянса" обязуется разрабатывать ежегодную национальную программу, в которой должны фиксироваться все "проблемные" вопросы, пути, методы и сроки их решения, а также ответственные за это органы. Программа может модернизироваться по желанию страны-составителя, да и, по большому счету, ее цель - упростить для членов НАТО контроль над ходом преобразований в отдельно взятом государстве.
Сам по себе ПДЧ состоит из пяти разделов: блок политических и экономических вопросов, блок военных и оборонных вопросов, блок вопросов, регулирующих проблемы финансирования мероприятий ПДЧ, "безопасный" блок и блок правовых вопросов.
Традиционно "святынями" Альянса считаются демократия и рыночная экономика. Каждая страна, рассчитывающая на членство в НАТО, должна не на словах, а на деле заботиться о соблюдении прав и свобод, мирно регулировать любые конфликты, обеспечить честность и независимость судебной системы, дружить с соседями... Длина списка элементов демократизации политической системы зависит от каждой конкретной страны. Большая часть потенциальных требований к Украине кочует из одного международного соглашения в другое, а главы государства время от времени отчитываются о достижениях. И если укрепление западных идеалов на украинских просторах - задача несколько не конкретная (прибор, измеряющий относительный уровень демократии, пока не изобрели), то околотерриториальные споры с Румынией и Россией могут стать серьезной проблемой. В НАТО не берут государства, которые не могут разобраться с пограничными претензиями.
Требование провести экономические реформы еще более оправданное. Финансировать "неимущего" партнера можно, но зачем? Поэтому непременным моментом ПДЧ являются рекомендации по проведению экономических реформ, необходимых для повышения общего уровня процветания страны. Причем, процветание должно быть "налицо": каждый год "кандидат" должен отчитываться по макроэкономическим и бюджетным показателям и демонстрировать успехи от внедрения усовершенствованной экономической политики.
Политика и экономика - это святое, но альянс на то и военный, чтобы львиную долю внимания уделять вопросам безопасности. Само собой, ПДЧ предполагает "подтягивание" уровня армии до общенатовских стандартов и, кроме того, активное участие без нескольких лет члена в стратегическом военном планировании, учениях и миротворческих операциях. Каждый участник ПДЧ обязан продолжать активно действовать в рамках Партнерство ради мира, и только. Никто не может заставить Украину принимать участие в боевых действиях, если она этого не хочет (включая и миротворческие операции). К тому же, каждая страна-член НАТО обладает своего рода правом вето на проведение любой операции. Исключая, естественно, нападение на одно из государств Договора - тут уже волей-неволей, а защищать союзников придется.
Кроме прямого военного сотрудничества члены ПДЧ обязуются поработать над обеспечением достойного (и сопоставимого с другими) уровня безопасности для сверхсекретной информации. Альянс со свой стороны готов помочь тренингами и разработками, но в остальном вопрос борьбы с потенциальными шпионами остается на совести претендентов. К тому же, в перечне договоров, с которыми нужно будет "усреднить" законодательство, числится и соглашение о взаимной засекреченности оружейных разработок. Надо полагать, тайн, которые придется ревностно хранить у НАТО достаточно.
Ну, и кроме всего прочего, страны-члены ПДЧ всенепременно берут на себя и обязательства по уплате "членских взносов" (вносить свою лепту в спонсирование операций Альянса) и финансированию всех необходимых программ. Среди актуальнейших для Украины все чаще называют всестороннюю информационную кампанию в поддержку Альянса среди широких народных масс. Пока бюджет-2008 предполагает господдержку "пропаганды" на уровне копеек по 10 на человека, с такими "взносами" населению много не объяснишь.
Суета вокруг "Плана"
Не дожидаясь официальной информационной кампании, о ПДЧ и НАТО украинцам взялись активно рассказывать представители разных политических сил. Часть из них традиционно против. Партия регионов, например, впечатлилась вопросом настолько, что уже не одну неделю с успехом мешает работе Верховной рады. Как водится, активно ассистируют "регионалам" парламентские коммунисты и внепарламентские - все остальные НАТО-противники.
Основным поводом для повсеместных протестов стало пресловутое письмо президента, премьера, спикера. Как, уже писали "Подробности", в украинской околополитической среде закрепилось мнение, что это послание - непременная гарантия того, что Украину вот-вот возьмут, причем не в ПДЧ, а сразу в НАТО. И референдум вместе с идеалами "конституционной внеблоковости" остаются не у дел. Но даже в самом тексте образца эпистолярного жанра, адресованного Яяпу де Хооп Схефферу, четко указано: когда в НАТО действительно позовут - спросят у нации. Так что собранные КПУ 4 миллиона подписей в пользу идеи всенародного волеизъявления могут пригодиться.
И пока внутри страны громко спорят о том, в какие захватнические войны втянут украинскую армию представители "агрессивного Блока", все самое интересное происходит за пределами нашей страны.
На сегодня в активе украинских ПДЧ-перспектив потенциальная поддержка со стороны США и Польши (что приятно) и угрозы принять "адекватные меры" со стороны вездесущего МИД России (что уже менее приятно, но все же не смертельно). Со своей стороны "верхушка государства" активно работает или не работает над проблемой.
Президент в Давосе рассказал о "внутреннем деле Украины" и постарался укрепить Запад во мнении: Украина в НАТО засобиралась всерьез и надолго. А вот последний брюссельский вояж Юлии Тимошенко мало что добавил в "копилку" ПДЧ. Встретиться с генсеком НАТО она-то встретилась, но нельзя сказать, что рандеву было теплым, к тому же Юлия Владимировна, обращаясь к прессе, упирала на то, что "углубление отношений с НАТО должно проходить не революционным, а эволюционным путем - шаг за шагом". За долгие годы партнерства присоединение Украины к ПДЧ выглядит вполне "эволюционно", но главе правительства виднее, что она имела в виду.
В сухом остатке у Украины не так уж и много. С одной стороны, давние связи с НАТО и подготовленность (если верить экс-министру обороны Анатолию Гриценко) армии. С другой - впечатляющая неготовность заметной части населения даже к самой мысли о ПДЧ. Расслоился и политикум: одна часть готова идти "хоть сейчас", другая - норовит развернуться и пойти к России, третья - это совокупность сомневающихся и недоопределившихся. Похоже, к последней группе можно причислить и ЮВТ, что общность позиции и само "письмо трех" не красит. Поддержку НАТО-инициатив Украины странами Альянса и так нельзя назвать всеобщей, а то, что президент и премьер заметно "путаются в показаниях", шансы присоединится к Плану действий относительно членства медленно, но уверенно тают. Поначалу оптимистичные эксперты "давали" от пятидесяти до семидесяти из ста, что "возьмут". Но до апреля еще слишком много дней и необдуманных заявлений.