Историческое наследие Пересопницы [ Редагувати ]
Тысяча сто сорок девятый год... Поля Волыни усеяны трупами. Не стихает междоусобная война потомков Святого Владимира и Ярослава Мудрого за власть над землями Киевской Руси. В это время на страницах летописей впервые появляются упоминания о княжьем граде Пересопнице. Который вскоре становится главным претендентом на роль политического и экономического центра Восточной Волыни.
Ривненщина. Наши дни. Чуть больше двадцати километров от областного центра. Долина реки Стубла. За невысокими холмами виднеется село. Его название - Пересопница. Весеннее солнце еще слишком слабо, чтобы высушить землю. За долгую зиму она пресытилась водой. Поэтому? сойдя с какой-никакой, но дороги, есть риск по колено оказаться в рыхлой жиже. Только соблазн велик.
Богдан Прищепа, ученый-историк: "Я взяв тут кiлька вещиц виразних. Можно сказати, що це 12 столiття i навiть десяте".
Кремневые наконечники древних стрел лежали почти на поверхности земли. И вряд ли кто-то обратил бы на них внимание. Но если знать, что искать - обязательно найдешь.
На плодородных землях Волыни всегда жили люди. В районе современной Пересопницы археологи находят предметы еще медного века - а это четвертое-третье тысячелетие до нашей эры. Но именно на Средневековье пришелся расцвет этих мест.
В столице удельного княжества сидели Андрей Боголюбский и другие сыновья Юрия Долгорукого. Нередко здесь решалась даже судьба киевского престола. Как считают украинские историки, времена правления Мстислава Немого - дяди знаменитого Даниила Галицкого - были лучшими для Пересопницы. Но - канули в Лету.
Анастасий Верцеха, местный житель: "Це ж, дивіться: один дом стоїть - без нiкого. Другий - без нiкого. Направо - без нiкого, четвертий... он. В общєм, люди вимирають, а поповнення нема. Пару сімей є молодих, але я рахую, що за рокiв 10 тут нiкого не буде. Не то, щоб воно щось возродилось".
Предки Анастасия Верцехи, или, как говорят в селе, - Верцохи - всегда жили в Пересопнице. И холмы вокруг села стоят испокон века. Все знают, что они насыпаны вручную. Давным-давно на месте села находился целый город - с крепостными стенами и рвами. Кое-где и сегодня сохранились остатки подземных ходов. Их можно увидеть - это то, что не разрушено веками. О судьбе Пересопницы, правда, в вольной трактовке, расскажет каждый житель. Но особо популярны среди местных истории о знаменитых находках в окрестностях села. Например, в тот год, когда родился Анастасий, односельчанин выкопал на своем поле целого золотого коня. Его размеров точно уже никто не помнит, но утверждают, что конь по сей день хранится в одном из музеев соседней Польши.
Анастасий Верцеха, местный житель: "Говорять, що на цій терiторiї iз Острога до Клеваня, де стояли цi замки, по цiй линiї должни були буть закопанi ще золотий коник i золота колесниця. Цих розкопок багато, може хтось i знайде це золото".
Золото здесь искали всегда. Но чаще находили человеческие кости. Анастасий говорит - вся Пересопница на костях стоит. Сколько себя помнит, столько и слышно: сосед яму копал и наткнулся на захоронение. Через какое-то время на другом конце села история повторяется. При этом старик хитро улыбается - на его земле тоже кое-что нашли. Но это не были останки древних воинов.
Богдан Прищепа, ученый-историк: "Инвентарь Пересопницкого монастыря, писанный церковнославянским языком в 1600 году: серебро церковное, уборы церковные, книги, хранящиеся в церкви, Евангелие..."
Запыленные полки архивов областного краеведческого музея - клад для историков. В картонных коробках и толстых переплетах хранятся раритеты. Здесь запросто соседствуют уникальные экземпляры из разных столетий и даже тысячелетий - берестяные свитки и хроники, повествующие об истории Пересопницы. В одной из таких летописей древний историк рассказывает о православном монастыре - крупном, по тем временам, центре культуры и духовности на Волыни.
Точное месторасположение Пересопницкого монастыря пока остается загадкой. Известно только, что стоял он на дороге из Киева во Владимир и дальше - на запад. По времени основания монастыря мнения ученых тоже расходятся. Самой вероятной считают версию о том, что создавался он при князе Мстиславе Немом. Примерно на рубеже 12 и 13 столетий
Монастырь Рождества Пречистой Богородицы ищут уже почти сто лет. Ищут ученые, историки и археологи. Интерес к православной обители особенно вырос с обретением Украиной независимости, с тех пор как древний фолиант, уникальная девятикилограммовая рукопись - Пересопницкое Евангелие - заняла почетное место среди главных книг государства. Трижды с тех пор - в 91, 94 и 99 годах - её выносили на трибуну вместе с Конституцией. На ней присягали на верность народу оба украинских президента. Такое внимание к старинной книге объяснимо. Это самый ранний из известных переводов канонического евангельского текста, дошедшего до наших дней в оригинале. Его мало кто видел, но о нём уже знают многие.
Анастасий Верцеха, местный житель: "Є така груба книжка - Пересопницьке Евангелiє. Вона перекладалась з грецької на українську в 1556-1561 роках. Вона надрукувалась. Тут монастир був. Там поле - 10 гектар, i в цьому монастирi вона перекладалась".
Волынские земли в 16 веке находились под властью Речи Посполитой. Историки говорят, что в Украине это был период религиозной полемики православия и католицизма. Поэтому перевод церковно-славянского текста Евангелия на старый украинский язык стал своеобразным актом неповиновения и даже вольнодумства. Отстаивать собственную религию и язык, другими словами - самобытность - тогда было небезопасно.
Богдан Прищепа не прекращает поиски монастыря. Прошлым летом студенты-историки из Ривне во главе со своим руководителем провели целый полевой сезон в экспедиции в окрестностях Пересопницы. Но исследования оказались безрезультатными.
Богдан Прищепа, ученый-историк: "Тобто, це ручна робота, i вона вимагає певного часу i терпiння. Тому що якась цiкава знахiдка, вона не трапляється кожну хвилину, i для того, щоб її знайти, потрiбно iнколи перекидати не один кубометр грунту".
По рассказам местных жителей, сердце монастыря - главный алтарь - находился примерно там, где стоит каменный крест. Это - одна из версий, поэтому раскопки вели здесь. Но она оказалась ошибочной. Кроме того, подобные кресты характерны для средневековья. Их устанавливали на месте массовых погребений. Но когда именно - ответить сложно. Впервые этот крест сфотографирован в начале 20-го века.
Письменных свидетельств, касающихся местоположения обители, как говорит Богдан, почти не осталось. Поэтому ученый доверяет, прежде всего, археологическим материалам. И делает вывод - в 16-м столетии на этом месте православного монастыря не было. Зато археологи наткнулись на остатки жилища и, судя по всему, мастерской средневекового ювелира. Находки оказались очень интересными - украшения и даже примитивные инструменты стали украшением экспозиции областного краеведческого музея.
Николай Мельник, директор благотворительного фонда "Пересопница": "Спiлкуючись зi священослужителями, з громадкiстю, просто з людьми, дiйшли висновку, що спочатку можна поставити капличку, щоб можна було приїхати поклонитися цiм мiсцям, а в перспективi - може якась з наших релiгiйних конфесiй православних вiдродить монастир".
У Николая Мельника есть мечта - возродить Пересопницу. Родину, уточняет директор фонда. Ведь он родился вблизи знаменитого в Украине места. Но очень грустно смотреть, как все приходит в упадок. Каких-то двадцать километров от областного центра, а добраться сюда практически невозможно. Дорога в ужасном состоянии, да и само село, долгое время числившееся среди неперспективных, мягко говоря, выглядит непрезентабельно. Место, связанное с национальной святыней, даже не обозначено на туристических схемах. Только недавно здесь появилась памятная стела, но достопримечательностью она стала разве что для местных жителей.
Владимир Антонюк, голова сельского совета: "Дорога, якщо збудується, то будут будуватися i люди. Адже зараз там проживає всього 140 чоловiк, з них - 10 молодих людей, решта - пенсiонери. Будiвництва немає, народжувальнiстi нiякої. Нiякої дитинки за останнi декiлька рокiв. Я вважаю, якщо буде доступна дорога, якщо буде iсторико-культурний центр - це зворушить життя на пересопницький землi".
Сельский голова уже озабочен предстоящими хлопотами, связанными с реконструкцией дороги и всеми вытекающими из этого последствиями. В его подчинении и без того находится шесть сел. Одно из них - Пересопница. Которое теперь знаменито. Год назад в сельсовет заехал сам губернатор Ривненщины и поставил перед Антонюком задачу - освободить для раскопок определенные земли. Кстати, уже распаеванные. И задачу выполнили. Местный фермер добровольно отказался от своего пая. Сельский голова говорит - люди у нас сознательные и вдобавок - патриоты. Теперь археологам доступны примерно пять гектаров, а к лету, к началу нового сезона, площадь, скорее всего, будет увеличена. Тем более, губернатор пообещал всяческую поддержку, ведь край нужно поднимать, а какими средствами - это уже вопрос второй.
Богдан Прищепа, ученый-историк: "Музей треба створювати тут. Потрiбно, щоб в самому селi був заклад серьйозний, який би розповiдав про iсторiю. Зараз - кiлька стендiв в сельскому будинку культури i на перспективу - один з важливих об'ектiв тут треба створювати".
Энтузиасты - историки и краеведы - давно вынашивают идею создать в Пересопнице историко-культурный центр. Чтобы туристы - наши и иностранные - могли с удовольствием приезжать сюда, как и в другие подобные места на Украине. Чем хуже Пересопница? Ведь богатая историей Волынская земля того стоит. Но, как часто бывает, не хватает малого - поддержки.
Владимир Антонюк, голова сельского совета: "Проєктна документацiя вже заказана. Остається - грошi. Хотiлося, щоб люди, якi зацiкавленi в iсторiї України, можливо десь звернули увагу на Пересопницю, можливо у когось є бажання допомогти чимось - вiдродити цiй край".
Пока исправить положение пообещали власти. Если они помогут, то уже в конце весны - начале лета начнется строительство новой дороги длиной в десять километров. Называют даже сумму - чуть больше полутора миллионов гривень. Для районного бюджета - деньги большие, но если святыню можно было бы оценить, она стоила бы гораздо дороже.
Николай Мельник, директор благотворительного фонда "Пересопница": "Не в кожному населеному пункті писалося Евангелiє, яке стало iсторичною памяткою. Не в кожному населеному пунктi є стільки iсторичних /археологiчних/ мiсць, де можна проводити розкопки, знаходити якісь цiннi знахiдки".
Анастасий Верцеха был тем самым фермером, который отказался от своей земли в пользу государственных интересов. По крайней мере, так сказал голова сельсовета. Сам старик объясняет гораздо проще - тяжело без техники держать такой участок. Даже с закопанными в землю историческими сокровищами. Вряд ли он лукавит. Бывший хозяин, похоже, верит, что монастырь таки найдут. Он лично беседовал с археологами прошлым летом. Они показывали свои находки, и Анастасий гордится, что все это хранила его земля.
Богдан Прищепа, ученый-историк: "Це питання в якійсь мiрi i удачи. Є археологi, котрi десятки лiт шукають i розчаровуються, i перестають вiрити, що це взагалi можливо, а потiм виявляється, що все ж таки можливо i нове вiдкриття зроблено".
Стараниями Богдана Прищепы и его единомышленников монастырь будет найден. Они в это верят. Конечно, если такое в принципе возможно. Только одних стараний энтузиастов мало. Православная обитель прекратила свое существование в 17 веке, все ее сооружения были разобраны и перевезены в другие места. Католики постарались - чтобы от монастыря камня на камне не осталось. Только память. Память народа и документальное подтверждение, на котором присягают Президенты. Пересопница прославила себя в веках. Только слава, к сожалению, не всегда бывает долговечной.