ВН: Крестовый подход [ Редагувати ]
Патриарх Кирилл завершил украинскую миссию своего предшественника, пишет журналист российского издания "Время новостей" Михаил Мошкин в сегодняшнем номере.
Десятидневный пастырский визит патриарха Кирилла в Украину (географический охват и общественно-политический резонанс которого можно сравнить разве что с поездками папы римского по своим "каноническим территориям") подошел к концу. Глава Русской православной церкви, напомнивший украинскому президенту Виктору Ющенко о том, что "Патриарх всея Руси живет в России, в городе Москве", вернулся в российскую столицу. Но накануне пообещал подумать о принятии украинского гражданства в дополнение к российскому. Так предстоятель РПЦ отреагировал на предложение одного из украинских иереев о том, чтобы патриарх - ради укрепления единства паствы - полгода жил бы в Москве, а полгода в "южной столице русского православия" Киеве.
В каждой шутке есть, как известно, лишь доля шутки. Лейтмотивом в проповедях, публичных выступлениях и интервью патриарха проходила мысль, что все восточнославянские православные народы, несмотря на сиюминутные и преходящие политические разделения и конфликты, составляют единое целое - Святую Русь. Крещение Руси началось в Киеве, Почаевская лавра на Волыни и Святогорская в Донбассе, даже оказавшись за границей, не перестали быть святынями русского православия. И хотя глава поместной церкви живет в Москве, он все же патриарх всея Руси, а не Российской Федерации - таким, по сути, стал ответ главы РПЦ сторонникам создания церкви по "территориально-государственному признаку". Этот свой тезис патриарх еще раз подтвердил вчера, когда, подводя итоги визита, заметил, что осознает себя преемником не только московских патриархов, но и митрополитов Киевских и всея Руси.
Тем не менее было бы странным отрицать тот факт, что патриарх Кирилл если не одно из первых лиц российского государства, то во всяком случае весьма влиятельная и общественно значимая фигура. Поездку по Украине главы крупнейшей православной конфессии мира можно сравнить с официальным и дружественным визитом президента. Причем не один политический лидер не позволил бы себе роскоши пробыть в соседней стране десять дней кряду и проехать ее с востока на запад. И если учитывать все газовые войны, споры по поводу Крыма, Севастополя и общей истории, вряд ли кто-то из российских VIP-персон мог бы рассчитывать на такой прием.
Напомним, что патриарх встретился практически со всеми ключевыми фигурами украинского "политикума" - Виктором Ющенко, Юлией Тимошенко, Виктором Януковичем, Владимиром Литвиным и другими политиками, многие из которых всерьез рассчитывают занять президентский пост после выборов, намеченных на будущую зиму.
В отличие от прошлогоднего визита патриарха Алексия II пребывание нынешнего главы церкви не было отмечено противостоянием РПЦ и украинской элиты - на сей раз предстоятель Русской церкви в равной степени пообщался "в теплой дружественной обстановке" как с оппонентами нынешней власти, так и с самими "оранжевыми" (в этом смысле знаковым было совместное с президентом Ющенко посещение мемориала жертв голодомора). Патриарх Кирилл завершил ту миссию, которую начал летом прошлого года его предшественник, - продемонстрировал пастырское попечение об украинских верующих, напомнил о том, что каноническая Украинская церковь Московского патриархата является независимой в своей внутренней политике, и призвал "принимать с любовью всех, в том числе раскольников".
Надо отметить, что и сами "схизматики" (речь в первую очередь идет о самой крупной из отколовшихся от РПЦ церквей - УПЦ Киевского патриархата) вопреки опасениям во время визита Кирилла старались не обострять конфликт с "московской церковью". Хотя священники и миряне УПЦ КП и провели в Киеве 10-тысячный "альтернативный крестный ход" (параллельно с 20-тысячным крестным ходом, организованным УПЦ Московского патриархата), но это шествие не пересекалось с "каноническим".
Во время вчерашнего посещения патриархом Кириллом Свято-Успенской Почаевской лавры (у стен которой предстоятеля РПЦ приветствовало около 40 тысяч верующих) сторонники "киевского патриарха" Филарета заявили о намерении провести собственный крестный ход и молебен. Богослужение, как заявил настоятель тернопольского Свято-Троицкого духовного центра КП протоиерей Анатолий Зинкевич, "будет проводиться с целью продемонстрировать московскому патриарху Кириллу, что в Украине есть немало людей, которые хотят иметь украинскую поместную православную церковь". Характерно, что это утверждение тут же поспешил дезавуировать "старший по званию" представитель Киевского патриархата, епископ Тернопольский и Бучацкий Нестор. Высказывания протоиерея Зинкевича, подчеркнул епископ, это всего лишь личное мнение священника, "альтернативный" молебен проводится не в пику патриарху РПЦ, а потому что "миряне епархии собираются отметить 450-летие принесения иконы Почаевской Божьей Матери на Волынь и 350-летие нахождения мощей преподобного Иова Почаевского".
Роль главных и, по сути, единственных противников пребывания патриарха Кирилла на украинской земле досталась ультра-националистам, чьи публичные выступления в Киеве и других городах на пути следования предстоятеля РПЦ оказались крайне немногочисленными. И Западная Украина не стала исключением. В частности, вчера, когда патриарх Кирилл прибыл во Владимир-Волынский, его встречали более тысячи верующих УПЦ Московского патриархата и около тридцати человек с флагами маргинальных Украинской народной партии и всеукраинского объединения Свобода. Лидеров Свободы, видимо, так допекло пребывание "москальского попа" в Украине, что они обратились в генпрокуратуру с требованием депортировать патриарха (заметим, что это заявление поступило в день отъезда Кирилла).
Глава РПЦ, по мнению националистов, "оскорблял религиозные чувства десятков миллионов украинских православных, которые не являются прихожанами московской церкви" и "большую часть своего визита посвятил политическим делам и вел себя не как духовное лицо, а как специальный комиссар Кремля". Заметим, что украинская власть вряд ли солидаризуется с требованиями партии, лидер которой Олег Тягнибок восхвалял "воинов УПА" за то, что они боролись с "евреями, москалями и другой нечистью". Сомнительно, чтобы этот призыв поддержали и миллионы украинских православных, большая часть которых - паства УПЦ Московского патриархата.
"На мой взгляд, главным итогом было именно непосредственное общение патриарха с людьми, которые приходили на богослужения, приветствовали его, выходя на дорогу в городах и селах, и выходили на площади, где патриарх выступал, - а это были десятки тысяч человек", - заметил в беседе с корреспондентом "Времени новостей" председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, сопровождавший патриарха Кирилла в его поездке.
Кроме того, этот визит, по-видимому, должен подтвердить, что воздействие РПЦ на общество не зависит от политической ситуации и в каком-то смысле сильнее политики - это следует из слов самого патриарха. "Я вспоминаю разговор с одним западноевропейским журналистом, состоявшийся уже после распада Советского Союза, - рассказал предстоятель РПЦ на встрече с журналистами в Киеве. - Он меня спросил: "А почему Русская церковь не поддерживает демократов? Почему она не осуждает Коммунистическую партию? Вот посмотрите на своих западных соседей (он упомянул Польшу) - католическая церковь отождествила себя с "Солидарностью"! Почему вы этого не делаете?" Я ему ответил следующее: "Каждый человек вне зависимости от политических взглядов имеет право быть православным христианином. И на каждого человека должна распространяться пастырская ответственность церкви".