Новая гипотеза: "Слово о полку Игореве" написал чешский лингвист [ Редагувати ]
Гарвардский профессор славистики Едвард Л. Кинан выдвинул шокирующую теорию. Он утверждает, что древнерусский эпос "Слово о полку Игореве" является литературным фальсификатом, который написал один из ведущих представителей чешского возрождения, знаменитый чешский лингвист Йозеф Добровский, родившийся в 1753 году.
В подлинности эпоса, рукопись которого была найдена в конце 18-го века в монастыре у Ярославля и при загадочных обстоятельствах сгорела при оккупации Москвы Наполеоном в 1812 году, ученые сомневаются уже с 19-го столетия. Кому только авторство "Слова о полку Игореве" не приписывалось. Но имя Йозефа Добровского упоминается в этой связи впервые.
Этой гипотезе языковед Едвард Л. Кинан посвятил объемный труд, который выйдет в свет в ближайшие месяцы. Современные чешские филологи-слависты известие восприняли достаточно скептично, оценив лишь то, что американскому коллеге удалось найти целый ряд аргументов, свидетельствующих против подлинности эпоса. Например, директор Слованского института Академии наук Владимир Вавржинек упоминает, что Кинан нашел в "Слове" ряд чехизмов, существование которых в старорусском языке маловероятно. Но в том, что автором героического эпоса является именно Добровский, профессору из Гарварда Вавржинека убедить не удалось.
С недоумением на данное сообщение реагирует также Светла Мадгаузерова, профессор русистики Карлова университета в Праге: "Этот факт мне кажется неправдоподобным", - говорит профессор.
В прошлом многие также сомневались в подлинности эпоса. В России это был профессор Зимин, а в Чехии?
- "Например, чешский профессор Ян Фрчек, погибший во время войны, сравнивал "Слово о полку Игореве" с "Задонщиной". По его мнению, этот древнерусский эпос, возможно, возник на основе "Задонщины", но "Задонщина" сохранилась в 5-и описях, а "Слово" не сохранилось вообще. Таким образом, возникают различные представления", - считает Светла Мадгаузерова.
На чем еще основываются предположения в неподлинности этого текста?
- "Это происходит от общности эпического стиля - чешского и старорусского. Вообще общности с другими эпосами. Но трудно базировать на том, что это могло возникнуть только на одном определенном месте и тяжело определить столетие возникновения этого эпоса", - считает профессор Мадгаузерова.
Остается только надеяться, что книга Едварда Л. Кинана о Добровском будет вскоре переведена на славянские языки и станет предметом серьезной научной дискуссии в кругах славистов.