Единая украинская православная церковь - миф? [ Редагувати ]
Разумеется, эффективность законов в значительной мере определяется уровнем доверия граждан к тем, кто призван следить за их исполнением. В этой связи достаточно тревожными представляются результаты опроса общественного мнения, проведённого в августе социологической службой Центра Разумкова. Они опубликованы в субботнем номере газеты Зеркало Недели. Оказывается, что милиции, прокуратуре и суду полностью доверяют от 9 до 10 процентов опрошенных, около 20 доверяют этим институтам только частично. Для сравнения - церкви полностью доверяют почти 30 процентов опрошенных, и еще 30 - скорее доверяют, чем нет.
И это при том, что отношения между религиозными конфессиями, в первую очередь - различными ветвями православия - далеко не идеальны. Что, кстати наглядно продемонстрировали на прошлой неделе празднования по случаю юбилея Киево-Печерской Лавры. Который украинские православные церкви - уже традиционно - отмечали по отдельности.
Когда на заре тысячелетия афонские монахи закладывали на склонах Днепра первые пещеры древнего монастыря, церковь была единой. Именно с юбилеем Лавры связывали надежды на начало диалога о создании единой поместной церкви в Украине. Но разговора не получилось и чуда не произошло. Надежда что когда-нибудь кому-нибудь удастся склеить осколки украинского православия остается только надеждой. Да и вся многовековая история христианства не знает примера добровольного объединения расколотых церквей".
Одна вера, один Бог, одни и те же лики на иконах, одни и те же мелодии звучат под сводами древних церквей. Едва ли беззаботные туристы, посещающие столичные храмы, вообще задумываются - какой именно из православных конфессий принадлежит тот, в котором они очутились. УПЦ Московского патриархата, УПЦ Киевского патриархата, УАПЦ. Все эти названия начинаются со слова "украинская". Все три конфессии государство признает равноправными. Но у церкви свои законы - и до тех пор, пока УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ не получат признания - их будут называть неканоническими. А пока УПЦ Московского патриархата будет находится под юрисдикцией Русской православной церкви - в её адрес будут звучать обвинения в духовной оккупации.
Пусть даже большинство украинских православных считают эту церковь своей. Разумеется, вопросы вероисповедания голосованием не решаются. В какой храм ходить, и кого почитать в качестве духовного наставника - каждый выбирает самостоятельно.
Другое дело, когда речь идет о разделе приходов и храмов. Кровавая драма на Софиевской площади в 1995 году воочию продемонстрировала, насколько опасен для Украины меконфессиональный конфликт. Особенно, когда его используют в своих интересах политики. Но учиться на своих ошибках - не в наших традициях. Это продемонстрировал прошлогодний скандал вокруг освящения Свято Успенского собора Киево-печерской Лавры. Спровоцировать конфликт было несложно, ведь у каждой из церквей свои герои, своя правда, своя история... И доказательства своей, и только своей правоты.
Епископ Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры: "У нас є церква Єдина Помістна Православна, яку визнає сьогодні весь світ і сьогодні 15 Церков Православних були представники. Це свідчення і признання юридично і фактично нашої церкви під омафором Блаженнєйшего митрополита Володимира. А ці всі шатання, які сьогодні Ви бачите - єретіческіє, які сьогодні прийшли, це бутафорія і людей які заводять в оману раді своєї наживи і вигоди".
Архиепископ Игорь, управляющий делами патриархии УАПЦ: "Навряд чи варто, протиставляючи себе, як єдине втілення праведності, всім іншим. Християнин повинен вміти вчитися каятися. Вміти каятися - це найвище мистецтво у церкві. Це єдина запорука очищення. Тому я думаю через пошук власних помилок повинні пройти всі ми. І наша церква, і церква Київського і Московського патріархатів. Я думаю, тільки після того ми зможемо говорити нормально по-християнському, як рівні, як партнери у великій справі будівництва Єдиної Церкви".
Накануне юбилея Лавры о единой церкви говорили повсюду. Во время торжественных литургий священники призывали к миру между конфессиям. Автокефальная церковь даже предложила провести в Лавре совместную службу с московским патриархатом. Представители УКПЦ напомнили, что Печерская Лавра считается вторым после Иерусалима божественным домом.
Митрополит Филарет, глава УПЦ КП: "Ми святкуємо ювілей цієї святині разом, але окремо. Але Лавра належить всім християнам і ми маємо молитися разом у цій святині".
Но праздника единения не получилось. На торжественную литургию в Свято - Успенский собор иерархов неканонических церквей не пригласили. И они тут же обвинили московский патриархат в оккупации национальной святыни.
Собрать под одной крышей представителей разобщенных церквей удалось лишь вечером - на светском мероприятии в национальной опере. Государство выступает за создание единой церкви. В то же время власть не намерена вмешиваться во внутрицерковные отношения, хотя и рассчитывает на поддержку духовенства.
Но пока конфессии больше надеются на силы внешние. УПЦ МП рассчитывает не поддержку Московского патриарха, Греческой и других церквей, которые стоят на позиции - прежде чем объединятся, священнослужители неканонических направлений должны покаяться и признать власть Москвы. УПЦ КП и УАПЦ рассчитывают на посредничество патриарха Константинопольского, известного своей лояльностью к новообразованным конфессиям.
Правда, даже если Фанар даст добро на единую украинскую поместную церковь, в стране вряд ли наступит православный мир. Все может получиться с точностью до наоборот. Рекомендации Константинополя могут просто проигнорировать в Москве, и тогда формула украинского православия будет выглядеть как два плюс один. И кое-кто из сторонников УПЦ КП говорит, что объединение вообще может привести к новому дроблению
Юрий Болдырев, заместитель председателя общества "Путь православных": "С кем объединятся с раскольниками?"
А завтра еще буковинская митрополия захочет отделиться - таким образом - мы вместо 3 церквей получим как минимум пять. Здесь срабатывают внутрицерковные правила, и политики ошибаются, когда думают, что они могут манипулировать церковной средой также как общественной.
Остается надеется, что украинские священники не будут брать пример с отечественных политиков, у которых чаще всего попытки объединиться заканчиваются еще большим дроблением. Для церкви такие ошибки не проходят бесследно За девять лет со дня раскола, число прихожан во всех трех украинских церквях сократилось на треть. Все больше людей находят утешение у заезжих проповедников в многочисленных сектах, где никто не воюет.
Отток верующих от апостольской ощущается даже на территории колыбели православия - в Лавре. Даже в дни празднования юбилея святыни в гостинице для паломников оставались свободные места.